|
|
Книга пророка Иеремии
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
Глава
49
1 О сыновьях Аммоновых так говорит Господь: разве нет сыновей у Израиля?
разве нет у него наследника? Почему же Малхом завладел Гадом, и народ
его живет в городах его?
2 Посему вот, наступают дни, говорит Господь, когда в Равве сыновей
Аммоновых слышен будет крик брани, и сделается она грудою развалин, и
города ее будут сожжены огнем, и овладеет Израиль теми, которые владели
им, говорит Господь.
3 Рыдай, Есевон, ибо опустошен Гай; кричите, дочери Раввы, опояшьтесь
вретищем, плачьте и скитайтесь по огородам, ибо Малхом пойдет в плен
вместе со священниками и князьями своими.
4 Что хвалишься долинами? Потечет долина твоя кровью, вероломная дочь,
надеющаяся на сокровища свои, говорящая: `кто придет ко мне?'
5 Вот, Я наведу на тебя ужас со всех окрестностей твоих, говорит Господь
Бог Саваоф; разбежитесь, кто куда, и никто не соберет разбежавшихся.
6 Но после того Я возвращу плен сыновей Аммоновых, говорит Господь.
7 О Едоме так говорит Господь Саваоф: разве нет более мудрости в Фемане?
разве не стало совета у разумных? разве оскудела мудрость их?
8 Бегите, обратив тыл, скрывайтесь в пещерах, жители Дедана, ибо
погибель Исава Я наведу на него, - время посещения Моего.
9 Если бы обиратели винограда пришли к тебе, то верно оставили бы
несколько недобранных ягод. И если бы воры пришли ночью, то они похитили
бы, сколько им нужно.
10 А Я донага оберу Исава, открою потаенные места его, и скрыться он не
может. Истреблено будет племя его, и братья его и соседи его; и не будет
его.
11 Оставь сирот твоих, Я поддержу жизнь их, и вдовы твои пусть надеются
на Меня.
12 Ибо так говорит Господь: вот и те, которым не суждено было пить чашу,
непременно будут пить ее, и ты ли останешься ненаказанным? Нет, не
останешься ненаказанным, но непременно будешь пить чашу.
13 Ибо Мною клянусь, говорит Господь, что ужасом, посмеянием, пустынею и
проклятием будет Восор, и все города его сделаются вечными пустынями.
14 Я слышал слух от Господа, и посол послан к народам сказать:
соберитесь и идите против него, и поднимайтесь на войну.
15 Ибо вот, Я сделаю тебя малым между народами, презренным между людьми.
16 Грозное положение твое и надменность сердца твоего обольстили тебя,
живущего в расселинах скал и занимающего вершины холмов. Но, хотя бы ты,
как орел, высоко свил гнездо твое, и оттуда низрину тебя, говорит
Господь.
17 И будет Едом ужасом; всякий, проходящий мимо, изумится и посвищет,
смотря на все язвы его.
18 Как ниспровергнуты Содом и Гоморра и соседние города их, говорит
Господь, так и там ни один человек не будет жить, и сын человеческий не
остановится в нем.
19 Вот, восходит он, как лев, от возвышения Иордана на укрепленные
жилища; но Я заставлю их поспешно уйти из Идумеи, и кто избран, того
поставлю над нею. Ибо кто подобен Мне? и кто потребует ответа от Меня? и
какой пастырь противостанет Мне?
20 Итак выслушайте определение Господа, какое Он поставил об Едоме, и
намерения Его, какие Он имеет о жителях Фемана: истинно, самые малые из
стад повлекут их и опустошат жилища их.
21 От шума падения их потрясется земля, и отголосок крика их слышен
будет у Чермного моря.
22 Вот, как орел поднимется он, и полетит, и распустит крылья свои над
Восором; и сердце храбрых Идумеян будет в тот день, как сердце женщины в
родах.
23 О Дамаске. - Посрамлены Емаф и Арпад, ибо, услышав скорбную весть,
они уныли; тревога на море, успокоиться не могут.
24 Оробел Дамаск и обратился в бегство; страх овладел им; боль и муки
схватили его, как женщину в родах.
25 Как не уцелел город славы, город радости моей?
26 Итак падут юноши его на улицах его, и все воины погибнут в тот день,
говорит Господь Саваоф.
27 И зажгу огонь в стенах Дамаска, и истребит чертоги Венадада.
28 О Кидаре и о царствах Асорских, которые поразил Навуходоносор, царь
Вавилонский, так говорит Господь: вставайте, выступайте против Кидара, и
опустошайте сыновей востока!
29 Шатры их и овец их возьмут себе, и покровы их и всю утварь их, и
верблюдов их возьмут, и будут кричать им: `ужас отовсюду!'
30 Бегите, уходите скорее, сокройтесь в пропасти, жители Асора, говорит
Господь, ибо Навуходоносор, царь Вавилонский, сделал решение о вас и
составил против вас замысел.
31 Вставайте, выступайте против народа мирного, живущего беспечно,
говорит Господь; ни дверей, ни запоров нет у него, живут поодиночке.
32 Верблюды их отданы будут в добычу, и множество стад их - на
расхищение; и рассею их по всем ветрам, этих стригущих волосы на висках,
и со всех сторон их наведу на них гибель, говорит Господь.
33 И будет Асор жилищем шакалов, вечною пустынею; человек не будет жить
там, и сын человеческий не будет останавливаться в нем.
34 Слово Господа, которое было к Иеремии пророку против Елама, в начале
царствования Седекии, царя Иудейского:
35 так говорит Господь Саваоф: вот, Я сокрушу лук Елама, главную силу
их.
36 И наведу на Елам четыре ветра от четырех краев неба и развею их по
всем этим ветрам, и не будет народа, к которому не пришли бы изгнанные
Еламиты.
37 И поражу Еламитян страхом пред врагами их и пред ищущими души их; и
наведу на них бедствие, гнев Мой, говорит Господь, и пошлю вслед их меч,
доколе не истреблю их.
38 И поставлю престол Мой в Еламе, и истреблю там царя и князей, говорит
Господь.
39 Но в последние дни возвращу плен Елама, говорит Господь.
1–6.
Пророчество об аммонитянах. 7–22. Об Едоме. 23–27. О Дамаске и Сирии
вообще. 28–33. Об арабах, 34–39. и об Еламе.
1-6 Аммонитяне заняли незаконно области, принадлежащие колену Гадову, и
за это пророк возвещает им разрушение их городов и отведение в плен.
Впрочем, плененные аммонитяне со временем будут возвращены в свою
страну.
1 Аммонитяне, потомки Лота, жившие к востоку от Иордана, между реками
Арноном и Иавоком, были сначала оттеснены из своих владений аморреями,
наследниками всех земель которых, по праву завоевания, явились
израильтяне, особенно колено Гадово и Рувимово. Но уже во время войны
израильтян с сирийцами оттесненные к востоку аммонитяне воспользовались
стесненным положением Израиля и напали на его владения, чтобы расширить
свои пределы. (Ам I:13). Еще более они усилились после того, как жители
Израильского царства были уведены в плен Феглафелассаром (Фулом, см. 4
Цap XV:29). Когда Израильскому царству был положен конец в 722 г.,
аммонитяне, конечно, стали еще более смелыми и незначительное число
израильтян колена Гадова, оставшееся в своей области, не могло оказать
сопротивления захвату их городов аммонитянами. Пророк и говорит, что
аммонитяне напрасно так по-хозяйски распоряжаются за Иорданом: там есть
еще израильтяне, не уведенные Ассирийцами в плен, и им, а не
аммонитянам, принадлежит право наследовать земли тех израильтян, которые
уведены в плен. — Малхом — правильнее: Милком — бог аммонитян.
2 Равва Аммон — главный город Амнонитян, при р. Иавоке.
3 Гай — город за Иорданом, к северу от Есевона. Дочери Раввы — маленькие
аммонитские города, зависевшие от Раввы. — Скитайтесь по огородам, т. е.
вам негде будет жить — города будут разрушены. По другому чтению:
«поражайте себя нарезами».
4 Долины в земле аммовитян были очень плодородны.
Пророчество это изречено в то же время, как и пророчество на моавитян,
т. е. около 4-го года Иоакима, так как здесь еще не упоминается о
Навуходоносоре. Об исполнении пророчества см. Особое замечание к
XLVIII-й гл.
7-22 Едомитяне, несмотря на то, что в их среде были славные мудрецы, не
избегнут погибели и им угрожает судьба Содома и Гоморры.
7 Об Едоме см. Ис XXI:11. Пророчество Иеремии об Едоме часто до
буквальности повторяет собою пророчество Авдия об этом народе. Ср.
XLIX:7 и Авд 8 ст.; ХLIX:9 и Авд 5; XLIX:14 и Авд 1; ХLIX:15 и Авд 2;
XLIX:16 и Авд 3. — Жители Фемана, едомской области, известны были своею
мудростью (Иов II:11). Но их мудрость как бы совсем исчезла в виду
надвигающейся на их страну опасности.
8 Дедан — соседи едомлян, занимавшиеся торговлею (XXV:23). — В пещерах
Палестины, очень длинных и малодоступных, жители ее нередко спасались
при нашествии неприятелей.
9 По закону Моисееву (Втор XXIV:21), обиратели винограда должны были
оставлять по несколько ягод на лозе для сирот и бедняков.
10 Потаенные места — тайники, куда прятались наиболее ценные вещи. —
Братьями и соседями едомитян были амаликитяне, хорреи, симеониты и др.
племена.
11 Так как Едом не может уже сам заботиться о своих вдовах и сиротах, то
должен вручить их милосердию Иеговы, Который и обещает им защиту.
12 Которым не суждено было — это, конечно, евреи, которые должны были
наследовать блага земли обетованной (Исх III:7–8).
13 Восор — Боцра, гл. город Идумеи (ср. Ис XXXIV:6).
16 Жилища свои идумеи высекали в скалах, делали там искусственные,
недоступные для пришельцев из других мест, пещеры.
19 Он, — конечно, вавилонский царь. — Как лев от возвышения Иордана. —
точнее: как лев из высоких зарослей Иордана (ср. ХII:5). — На
укрепленные жилища, — т. е. на города идумейские. — Но Я заставлю…,
точнее: в самом деле, Я заставлю их (едомлян) поспешно уйти… и т. д. —
Пастырь — царь, предводитель.
20 Самые малые… Toчнee: их, самых малых (т. е. униженных) в стаде
(народов), повлекут (завоеватели), и даже их жилище придет (как бы
человек) в изумление от постигшей их участи (переселения в плен).
21 У Чермного моря. Здесь разумеются страны, лежащие к югу от Едома, до
гавани Еланитского залива Черного моря — Елафа. Земля же может означать
все государства, лежавшие к северу от Идумеи.
Пророчество об Едоме также принадлежит ко времени царя Иоакима (около
4-го года его правления), потому что и здесь Навуходоносор еще не назван
по имени. Об исполнении пророчества см. Ис 21 главу.
23-27 Дамаск и соседние с ним сирийские города Емаф и Арнад также
подвергнутся опустошенно и разорению от неприятеля.
23 Дамаск — см. Ис гл. 17. Емаф и Арпад — см. Ис Х:9. — Тревога на море
— правильнее: подобно постоянно волнующемуся морю.
24 Сирийцы недавно вытерпели опустошение, произведенное в их стране
фараоном Нехао, который подчинил себе Сирию доселе бывшую в вассальных
отношениях к царству ассирийскому. Теперь Сирии предстоит вынести ужас
второго нашествия — Навуходоносора, который подчинит эту страну себе как
наследник Ассирии.
25 Слова жителя г. Дамаска или, может быть, восклицание Дамасского царя.
Об исполнении этого пророчества, сказанного также, по-видимому, до
сражения при Кархамисе (около 4-го года Иоакима) см. Ис гл. XVII-я.
28-33 Арабские племена, покоренные Навуходоносором, должны ждать еще
новых нападений халдеев.
28 Кидар — арабы-кочевники см. II:10 и Ис XXI:16, 17. Асор — это племена
арабские, ведшие жизнь оседлую (Асор — по eвp. hazor = укрепление) и
управлявшиеся особыми шейхами, имевшим власть царя (отсюда: царства
Асорские). Эти племена, жившие между Каменистой Аравией и Вавилонией и
близ Персидского залива, были покорены Навуходоносором после битвы при
Кархамисе (ср. Ис XXI:13–17).
31 Арабы-скотоводы были незнакомы с городскими обычаями и не заводили у
себя дверей и запоров.
32 Стригущих волосы — см. IX:25.
Об исполнении этого пророчества можно читать в паралл. месте кн. Исаии
(гл. XXI:13 и сл). Навуходоносор, разоряя Аравию, имел при этом в виду
заставить ее прекратить торговые сношения с Финикиею и все богатства
свои отправлять на продажу в Вавилон, чего и достиг отчасти (Платон,
Древний Восток, с. 636).
34-39 Еламу пророк возвещает суд Божий, в силу чего он отчасти будет
рассеян по разным странам, отчасти же поражен вражескими мечами. Но в
далеком будущем милость Божия возвещается и Еламу.
34 Елам — см. XXV:25. Это пророчество сказано на семь лет позднее, чем
большинство пророческих речей этой группы.
35 Очень вероятно, что еламитяне составляли часть войск Навуходоносора,
разрушивших Иерусалим и за это им возвещается суд Божий. — Лук Елама —
см. Ис XXII:6.
37 Какие народы здесь названы врагами еламитян — решить трудно. С
падением Ассирийского царства еламитяне почувствовали себя свободными,
но скоро Навуходоносор должен был сделать попытку подчинить себе и это
государство. Некоторые толкователи, впрочем, видят этих врагов в персах,
которые завоевали Елам, и еламитяне принимали уже участие в разорении
персами Вавилона (Ис XXI:2).
Особые замечания. Критики весьма сомневаются в подлинности отдела с XLVI
по XLIX-ю главу, а также и в подлинности относящегося сюда «индекса»,
как называют главу ХXV-ю. Говорят, что все это собрание пророчеств
возникло после плена вавилонского и даже — как, напр., пророчество об
Еламе, под которым будто бы необходимо разуметь Персию, — во времена
Александра Македонского. Основания для такого подозрения следующие:
Иеремия здесь высказывает не отвечающее его понятиям мнение о Боге
только как о Боге мести, Который непременно решил погубить язычников. Он
ни слова не говорит о возможности раскаяния для язычников, а без такой
проповеди о раскаянии самое его пророчество представляется крайне
односторонним. Точно также Иеремия — говорят — не мог угрожать разным
народам погибелью, не разъясняя их отношений к его собственным
соплеменникам. Наконец, указывают на то, что ясное спокойное развитие
мыслей, какое мы находим в других речах Иеремии, здесь отсутствует;
мысль здесь стремится порывами, скачками и часто встречаются повторения
ранее высказанных пророчеств.
Но все эти рассуждения о том, что и как должен был говорить Иеремия,
едва ли могут считаться серьезными основаниями к тому, чтобы объявить
означенные пророчества не подлинными. Ведь уже в 1-й главе (ст. 10)
языческие народы выставляются как предмет особого внимания пророка, и
очень естественно, что он их судьбе посвятил целый отдел своей книги.
Затем, к чему было бы Иеремии здесь особенно обстоятельно раскрывать
мысль о виновности разных народов пред праведным Богом? Это было
достаточно ясно и не требовало постоянных повторении в каждом отдельном
случае. Далее, что не могло быть речи о проповеди покаяния языческим
народам с целью педагогического на них воздействия, какое возможно было
по отношению к иудеям, это ясно для всякого непредубежденного человека.
Впрочем, тогда уже исполнялось время долготерпения Божия по отношению к
этим народам, и Иеремия мог возвещать им только суд Божий, хотя и не
окончательную гибель (см. XLVI:26; XLVIII:47; XLIX:6, 39). — О
подлинности L-LI-й глав сказано отдельно.