|
|
Книга пророка Иеремии
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
Глава
20
1 Когда Пасхор, сын Еммеров, священник, он же и надзиратель в доме
Господнем, услышал, что Иеремия пророчески произнес слова сии,
2 то ударил Пасхор Иеремию пророка и посадил его в колоду, которая была
у верхних ворот Вениаминовых при доме Господнем.
3 Но на другой день Пасхор выпустил Иеремию из колоды, и Иеремия сказал
ему: не `Пасхор' нарек Господь имя тебе, но `Магор Миссавив'.
4 Ибо так говорит Господь: вот, Я сделаю тебя ужасом для тебя самого и
для всех друзей твоих, и падут они от меча врагов своих, и твои глаза
увидят это. И всего Иуду предам в руки царя Вавилонского, и отведет их в
Вавилон и поразит их мечом.
5 И предам все богатство этого города и все стяжание его, и все
драгоценности его; и все сокровища царей Иудейских отдам в руки врагов
их, и разграбят их и возьмут, и отправят их в Вавилон.
6 И ты, Пасхор, и все живущие в доме твоем, пойдете в плен; и придешь в
Вавилон, и там умрешь, и там будешь похоронен, ты и все друзья твои,
которым ты пророчествовал ложно.
7 Ты влек меня, Господи, - и я увлечен; Ты сильнее меня - и превозмог, и
я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною.
8 Ибо лишь только начну говорить я, - кричу о насилии, вопию о
разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в
повседневное посмеяние.
9 И подумал я: `не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во
имя Его'; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в
костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог.
10 Ибо я слышал толки многих: угрозы вокруг; `заявите, говорили они, и
мы сделаем донос'. Все, жившие со мною в мире, сторожат за мною, не
споткнусь ли я: `может быть, говорят, он попадется, и мы одолеем его и
отмстим ему'.
11 Но со мною Господь, как сильный ратоборец; поэтому гонители мои
споткнутся и не одолеют; сильно посрамятся, потому что поступали
неразумно; посрамление будет вечное, никогда не забудется.
12 Господи сил! Ты испытываешь праведного и видишь внутренность и
сердце. Да увижу я мщение Твое над ними, ибо Тебе вверил я дело мое.
13 Пойте Господу, хвалите Господа, ибо Он спасает душу бедного от руки
злодеев. -
14 Проклят день, в который я родился! день, в который родила меня мать
моя, да не будет благословен!
15 Проклят человек, который принес весть отцу моему и сказал: `у тебя
родился сын', и тем очень обрадовал его.
16 И да будет с тем человеком, что с городами, которые разрушил Господь
и не пожалел; да слышит он утром вопль и в полдень рыдание
17 за то, что он не убил меня в самой утробе - так, чтобы мать моя была
мне гробом, и чрево ее оставалось вечно беременным.
18 Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби, и чтобы дни
мои исчезали в бесславии?
1–6.
Угроза судом Божиим Пасхору, оскорбившему пророка. 7–18. Жалоба пророка
на тяжесть своего положения и утешение, какое подает ему Бог.
1-6 Пасхор, надзиратель в храме, услышав предсказание Иеремии, ударил
его и запер в колодки на целые сутки. За это Иеремия предсказал ему
лично отведение в плен вавилонский и смерть в плену, повторив при этом
пророчество об отведении в плен и всего иудейского народа.
1 Пасхор — это был сын Еммера и, значит, священник из 16-й
священнической череды (1 Пар XXIV:14). Его должность была очень важная.
В то же время он приписывал себе пророческое достоинство (6 ст.) и,
значит, смотрел на Иеремию как на своего соперника.
2 Ворота Вениаминовы называются верхними, вероятно, потому, что вели из
внутреннего, священнического двора во двор внешний, а первый двор был
расположен выше второго. Или, может быть, они названы так в отличие от
городских ворот, носивших тоже название «Вениаминовых» (см. XVII:19).
3 Господь таинственно теперь нарекает злому священнику новое имя, вполне
отвечающее ожидающей его печальной участи. Это знак того, что судьба
Пасхора, указанная в значении нового его имени, не может уже быть
изменена.
7-18 Оскорбления, каким подвергся пророк, заставляют его снова
жаловаться на свою судьбу. Он даже решился было вовсе перестать
пророчествовать, но не мог привести свое решение в осуществление.
Господь побуждает его продолжать свое служение и, в надежде на Его
помощь, пророк высказывает свою уверенность в погибели его врагов. Но
вскоре человеческая немощь опять дает знать о себе и пророк проклинает
день своего рождения.
7 С евр. точнее: «Ты увлек или уговорил меня, Господи, я поступаю против
своей воли?»
8 Пророку, при каждом своем выступлении с проповедью, приходится
жаловаться на насилия и обиды, ему причиняемые за его проповеди. Он, в
самом деле, должен возвещать такие слова Божии, какие его согражданам в
высшей степени неприятны и за которые пророку приходится расплачиваться
постоянно.
14-15 Проклятия, какие посылает пророк дню своего рождения и человеку,
возвестившему отцу о рождении у него сына, должно толковать в том
смысле, что пророку стало невыносимо жить на свете.
16 Так как тот человек, который возвестил о рождении Иеремии его отцу,
едва ли может быть сравнен с городами Содомом и Гоморрою, которые здесь
имеет в виду Иеремия, и так как неестественно допустить, чтобы чужой
человек мог быть допущен к женщине-родильнице и тем более чтобы он мог
умертвить Иеремию, когда тот находился в утробе матери, то лучше
признать (с Duhm'ом), что в 16 ст. вместо слова isch = человек стояло
слово jom = день, которое и пишется довольно похоже на первое. В таком
случае и здесь и в 17-м ст. мысль и выражение становятся ясными. Пророк
желает чтобы день его рождения был несчастным днем, чтобы в этот день не
рождались больше дети: он лишен будет жизни как Содом и Гоморра: и
только рыдания будут слышаться в этот день. Затем, тот день мог,
действительно, убить Иеремию, так что он родился бы мертвым, и в таком
смысле выражение 17-го стиха является естественным.
Особые замечания. Символическое действие в долине Гинном и история,
передаваемая в ХХ-й гл., имели место, вероятно, до 4-го г. царствования
Иоакима, когда пророк еще мог выступать с проповедью в храме, чего ему
не дозволялось впоследствии. — Пророчество Иеремии о Пасхоре
исполнилось, вероятно, при отведении Навуходоносором в 607 г. некоторой
части иудеев в Вавилон. В самом деле, в ХХIX гл. 25–26 ст. надзирателем
храма назван уже не Пасхор, а некто Софония.