|
|
Книга пророка Иеремии
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
Глава
17
1 Грех Иуды написан железным резцом, алмазным острием начертан на
скрижали сердца их и на рогах жертвенников их.
2 Как о сыновьях своих, воспоминают они о жертвенниках своих и дубравах
своих у зеленых дерев, на высоких холмах.
3 Гору Мою в поле, имущество твое и все сокровища твои отдам на
расхищение, и все высоты твои - за грехи во всех пределах твоих.
4 И ты чрез себя лишишься наследия твоего, которое Я дал тебе, и отдам
тебя в рабство врагам твоим, в землю, которой ты не знаешь, потому что
вы воспламенили огонь гнева Моего; он будет гореть вовеки.
5 Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и
плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа.
6 Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и
поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой.
7 Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование
- Господь.
8 Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у
потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время
засухи оно не боится и не перестает приносить плод.
9 Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает
его?
10 Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать
каждому по пути его и по плодам дел его.
11 Куропатка садится на яйца, которых не несла; таков приобретающий
богатство неправдою: он оставит его на половине дней своих, и глупцом
останется при конце своем.
12 Престол славы, возвышенный от начала, есть место освящения нашего.
13 Ты, Господи, надежда Израилева; все, оставляющие Тебя, посрамятся.
`Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили
Господа, источник воды живой'.
14 Исцели меня, Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен буду; ибо
Ты хвала моя.
15 Вот, они говорят мне: `где слово Господне? пусть оно придет!'
16 Я не спешил быть пастырем у Тебя и не желал бедственного дня, Ты это
знаешь; что вышло из уст моих, открыто пред лицем Твоим.
17 Не будь страшен для меня, Ты - надежда моя в день бедствия.
18 Пусть постыдятся гонители мои, а я не буду постыжен; пусть они
вострепещут, а я буду бестрепетен; наведи на них день бедствия и сокруши
их сугубым сокрушением.
19 Так сказал мне Господь: пойди и стань в воротах сынов народа,
которыми входят цари Иудейские и которыми они выходят, и во всех воротах
Иерусалимских,
20 и говори им: слушайте слово Господне, цари Иудейские, и вся Иудея, и
все жители Иерусалима, входящие сими воротами.
21 Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день
субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими,
22 и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь
никакою работою, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам
вашим,
23 которые впрочем не послушались и не приклонили уха своего, но
сделались жестоковыйными, чтобы не слушать и не принимать наставления.
24 И если вы послушаете Меня в том, говорит Господь, чтобы не носить нош
воротами сего города в день субботний и чтобы святить субботу, не
занимаясь в этот день никакою работою,
25 то воротами сего города будут входить цари и князья, сидящие на
престоле Давида, ездящие на колесницах и на конях, они и князья их,
Иудеи и жители Иерусалима, и город сей будет обитаем вечно.
26 И будут приходить из городов Иудейских, и из окрестностей Иерусалима,
и из земли Вениаминовой, и с равнины и с гор и с юга, и приносить
всесожжение и жертву, и хлебное приношение, и ливан, и благодарственные
жертвы в дом Господень.
27 А если не послушаете Меня в том, чтобы святить день субботний и не
носить нош, входя в ворота Иерусалима в день субботний, то возжгу огонь
в воротах его, и он пожрет чертоги Иерусалима и не погаснет.
1–4.
За грехи свои народ иудейский необходимо должен понести наказание. 5–11.
Ложная и истинная уверенность. 12–13. Упование самого пророка. 19–27. О
соблюдении субботы.
1-4 Господь не может забыть о преступлении Иуды, в котором Иуда даже и
не желает раскаяться. Поэтому Он отдаст страну иудейскую на опустошение,
а народ отдаст в плен.
1 Как гравер алмазным острием вырезает на металле или на хрустале ясные
и четкие буквы, так грех Иуды отпечатлелся на сердце его и на рогах его
жертвенников. Господь таким образом видит в глубине сердца у Иуды
тяготение к язычеству. Что касается алтарей в честь языческих богов, то
они, конечно, уже были уничтожены при царе Иосии, но тем не менее
Господь не забыл о них и об украшавших их рогах, сделанных по подобию
рогов на истинном жертвеннике храма Иеговы.
2 Современники Иеремии жалеют об отмененном при царе Иосии идолослужении,
и жертвенники языческие, рощи, холмы, где приносились языческие жертвы,
дороги им по воспоминаниям как бы родные дети.
3 Гора Божия — это Иерусалим, видимый издалека для идущих по окружающей
его равнине. Впрочем, еврейское выражение, переведенное в русском тексте
словами: «гору Мою», можно относить к предыдущему стиху и переводить
так: «на горах поля».
5-11 Несчастен тот, кто надеется на людей, а не на Бога. Если он чего и
достигнет, то Бог отнимет это у него. Напротив, надеющийся на Бога будет
благоденствовать, как дерево, растущее при воде.
5 Очень вероятно, что пророк имеет здесь в виду царя Иоакима, который
возлагал большие надежды на помощь со стороны египтян и, вопреки советам
пророка Иеремии, вступал в заговоры против Вавилонского царя.
6 Вереск в пустыне — растение, посаженное в степи, конечно, растет
плохо, потому что не имеет орошения.
9-10 Пророк и здесь имеет в виду хитрые замыслы иудейских политиков,
которые однако Господь ясно видит.
11 Здесь пророк говорит о куропатке, высиживающей чужие яйца, с точки
зрения тогдашних представлений, которые могут и не сходиться с научными
наблюдениями.
12-18 Противники пророка издеваются над ним, не видя пока исполнения его
угроз, и пророк просит Бога придти к нему на помощь и наказать его
врагов, так как он был всегда верным исполнителем воли Иеговы.
12 Пророк говорит здесь от лица лучшей части иудейского народа, которая
с отвращением относится к языческим алтарям, преклоняясь только пред
алтарем истинного Бога, стоящим в Иерусалимском храме.
13 Написаны на прахе. Как легко изглаживается написанное на песке, так
быстро исчезает благополучие отступников от Иеговы.
16 Пророк вовсе не имел злобного чувства по отношению к своим
согражданам. Ему тяжело было постоянно предсказывать им несчастия.
19-27 Пророк должен восстановить в сознании народа понятие о святости
закона Моисеева, в частности проповедовать всем о необходимости
соблюдать закон о субботнем покое. К этому присоединяется обетование
благополучия чтущим субботу и угрозы ее нарушителям.
19 Ворота сынов народа. Вместо сынов народа — по евр. benei-am — лучше
читать: Вениамином. Слово benei-am может быть признано сокращением
слова: Benjamin. Это были ворота городские, устроенные в северной
стороне стены — по направлению к колену Вениаминову. — Цари иудейские —
см. XXIII:18.
21 Цари, конечно, не сами носили ноши, но заставляли носить других.
Особые замечания. Речь, содержащаяся в XXVI:1–XVII:18 ст., может
считаться продолжением и заключением сказанной во время засухи (XIV–XV
гл.). Насмешки над словами пророка (XVIII:15) показывают, что халдеи еще
не причинили серьезного вреда иудейской стране. Вероятно, следовательно,
эта речь сказана в сравнительно спокойные годы правления Иоакима. — Что
касается XVII:19–27, то этот отрывок представляет собою самостоятельное
целое. Можно полагать, что это — одна из проповедей, с какими обращался
Иеремия во дни царя Иосии к народу, по поводу нахождения книги закона
Моисеева. Из него видно, что пророк Иеремия, так ревностно стоявший за
внутреннее благочестие, в тоже время считал необходимым и исполнение
внешних предписаний закона Моисеева. Исполнение закона о субботе
является пробным камнем для народа и должно свидетельствовать о том,
насколько он верен Иегове.