|
|
Книга пророка Иеремии
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
Глава
8
1 В то время, говорит Господь, выбросят кости царей Иуды, и кости князей
его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима
из гробов их;
2 и раскидают их пред солнцем и луною и пред всем воинством небесным,
которых они любили и которым служили и в след которых ходили, которых
искали и которым поклонялись; не уберут их и не похоронят: они будут
навозом на земле.
3 И будут смерть предпочитать жизни все остальные, которые останутся от
этого злого племени во всех местах, куда Я изгоню их, говорит Господь
Саваоф.
4 И скажи им: так говорит Господь: разве, упав, не встают и,
совратившись с дороги, не возвращаются?
5 Для чего этот народ, Иерусалим, находится в упорном отступничестве?
они крепко держатся обмана и не хотят обратиться.
6 Я наблюдал и слушал: не говорят они правды, никто не раскаивается в
своем нечестии, никто не говорит: `что я сделал?'; каждый обращается на
свой путь, как конь, бросающийся в сражение.
7 И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и
ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не
знает определения Господня.
8 Как вы говорите: `мы мудры, и закон Господень у нас'? А вот, лживая
трость книжников и его превращает в ложь.
9 Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли
слово Господне; в чем же мудрость их?
10 За то жен их отдам другим, поля их - иным владетелям; потому что все
они, от малого до большого, предались корыстолюбию; от пророка до
священника - все действуют лживо.
11 И врачуют рану дочери народа Моего легкомысленно, говоря: `мир,
мир!', а мира нет.
12 Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, они нисколько не стыдятся и не
краснеют. За то падут они между падшими; во время посещения их будут
повержены, говорит Господь.
13 До конца оберу их, говорит Господь, не останется ни одной виноградины
на лозе, ни смоквы на смоковнице, и лист опадет, и что Я дал им, отойдет
от них.
14 `Что мы сидим? собирайтесь, пойдем в укрепленные города, и там
погибнем; ибо Господь Бог наш определил нас на погибель и дает нам пить
воду с желчью за то, что мы грешили пред Господом'.
15 Ждем мира, а ничего доброго нет, - времени исцеления, и вот ужасы.
16 От Дана слышен храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит
вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих
в нем.
17 Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет
заговариванья, и они будут уязвлять вас, говорит Господь.
18 Когда утешусь я в горести моей! сердце мое изныло во мне.
19 Вот, слышу вопль дщери народа Моего из дальней страны: разве нет
Господа на Сионе? разве нет Царя его на нем? - Зачем они подвигли Меня
на гнев своими идолами, чужеземными, ничтожными?
20 Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены.
21 О сокрушении дщери народа моего я сокрушаюсь, хожу мрачен, ужас объял
меня.
22 Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет
исцеления дщери народа моего?
1–3.
Продолжение речи о наказании идолослужителей. 4–6. Иудеи упорны в своем
отступничестве от Иеговы. 7–12. Их расчеты не сбудутся. 13–17. Мститель
близко. 18–22. Скорбь пророка.
1-3 Умершие идолослужители будут потревожены в своем могильном покое, а
оставшиеся в живых иудеи будут уведены в плен.
1 Завоеватели разоряли гробницы царей и знатных людей потому, что искали
там зарытых с умершими драгоценных украшений, а может быть из чувства
мести.
2 Пред солнцем и луною. Иудеи умершие служили этим светилам, и теперь ни
солнце, ни луна оказываются не в состоянии защитить от осквернения
останки своих почитателей.
4-6 Иудеи никак не хотят понять необходимости покаяния и продолжают идти
путем беззакония.
7-12 Будучи неразумнее простых птиц, иудеи однако считают себя умными и
хвалятся тем, что у них есть закон Господень. Этот закон они исказили и
не исполняют, причем священники и пророки успокаивают народ ложными
надеждами. За это Господь обрекает их на погибель.
7 Птицам прирожден инстинкт, по которому они знают куда им нужно лететь,
людям — религия, религиозное чувство, влекущее их к Богу. Но евреям это
чувство как бы совершенно чуждо. Вот мысль стиха.
8 Закон Господень — это не только Тора, но все вообще откровения Божии,
в том числе и устно передававшиеся речи пророков. — Книжники — это люди
по тогдашнему образованные, бравшиеся быть учителями народа, но ложно
толковавшие откровение. Пример их толкований приведен в 11-м ст. Мнение
же Соrnill'я и Marti о том, что здесь Иеремия указывает на вставки,
сделанные книжниками, по просьбе священников, во Второзаконие, основано
на неправильном понимании выражения Закон Господень, будто бы
означающего: Второзаконие.
10-12 См. объяснение VI гл. ст. 12–14.
13-17 Господь опустошит Иудею и сами жители ее, в предвидении этого,
приходят в полное отчаяние.
14 Иудеи из городов, стоящих на равнинах, собираются бежать в нагорные
города, но и там не надеются спастись. Они чувствуют, что против них Сам
Господь. — Воду с желчью — т. е. отраву, — по некоторым толкованиям,
опиум.
17 Враги иудеев сравниваются с змеями, исцелиться от укушения которых
невозможно. — Василиск — см. Пс ХС:13 и Пс LVII, Еккл Х:11.
18-23 Пророк скорбит о судьбе своего народа, тем более, что он хорошо
сознает всю его виновность пред Иеговою, Которого иудеи оставили.
19 Народ представляется пророку уже переселенным в плен. Он с
недоумением спрашивает, разве Господь перестал совсем считать Сион Своею
царскою столицею, если оставляет этот священный город в запустении, а
его обитателей — в далекой стране? Господь на это отвечает, что во всем
происшедшем виноваты сами иудеи.
20 Народ говорит о том, что все его надежды на избавление от плена
рушились. Так земледелец, ничего не собравший в свои житницы весною,
надеется на сбор плодов осенью. Но иногда и эта последняя надежда его
обманывает и ему предстоит голодный год.
22 Галаадский бальзам — был лучшим средством для лечения ран. Это
собственно смола мастикового дерева, вывозившаяся из Палестины за
границу (Быт XXXVII:25). — Там — вероятнее всего, пророк говорит о
Сионе, где пребывал невидимо Великий Врач, в руках Которого были все
средства к исцелению болезни народа иудейского, т. е. опять Сам Иегова.