|
|
Книга пророка Иеремии
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
Глава
36
1 В четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, было такое слово
к Иеремии от Господа:
2 возьми себе книжный свиток и напиши в нем все слова, которые Я говорил
тебе об Израиле и об Иуде и о всех народах с того дня, как Я начал
говорить тебе, от дней Иосии до сего дня;
3 может быть, дом Иудин услышит о всех бедствиях, какие Я помышляю
сделать им, чтобы они обратились каждый от злого пути своего, чтобы Я
простил неправду их и грех их.
4 И призвал Иеремия Варуха, сына Нирии, и написал Варух в книжный свиток
из уст Иеремии все слова Господа, которые Он говорил ему.
5 И приказал Иеремия Варуху и сказал: я заключен и не могу идти в дом
Господень;
6 итак иди ты и прочитай написанные тобою в свитке с уст моих слова
Господни вслух народа в доме Господнем в день поста, также и вслух всех
Иудеев, пришедших из городов своих, прочитай их;
7 может быть, они вознесут смиренное моление пред лице Господа и
обратятся каждый от злого пути своего; ибо велик гнев и негодование,
которое объявил Господь на народ сей.
8 Варух, сын Нирии, сделал все, что приказал ему пророк Иеремия, чтобы
слова Господни, написанные в свитке, прочитать в доме Господнем.
9 В пятый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, в девятом месяце
объявили пост пред лицем Господа всему народу в Иерусалиме и всему
народу, пришедшему в Иерусалим из городов Иудейских.
10 И прочитал Варух написанные в свитке слова Иеремии в доме Господнем,
в комнате Гемарии, сына Сафанова, писца, на верхнем дворе, у входа в
новые ворота дома Господня, вслух всего народа.
11 Михей, сын Гемарии, сына Сафанова, слышал все слова Господни,
написанные в свитке,
12 и сошел в дом царя, в комнату царского писца, и вот, там сидели все
князья: Елисам, царский писец, и Делаия, сын Семаия, и Елнафан, сын
Ахбора, и Гемария, сын Сафана, и Седекия, сын Анании, и все князья;
13 и пересказал им Михей все слова, которые он слышал, когда Варух читал
свиток вслух народа.
14 Тогда все князья послали к Варуху Иегудия, сына Нафании, сына Селемии,
сына Хусии, сказать ему: свиток, который ты читал вслух народа, возьми в
руку твою и приди. И взял Варух, сын Нирии, свиток в руку свою и пришел
к ним.
15 Они сказали ему: сядь, и прочитай нам вслух. И прочитал Варух вслух
им.
16 Когда они выслушали все слова, то с ужасом посмотрели друг на друга и
сказали Варуху: мы непременно перескажем все сии слова царю.
17 И спросили Варуха: скажи же нам, как ты написал все слова сии из уст
его?
18 И сказал им Варух: он произносил мне устами своими все сии слова, а я
чернилами писал их в этот свиток.
19 Тогда сказали князья Варуху: пойди, скройся, ты и Иеремия, чтобы
никто не знал, где вы.
20 И пошли они к царю во дворец, а свиток оставили в комнате Елисама,
царского писца, и пересказали вслух царя все слова сии.
21 Царь послал Иегудия принести свиток, и он взял его из комнаты Елисама,
царского писца; и читал его Иегудий вслух царя и вслух всех князей,
стоявших подле царя.
22 Царь в то время, в девятом месяце, сидел в зимнем доме, и перед ним
горела жаровня.
23 Когда Иегудий прочитывал три или четыре столбца, царь отрезывал их
писцовым ножичком и бросал на огонь в жаровне, доколе не уничтожен был
весь свиток на огне, который был в жаровне.
24 И не убоялись, и не разодрали одежд своих ни царь, ни все слуги его,
слышавшие все слова сии.
25 Хотя Елнафан и Делаия и Гемария упрашивали царя не сожигать свитка,
но он не послушал их.
26 И приказал царь Иерамеилу, сыну царя, и Сераии, сыну Азриилову, и
Селемии, сыну Авдиилову, взять Варуха писца и Иеремию пророка; но
Господь сокрыл их.
27 И было слово Господне к Иеремии, после того как царь сожег свиток и
слова, которые Варух написал из уст Иеремии, и сказано ему:
28 возьми себе опять другой свиток и напиши в нем все прежние слова,
какие были в первом свитке, который сожег Иоаким, царь Иудейский;
29 а царю Иудейскому Иоакиму скажи: так говорит Господь: ты сожег свиток
сей, сказав: `зачем ты написал в нем: непременно придет царь Вавилонский
и разорит землю сию, и истребит на ней людей и скот?'
30 за это, так говорит Господь об Иоакиме, царе Иудейском: не будет от
него сидящего на престоле Давидовом, и труп его будет брошен на зной
дневной и на холод ночной;
31 и посещу его и племя его и слуг его за неправду их, и наведу на них и
на жителей Иерусалима и на мужей Иуды все зло, которое Я изрек на них, а
они не слушали.
32 И взял Иеремия другой свиток и отдал его Варуху писцу, сыну Нирии, и
он написал в нем из уст Иеремии все слова того свитка, который сожег
Иоаким, царь Иудейский, на огне; и еще прибавлено к ним много подобных
тем слов.
1–8.
Написание книги пророчеств Иеремииных в 4-й год Иоакима. 9–26. Её
уничтожение царем в следующем году. 27–32. Вторичное написание книги и
пророчество об Иоакиме и его народе.
1-8 Пророк в 4-й год Иоакима получает от Бога повеление записать все
доселе сказанные им пророческие речи для чтения народу. Иеремия диктует
свои речи ученику своему, Варуху, и потом повелевает ему прочитать
свиток речей в храме, куда по случаю поста собралось очень много народу,
и Варух исполняет приказание Иеремии.
2 Иеремия, несомненно, и раньше записывал некоторые свои речи. Но теперь
он все эти речи, почти исключительно угрожающего характера, вписывает в
одну книгу. Почему это нужно было в настоящее время, — на это можно
сказать следующее. Во-первых, многие из речей, сказанных им в течение
двух слишком десятилетий, видимо приводили теперь к осуществлению, если
уже не ocyществились, и это обстоятельство должно было оказать особенно
сильное впечатление на тех, для кого речи эти предназначались.
Во-вторых, Иеремия сам не мог открыто теперь выступать пред народом (ст.
5) и, таким образом, чтение его речей Варухом должно было заменить собою
устную проповедь пророка.
4 Если Иеремия пользуется в настоящий раз услугами Варуха для написания
своих речей, то это объясняется не тем, что сам он не умел писать (ср.
XXX:2; XXXII:10), а тем, что, диктуя Варуху свои речи, пророк находился
в особенно повышенном настроении, какое не давало возможности заниматься
кропотливым трудом писания.
5 Я заключен. Из 19-го ст. видно, что Иеремия не был заключен в темницу.
Этим выражением он хочет сказать только, что ему запрещено выступать
перед народом.
6 День поста. Неизвестно, какой это был пост. В те трудные времена
иногда назначались экстренные посты или дни покаяния для того, чтобы
умилостивить разгневанного Иегову.
9-26 О содержании прочитанного Варухом свитка было тотчас доведено до
сведения царских советников. Они сами выслушали пророчество Иеремии и
пришли в ужас. Посоветовавши Варуху скрыться вместе с Иеремией,
советники доложили о свитке царю, который в свою очередь потребовал его
к себе. Когда царю читали свиток, он брал его по частям в руки и сжигал
на жаровне, показывая этим презрение к Иеремии, а потом велел схватить
Иеремию и Варуха, которые однако, с помощью Божией, успели вовремя
скрыться.
10 Писец Гемария, сын прежнего начальника царской канцелярии, Сафана (4
Цар XXII:3), брат упомянутого в гл. XXVI (24 ст.) защитника Иеремии,
Ахикама. Теперь был на месте Сафана Елисам (ст. 12). — Новые ворота —
см. XXVI:10.
22 Жаровни и доселе еще употребляются в Иерусалиме для согревания комнат
в зимнее время (девятый месяц соответствует нашему декабрю).
24 Под слугами здесь разумеются не те писцы, которые убоялись
предсказаний Иеремии (16 ст.), а, вероятно, просто придворные.
26 Сын царя — принц из царского дома Давидова, а не сын Иоакима,
которому тогда было не более 30-ти лет.
27-32 Иеремия получает от Бога повеление снова написать свои пророчества
и возвестить Иоакиму, что за его дерзостное отношение к слову Божию
Господь не даст его потомкам сидеть на престоле Давида, а самого царя
лишит почетного погребения.
30 Иехония, сын Иоакима, царствовал только три месяца, а потом на
престол восшел дядя его, Седекия. — О погребении Иоакима — см. ХХII:19.
32 Не только прежние пророчества вписывает Иеремия в новую книгу, а
прибавляет к ним еще новые, особенно сказанные позже.