|
|
Книга пророка Иеремии
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
Глава
16
1 И было ко мне слово Господне:
2 не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на
месте сем.
3 Ибо так говорит Господь о сыновьях и дочерях, которые родятся на месте
сем, и о матерях их, которые родят их, и об отцах их, которые произведут
их на сей земле:
4 тяжкими смертями умрут они и не будут ни оплаканы, ни похоронены;
будут навозом на поверхности земли; мечом и голодом будут истреблены, и
трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным.
5 Ибо так говорит Господь: не входи в дом сетующих и не ходи плакать и
жалеть с ними; ибо Я отнял от этого народа, говорит Господь, мир Мой и
милость и сожаление.
6 И умрут великие и малые на земле сей; и не будут погребены, и не будут
оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради них.
7 И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и
не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их.
8 Не ходи также и в дом пиршества, чтобы сидеть с ними, есть и пить;
9 ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я прекращу на месте
сем в глазах ваших и во дни ваши голос радости и голос веселья, голос
жениха и голос невесты.
10 Когда ты перескажешь народу сему все эти слова, и они скажут тебе:
`за что изрек на нас Господь все это великое бедствие, и какая наша
неправда, и какой наш грех, которым согрешили мы пред Господом Богом
нашим?' -
11 тогда скажи им: за то, что отцы ваши оставили Меня, говорит Господь,
и пошли вослед иных богов, и служили им, и поклонялись им, а Меня
оставили, и закона Моего не хранили.
12 А вы поступаете еще хуже отцов ваших и живете каждый по упорству
злого сердца своего, чтобы не слушать Меня.
13 За это выброшу вас из земли сей в землю, которой не знали ни вы, ни
отцы ваши, и там будете служить иным богам день и ночь; ибо Я не окажу
вам милосердия.
14 Посему вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут уже
говорить: `жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли
Египетской';
15 но: `жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли северной и
из всех земель, в которые изгнал их': ибо возвращу их в землю их,
которую Я дал отцам их.
16 Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их;
а потом пошлю множество охотников, и они погонят их со всякой горы, и со
всякого холма, и из ущелий скал.
17 Ибо очи Мои на всех путях их; они не скрыты от лица Моего, и неправда
их не сокрыта от очей Моих.
18 И воздам им прежде всего за неправду их и за сугубый грех их, потому
что осквернили землю Мою, трупами гнусных своих и мерзостями своими
наполнили наследие Мое.
19 Господи, сила моя и крепость моя и прибежище мое в день скорби! к
Тебе придут народы от краев земли и скажут: `только ложь наследовали
наши отцы, пустоту и то, в чем никакой нет пользы'.
20 Может ли человек сделать себе богов, которые впрочем не боги?
21 Посему, вот Я покажу им ныне, покажу им руку Мою и могущество Мое, и
узнают, что имя Мое - Господь.
1–9.
Суд Божий над народом иудейским. 10–13. Разъяснение причины гнева Божия.
24–21. Будущее спасение и предшествующее наказание народа.
1-9 В знак печальной судьбы иудейского народа Иеремия не должен заводить
себе семьи. Он должен разорвать и дружеские связи, какие у него были в
народе, потому что Иегова отнимает у народа Свою дружбу.
2 Семейная жизнь могла бы принести утешение пророку, ненавидимому в
обществе израильском, но он, по определению Божию, должен отказаться и
от этого утешения.
6 Великие и малые — т. е. знатные и простолюдины. — Стричься — точнее, с
евр.: делать нарезы на теле (ср. XLI:5; XLVII:5) и потом остригать
наголо голову (XLVII:5; Ис XXII:12). То и другое было воспрещено законом
Моисеевым (Лев XIX:27 и сл. XXI:5), но тем не менее практиковалось у
евреев. — Пророку запрещается принимать участие в сетовании той или
другой семьи по случаю смерти какого-либо члена этой семьи. Это будет
символом того, что скоро не будут оплакивать умерших и даже погребать их
за невозможностью это сделать: придется иудеям, оставшимся в живых,
думать только о себе…
7 В осиротевшую семью, после похорон отца семейства, друзья присылали
хлеб и вино, для подкрепления сил хоронивших умершего и в это время,
конечно, не вкушавших пищи (Притч XXXI:6).
10-13 Причиною гнева Божия на народ является измена народа Иегове.
Современники Иеремии еще хуже поступили по отношению к Богу, чем их
предки, и за это Господь изгонит их из Палестины в отдаленную страну.
14-21 Но чем тягостнее ожидающая иудеев теперь судьба, тем
величественнее спасение, какое они получат впоследствии от Иеговы. При
виде этого спасения даже язычники обратятся к истинному Богу! Но теперь
пока иудейскому народу придется до дна испить чашу наказания.
14 Некогда изведение Израиля из плена египетского так подействовало на
души евреев, что они и клялись именем Того, Кто совершил это великое
чудо.
15 Со временем, новое чудо — выведение евреев из плена вавилонского —
еще сильнее подействует на евреев и они будут в клятвах своих упоминать
Того, Кто выведет их из этого, вавилонского, пленения.
16 Рыболовы и охотники — это халдеи, которые забирали иногда население
Иудейского государства целыми массами, как рыболовы таскают рыбу сетями,
то охотились за отдельными иудеями, скрывавшимися в горах (ср. Авв
I:15).
18 Прежде всего — точнее с евр: раньше (ср. Ис LXV:7), т. е. прежде чем
исполнятся обещания 14–15-го ст. — За сугубый грех их. Грех иудеев
называется сугубым или двойным для того чтобы обозначить силу этого
греха (ср. Ис ХL:2). Трупы гнусных. Идолы называются трупами для того,
чтобы указать на их нечистоту, так как труп был самою большою нечистотою
в глазах иудея.
Особые замечания — см. после 17-й главы.