|
|
Книга пророка Иеремии
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
Глава
40
1 Слово, которое было к Иеремии от Господа, после того как Навузардан,
начальник телохранителей, отпустил его из Рамы, где он взял его
скованного цепями среди прочих пленных Иерусалимлян и Иудеев,
переселяемых в Вавилон.
2 Начальник телохранителей взял Иеремию и сказал ему: Господь Бог твой
изрек это бедствие на место сие,
3 и навел его Господь и сделал то, что сказал; потому что вы согрешили
пред Господом и не слушались гласа Его, за то и постигло вас это.
4 Итак вот, я освобождаю тебя сегодня от цепей, которые на руках твоих:
если тебе угодно идти со мною в Вавилон, иди, и я буду иметь попечение о
тебе; а если не угодно тебе идти со мною в Вавилон, оставайся. Вот, вся
земля перед тобою; куда тебе угодно, и куда нравится идти, туда и иди.
5 Когда он еще не отошел, сказал Навузардан: пойди к Годолии, сыну
Ахикама, сына Сафанова, которого царь Вавилонский поставил начальником
над городами Иудейскими, и оставайся с ним среди народа; или иди, куда
нравится тебе идти. И дал ему начальник телохранителей продовольствие и
подарок и отпустил его.
6 И пришел Иеремия к Годолии, сыну Ахикама, в Массифу, и жил с ним среди
народа, остававшегося в стране.
7 Когда все военачальники, бывшие в поле, они и люди их, услышали, что
царь Вавилонский поставил Годолию, сына Ахикама, начальником над страною
и поручил ему мужчин и женщин, и детей, и тех из бедных страны, которые
не были переселены в Вавилон;
8 тогда пришли к Годолии в Массифу и Исмаил, сын Нафании, и Иоанан и
Ионафан, сыновья Карея, и Сераия, сын Фанасмефа, и сыновья Офи из
Нетофафы, и Иезония, сын Махафы, они и дружина их.
9 Годолия, сын Ахикама, сына Сафанова, клялся им и людям их, говоря: не
бойтесь служить Халдеям, оставайтесь на земле и служите царю
Вавилонскому, и будет вам хорошо;
10 а я останусь в Массифе, чтобы предстательствовать пред лицем Халдеев,
которые будут приходить к нам; вы же собирайте вино и летние плоды, и
масло и убирайте в сосуды ваши, и живите в городах ваших, которые
заняли.
11 Также все Иудеи, которые находились в земле Моавитской и между
сыновьями Аммона и в Идумее, и во всех странах, услышали, что царь
Вавилонский оставил часть Иудеев и поставил над ними Годолию, сына
Ахикама, сына Сафана:
12 и возвратились все сии Иудеи из всех мест, куда были изгнаны, и
пришли в землю Иудейскую к Годолии в Массифу, и собрали вина и летних
плодов очень много.
13 Между тем Иоанан, сын Карея, и все военные начальники, бывшие в поле,
пришли к Годолии в Массифу
14 и сказали ему: знаешь ли ты, что Ваалис, царь сыновей Аммоновых,
прислал Исмаила, сына Нафании, чтобы убить тебя? Но Годолия, сын Ахикама,
не поверил им.
15 Тогда Иоанан, сын Карея, сказал Годолии тайно в Массифе: позволь мне,
я пойду и убью Исмаила, сына Нафании, и никто не узнает; зачем
допускать, чтобы он убил тебя, и чтобы все Иудеи, собравшиеся к тебе,
рассеялись, и чтобы погиб остаток Иуды?
16 Но Годолия, сын Ахикама, сказал Иоанану, сыну Карея: не делай этого,
ибо ты неправду говоришь об Исмаиле.
1–6.
Вторичное освобождение Иеремии. 7–16. Наместник Годолия.
1-6 Иеремия получил от Навузардана полную свободу распорядиться своею
судьбою. Он мог или идти с своими соотечественниками в Вавилон или
остаться с Годолией, наместником, с небольшою общиною иудейскою в Иудее.
Иеремия избрал последнее и остался вместе с Годолией в г. Массифе.
1 Надписание, содержащееся в этом стихе, относится собственно только к
XLII гл. 4–22 и XLIII:8–13, которые стоят в тесной связи с историческими
повествованиями, содержащимися в XL и XLI-й главах. В силу этого и
надписание, которому бы следовало быть пред XLII гл. 4 ст., отнесено к
началу XL-й гл. — Рама была первою остановкою плененных иудеев (город
этот в 2-х часах пути к северу от Иерусалима).
3 Навузардан говорит так, как говорил Иеремия, применяясь к его точке
зрения. Впрочем, и по своему языческому складу мыслей, он мог верить в
еврейского Бога, Которого евреи оскорбили своим непослушанием и Который
за это стал помогать халдеям…
5 Иеремия, очевидно, сначала не высказал желания оставить своих
плененных соотечественников. Но потом, когда он услыхал, что и в Иудее
еще остается община под управлением иудейского же начальника, он счел
лучшим для дела остаться в Иудее, где могла снова возродиться
теократическая жизнь.
6 Массифа — в 2-х часах пути к северо-западу от Иерусалима; она была
расположена на востоке, господствующей над окружающими местностями.
7-16 Годолия стал вводить добрые порядки среди оставшихся в Иудее
жителей, и около него стали собираться остатки иудейских отрядов,
находившимся во время взятия Иерусалима вне этого города, а также те
иудеи, какие спасались бегством от халдеев у аммонитян и, вообще, в
заиорданских областях. Но благополучию оставшейся иудейской общины скоро
пришел конец. Против Годолии был устроен заговор неким Измаилом, о
котором Годолии донесли своевременно, но против которого наместник не
захотел принять никаких мер.
8 Измаил, сын Нафании, как видно из XLI:1, был царского рода. Отсюда
понятно, почему он восстал против Годолии, человека простого
происхождения, на которого он, притом, мог смотреть как на изменника
отечеству. — Нетофаф — город в Иудее, недалеко от Вифлеема.
9 Не бойтесь служить халдеям — правильнее перевести, как у LXX: не
опасайтесь служителей (или чиновников) халдейских, которые, конечно,
были оставлены в Палестине Навуходоносором.
10 Собирайте вино… Замечательно, что халдеи не истребляли жатвы и плодов
земли Иудейской — то и другое оказалось в целости спустя несколько
недель после их удаления из Иудеи. Ассирийцы поступали иначе (ср. Ис
I:7–9).
13 Бывшие в поле, т. е. там и сям скрывавшиеся в стране Иудейской.
14 Царю Аммонитскому было неприятно восстановление порядка в Иудее,
совершавшееся Годолиею. Он вероятно имел намерение воспользоваться
землею иудейскою и, поэтому, мог внушить Измаилу мысль о необходимости
убить Годолию. Царь рассчитывал, что в таком случае халдеи пришлют для
отмщения иудеям войско и никого уже из иудеев не оставят в Иудейской
земле, которую, быть может, и передадут ему во владение.