|
|
Книга пророка Иеремии
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
Глава
22
1 Так сказал Господь: сойди в дом царя Иудейского и произнеси слово сие
2 и скажи: выслушай слово Господне, царь Иудейский, сидящий на престоле
Давидовом, ты, и слуги твои, и народ твой, входящие сими воротами.
3 Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от
руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и
невинной крови не проливайте на месте сем.
4 Ибо если вы будете исполнять слово сие, то будут входить воротами дома
сего цари, сидящие вместо Давида на престоле его, ездящие на колеснице и
на конях, сами и слуги их и народ их.
5 А если не послушаете слов сих, то Мною клянусь, говорит Господь, что
дом сей сделается пустым.
6 Ибо так говорит Господь дому царя Иудейского: Галаад ты у Меня,
вершина Ливана; но Я сделаю тебя пустынею и города необитаемыми
7 и приготовлю против тебя истребителей, каждого со своими орудиями, и
срубят лучшие кедры твои и бросят в огонь.
8 И многие народы будут проходить через город сей и говорить друг другу:
`за что Господь так поступил с этим великим городом?'
9 И скажут в ответ: `за то, что они оставили завет Господа Бога своего и
поклонялись иным богам и служили им'.
10 Не плачьте об умершем и не жалейте о нем; но горько плачьте об
отходящем в плен, ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны
своей.
11 Ибо так говорит Господь о Саллуме, сыне Иосии, царе Иудейском,
который царствовал после отца своего, Иосии, и который вышел из сего
места: он уже не возвратится сюда,
12 но умрет в том месте, куда отвели его пленным, и более не увидит
земли сей.
13 Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием,
кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его,
14 кто говорит: `построю себе дом обширный и горницы просторные', - и
прорубает себе окна, и обшивает кедром, и красит красною краскою.
15 Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? отец твой
ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо.
16 Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это
ли значит знать Меня? говорит Господь.
17 Но твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти и к
пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение и насилие.
18 Посему так говорит Господь о Иоакиме, сыне Иосии, царе Иудейском: не
будут оплакивать его: `увы, брат мой!' и: `увы, сестра!' Не будут
оплакивать его: `увы, государь!' и: `увы, его величие!'
19 Ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за
ворота Иерусалима.
20 Взойди на Ливан и кричи, и на Васане возвысь голос твой и кричи с
Аварима, ибо сокрушены все друзья твои.
21 Я говорил тебе во время благоденствия твоего; но ты сказал: `не
послушаю'. Таково было поведение твое с самой юности твоей, что ты не
слушал гласа Моего.
22 Всех пастырей твоих унесет ветер, и друзья твои пойдут в плен; и
тогда ты будешь постыжен и посрамлен за все злодеяния твои.
23 Живущий на Ливане, гнездящийся на кедрах! как жалок будешь ты, когда
постигнут тебя муки, как боли женщины в родах!
24 Живу Я, сказал Господь: если бы Иехония, сын Иоакима, царь Иудейский,
был перстнем на правой руке Моей, то и отсюда Я сорву тебя
25 и отдам тебя в руки ищущих души твоей и в руки тех, которых ты
боишься, в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и в руки Халдеев,
26 и выброшу тебя и твою мать, которая родила тебя, в чужую страну, где
вы не родились, и там умрете;
27 а в землю, куда душа их будет желать возвратиться, туда не
возвратятся.
28 `Неужели этот человек, Иехония, есть создание презренное,
отверженное? или он - сосуд непотребный? за что они выброшены - он и
племя его, и брошены в страну, которой не знали?'
29 О, земля, земля, земля! слушай слово Господне.
30 Так говорит Господь: запишите человека сего лишенным детей, человеком
злополучным во дни свои, потому что никто уже из племени его не будет
сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее.
1–9.
Введение и речи, обращенные к иудейским царям. 10–12. Слово об
Иоахазе-Саллуме. 13–19. Об Иоакиме. 20–30. Об Иехонии.
1-9 Пророк обращается к царю иудейскому и его слугам, и всему народу с
увещанием совершать суд по правде. Если же этого не будет соблюдаемо, то
Господь строго накажет и царя и всех его подданных, которые особенно
заслужили гнев Божий своим поклонением чужим богам.
1 Дворец царский стоял, очевидно, на южном склоне храмовой горы и потому
из храма во дворец не восходили, а сходили, спускались. Иеремия же в это
время был, вероятно, в храме.
2 Народ твой. Это, конечно, не все иудеи, а люди, близко стоявшие к
царю, которых было немало.
4 См. XVII:25.
5 Дом, т. е. дворец царский.
6 Царский дворец, построенный из лучших кедровых деревьев и дубов,
пророк называет вершиною Ливана, где росли могучие кедры, и Галаадом —
страною, по горам которой высились крепкие дубы (ср. 2 Цар VII:2, 7; 3
Цар VII:2–5). — Сделаю тебя… Упомянув о Галааде, пророк тут же
вспоминает о том запустении, в каком уже в то время находилась эта
прежде густо населенная аммореями местность. И теперь еще в восточной
Палестине виднеются развалины древнейших городов, при Иеремии же этих
развалин было еще больше.
10-12 Царю Саллуму предстоит жалкая кончина в плену, куда уводят его
враги, и о нем пророк приглашает иудеев проливать слезы.
10 Умерший — это царь Иосия, о котором много плакали иудеи (2 Пар
XXXV:25). — Отходящий в плен — это, как видно из следующего стиха,
Саллум, сын Иосии. Кто этот Саллум? На основании 4 Цар XXIII:30 и сл. и
Пар XXX:1, 2 мы с уверенностью можем сказать, что пророк здесь разумел
Иоахаза, преемника Иосии. Он носил имя Саллума, вероятно, до своего
восшествия на престол. Три месяца только царствовал Иоахаз-Саллум и был
отведен фараоном в плен. На его место был поставлен египтянами Иоаким, а
это, конечно, должно было сильно раздражить вавилонского царя, для
которого фараон и все ставленники фараона были ненавистны до крайности.
Таким образом, оплакивая отведение в плен Иоахаза, иудеи будут вместе
оплакивать и свою, предстоящую им, жалкую участь, какую готовит им уже
царь вавилонский.
13-19 Царь Иоаким, за свои притеснения подданных, за корыстолюбие,
которое доводило его до пролития невинной крови, будет лишен даже
почетного погребения.
13 Финансовое положение Иоакима было очень стесненное (4 Цар XXIII:35),
но тем не менее он любил производить великолепные постройки: в
особенности он украшал горницы, т. е. верхние комнаты дворца, где цари
обыкновенно проводили все время дня. В этом случае он, очевидно,
увлекался примером вавилонского царя (ср. Авв II:9 и сл.).
14 Прорубает окно, т. е. делает особенно широкие окна, что стоило не
дешево, так как решетки оконные были украшаемы дорогою резьбою. —
Обшивает кедром… Для красы потолок обшивали кедром и красили красною
краскою — по египетской моде.
15 Иоаким полагает необходимым для возвеличения царской власти как можно
больше делать дорогих построек. Между тем сила царской власти
заключается вовсе не в том. Но во всяком случае лучше умерять свои
личные расходы, как делал это отец Иоакима, Иосия, пользовавшийся
поэтому любовью подданных.
16 Самое необходимое для правителя Иудейского царства — знать Иегову,
как верховного Царя иудейского народа. Но знает Иегову как должно тот
царь, который заботливо относится к бедным и сиротам.
18 Увы, брат! увы, cecтpa! — это крики скорби по случаю смерти простых
граждан. Увы, государь! увы, его величие! — это вопли при оплакивании
царя.
19 Как мертвого осла, без всякого уважения, потащат труп Иоакима когда
он умрет. Хотя 4 Цар XXIV:6 ничего не говорит о насильственной смерти
или о бесчестном погребении Иоакима, однако это место и не исключает
возможности этого, потому что та же фраза, какая писателем 4-й кн.
Царств употреблена о смерти Иоакима, употреблена ранее о погребении
Ахава (3 Цар XXII:40). Между тем об этом последнем известно, что псы
лизали кровь, струившуюся из его раны (ib. 38 cт.). По этому замечание 4
Цар XXIV:6 не может противоречить рассматриваемому месту книги Иеремии.
Иоаким, действительно, был погребен в могиле своих отцов — на Сионе, но
во время народных волнений его труп мог быть извлечен не любившими его
иудеями и подвергнут позору.
20-30 Народ иудейский должен будет скоро горько оплакивать погибель
всех, на кого он надеялся. Прежде же всего пророк указывает на то, что
уже взят Навуходоносором царь иудейский Иехония и увезен в чужую землю,
откуда не воротится более. Из его потомства никто уже не будет
царствовать в Иудее.
20 Пророк обращается здесь к дочери Сиона, к изменившей Богу Иудее
(IV:31 и III:11), как видно из того, что сказуемые здесь поставлены в
женском роде (по евр. тексту). — Ливан, Васанские горы — по местам очень
высокие — и горы Аварим, к которым принадлежит и гора Нево, где
скончался Моисей — упоминаются здесь как наиболее возвышенные пункты, с
которых можно видеть всю Палестину и даже соседние земли. Увидевши, что
все друзья, т. е. участники иудеев в заговоре против вавилонского царя,
разбиты, Иудее остается только горько оплакивать и свою неизбежную
печальную судьбу.
22 Ветры бывают в Палестине иногда так сильны, что поднимают людей на
воздух. — Пастыри — правители народа.
23 Выстроив себе кедровые дворцы, царь и его окружающие считали себя в
такой безопасности, как живущие на высоких Ливанских горах. — Живущий —
правильнее: живущая. Речь идет опять о дочери Сиона.
24 Перстень цари и богатые люди никогда не снимали с своего пальца,
потому что он служил знаком власти и потому, что он заменял собою
печать, которою запечатывали разные важные документы.
25 Об исполнении всего пророчества об Иехонии см. 4 Цар XXIV:12, 15;
XXV:27–30; Иер LII:31 и сл.
28 Иехония уже уведен в плен. Неужели это случилось на самом деле?
29 Троекратное обращение к земле, т. е. к народу усиливает внимание
слушателей.
30 Пророк на удивление спрашивающих в 28-м ст. отвечает, что Иехония не
только уведен в плен, но и лишен навсегда возможности записать в списки
народа своих детей. Но у Иехонии были дети — что же хотел в
рассматриваемом стихе сказать пророк? Записывались в списки (Ис IV:3)
те, кто мог получить наследственный участок в земле обетованной. Теперь
для потомков Иехонии их наследственный участок это престол Иудейского
царства. Но они никогда уже не займут его. Следов., Иехонию в списки
народа можно записать как не имеющего детей-наследников: наследовать им
будет нечего.
Особое замечание. Ст. 1–9 сказаны, вероятно, в самом начале правления
Иоакима, когда этот царь обнаружил уже свои дурные наклонности. 10–19
ст. относятся явно ко времени Иоакима, когда иудеи оплакивали еще
Саллума-Иоахаза, на возвращение которого некоторые еще могли надеяться,
20–30 ст. относятся уже ко времени, когда Иехония был взят в плен.