|
|
Книга притчей
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
28
1 Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как
лев.
2 Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при
разумном и знающем муже она долговечна.
3 Человек бедный и притесняющий слабых то же, что проливной дождь,
смывающий хлеб.
4 Отступники от закона хвалят нечестивых, а соблюдающие закон негодуют
на них.
5 Злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют все.
6 Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает
пути свои, хотя он и богат.
7 Хранящий закон - сын разумный, а знающийся с расточителями срамит отца
своего.
8 Умножающий имение свое ростом и лихвою соберет его для благотворителя
бедных.
9 Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость.
10 Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные
наследуют добро.
11 Человек богатый - мудрец в глазах своих, но умный бедняк обличит его.
12 Когда торжествуют праведники, великая слава, но когда возвышаются
нечестивые, люди укрываются.
13 Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и
оставляет их, тот будет помилован.
14 Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто
ожесточает сердце свое, тот попадет в беду.
15 Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над
бедным народом.
16 Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть
продолжит дни.
17 Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до
могилы, чтобы кто не схватил его.
18 Кто ходит непорочно, то будет невредим; а ходящий кривыми путями
упадет на одном из них.
19 Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто
подражает праздным, тот насытится нищетою.
20 Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот
не останется ненаказанным.
21 Быть лицеприятным - нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает
неправду.
22 Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета
постигнет его.
23 Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто
льстит языком.
24 Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: `это не грех', тот
- сообщник грабителям.
25 Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет
благоденствовать.
26 Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет
цел.
27 Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том
много проклятий.
28 Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются, а когда они падают,
умножаются праведники.
1-5.
О контрастах праведных и нечестивых (насильников). 6-12. Против
угнетения бедных и всякого вообще беззакония. 13-18. Против тайного
служения греху насилий власти и кровожадности. 19-28. Против страсти к
приобретению, насильничества и проч.
1-5. Во главе изображения нечестивого и праведного ставится
противоположное душевное состояние того и другого: совесть нечестивого
всегда мучит его, преследует при отсутствии всякой внешней опасности
(ст. 1а, сн. Лев XXVI:36; Втор XXVIII:25). Ст. 2. высказывает опытно
оправданную, напр., в истории Израильского и Иудейского царства, истину,
что крепость и благосостояние государства возможны лишь при твердой
власти одного законного царя (как было в Иудейском царстве), а не при
множестве узурпаторов царской власти (в Израильском царстве). В ст. 3
стремление нового народного начальника быстро обогатиться на счет народа
приравнивается к гибельному действию проливного дождя, от которого в
тропических странах обычно образуются чрезвычайно стремительные потоки,
быстро затем исчезающие и оставляющие за собой гибельную засуху. В ст.
4-5 заключается резкое противоположение нарушителей и хранителей закона
(ср. Ис V:20).
6-12. Ст. 6 повторяет мысль XIX:1; ст. 7 сн. XXIII:20; XXIX:3; ст. 8 сн.
XIII:22; Иов XXVII:16-17; ст. 9 сн. XV:8; ст. 10 сн. XXVI:27; ст. 11 сн.
XXVI:16. Мысль ст. 12 о благотворности возвеличения праведников и
гибельности возвышения грешников повторяется и ниже XXIX:2.
13-18. В ст. 13 высказывается та, общая Ветхому и Новому Завету (Пс
XXXI:5; I Ин I:9) истина, что свободное чистосердечное исповедание
человеком своих грехов приносит ему прощение грехов от Бога, тогда как
упорное сокрытие человеком грехов своих или непризнание их такими ведет
лишь к осуждению. Ст. 14 высказывает в качестве побуждения к покаянию и
исповеданию грехов пред Богом - страх и благоговение пред Богом, боязнь
прогневить Его правосудие нарушением Его воли. Ст. 15-16, как и ст. 2-3,
говорит об отрицательном и положительном типах носителей власти;
очевидно, что здесь уже не идеальная точка зрения на царскую власть, а
заимствованная из наблюдений опыта. Ст. 17-18 говорят о нечистой
запятнанной и чистой, непорочной совести, и о различных путях и судьбах
той и другой.
19-28. Предлагаемые в ст. 19 похвала труду и порицание праздности
высказывались уже в XI:11. В ст. 20 восхваляется истинность и
справедливость человека и, по контрасту с тем, осуждается излишнее
стремление человека к быстрому обогащению, как само по себе, так и
потому, что такое стремление обычно соединяется с нравственно не
безупречными средствами приобретения (ср. XX:21; XXI:5). Лицеприятие на
суде осуждалось не раз и прежде: XVIII:5; XXIV:23, осуждается и здесь -
ст. 21. Ст. 22 восполняет сказанное в ст. 21, указывая на последствия
неумеренной страсти к приобретению. Указываемое в ст. 24 преступление
заклеймено, как позорнейшее, еще в Притч XIX:26, а особенно в словах
Спасителя (Мф XV:5; Мк VII:11). Высокомерие и самонадеянность ст. 25 -
осуждались еще в XXI:4; сн. XIII:10; XV:18; XXIV:22. Ст. 26 в
противоположность тому указывает мудрость в отсутствие самонадеянности и
в надежде на Бога. Ст. 27 осуждает немилосердие к бедным (ср. Втор XV:7;
2 Кор IX:9). Ст. 28 повторяет мысль ст. 12.