|
|
Книга пророка Иеремии
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
Глава
39
1 В девятый год Седекии, царя Иудейского, в десятый месяц, пришел
Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и
обложили его.
2 А в одиннадцатый год Седекии, в четвертый месяц, в девятый день месяца
город был взят.
3 И вошли в него все князья царя Вавилонского, и расположились в средних
воротах, Нергал-Шарецер, Самгар-Нево, Сарсехим, начальник евнухов,
Нергал-Шарецер, начальник магов, и все остальные князья царя
Вавилонского.
4 Когда Седекия, царь Иудейский, и все военные люди увидели их, -
побежали, и ночью вышли из города через царский сад в ворота между двумя
стенами и пошли по дороге равнины.
5 Но войско Халдейское погналось за ними; и настигли Седекию на равнинах
Иерихонских; и взяли его и отвели к Навуходоносору, царю Вавилонскому, в
Ривлу, в землю Емаф, где он произнес суд над ним.
6 И заколол царь Вавилонский сыновей Седекии в Ривле перед его глазами,
и всех вельмож Иудейских заколол царь Вавилонский;
7 а Седекии выколол глаза и заковал его в оковы, чтобы отвести его в
Вавилон.
8 Дом царя и домы народа сожгли Халдеи огнем, и стены Иерусалима
разрушили.
9 А остаток народа, остававшийся в городе, и перебежчиков, которые
перешли к нему, и прочий оставшийся народ Навузардан, начальник
телохранителей, переселил в Вавилон.
10 Бедных же из народа, которые ничего не имели, Навузардан, начальник
телохранителей, оставил в Иудейской земле и дал им тогда же виноградники
и поля.
11 А о Иеремии Навуходоносор, царь Вавилонский, дал такое повеление
Навузардану, начальнику телохранителей:
12 возьми его и имей его во внимании, и не делай ему ничего худого, но
поступай с ним так, как он скажет тебе.
13 И послал Навузардан, начальник телохранителей, и Навузазван,
начальник евнухов, и Нергал-Шарецер, начальник магов, и все князья царя
Вавилонского
14 послали и взяли Иеремию со двора стражи, и поручили его Годолии, сыну
Ахикама, сына Сафанова, отвести его домой. И он остался жить среди
народа.
15 К Иеремии, когда он еще содержался во дворе темничном, было слово
Господне:
16 иди, скажи Авдемелеху Ефиоплянину: так говорит Господь Саваоф, Бог
Израилев: вот, Я исполню слова Мои о городе сем во зло, а не в добро
ему, и они сбудутся в тот день перед глазами твоими;
17 но тебя Я избавлю в тот день, говорит Господь, и не будешь предан в
руки людей, которых ты боишься.
18 Я избавлю тебя, и ты не падешь от меча, и душа твоя останется у тебя
вместо добычи, потому что ты на Меня возложил упование, сказал Господь.
1–14.
Взятие Иерусалима халдеями и освобождение Иеремии из-под стражи. 15–18.
Обетование Авдемелеху.
1-14 В одиннадцатом году правления Седекии Иерусалим был взят
Навуходоносором; Седекию схватили во время его бегства из города и
выкололи ему глаза, предварительно заставив его видеть казнь его
сыновей; иудеи почти все, за исключением бедняков, были отведены в
Вавилон. Иеремия же нашел себе благоволение в очах царя Вавилонского,
который даровал ему свободу.
1 Об осаде Иерусалима см. XXXII:1–2; XXXIV:1–7 и 4 Цар гл. XXV-я, где
находится почти буквальное повторение нескольких стихов из
рассматриваемой главы кн. Иеремии.
3 Навуходоносор, как можно заключать из ст. 1-го, сам только открыл
действия против Иерусалима, а продолжение их предоставил своим
военачальникам. Во время взятия города он находился в г. Риале (в
Сирии). Военачальники халдейские, взявши город, рассуждали о дальнейшей
судьбе его в средних воротах, которые вероятно вели из среднего города
(4 Цар XX:4) в северное предместье и, следовательно, принадлежали старой
городской стене. Как место центральное они были удобным пунктом, откуда
можно было наблюдать за всем городом, и военачальники здесь, очевидно,
имели постоянное место собраний. Из военачальников названы здесь четыре
лица с ассирийскими именами: Нергал - Шар - ецер (Нергал: защити царя!),
Самгар Нево (будь милостив, Нево!), Сарсехим (значение имени неизвестно)
и еще другой Нергал - Шар - ецер. Двое из названных обозначены по своим
должностям: начальник евнухов (rab - saris) и начальник магов (rab mag).
Слово mag могло быть измененным ассирийским словом mahhu = жрец. Что
касается родства этого слова с персидским magu, то об этом нельзя
сказать ничего достоверного.
5 В Ривле, сирийском городе на берегу р. Оронта, Навуходоносор наблюдал
за Сирией и за Финикией.
10 Бедные из народа были оставлены в Иудее. На них халдеи надеялись, что
они будут благодарны халдеям за то, что те наградили их виноградниками и
полями.
11 О деятельности Иеремии Навузардану и самому Навуходоносору могло быть
известно через перебежчиков-иудеев.
13 Здесь главою евнухов назван уже не Самгар, а Навузардан (по
ассирийски: Nabu - sezibanni = Нево, спаси меня!). Большинство
толкователей признает это новое имя вторым именем того же лица, Самгара,
и, при том, именем собственным, тогда как слово Самгар признается
испорченным ассирийским составным выражением sar mag — начальник магов.
14 Об Иеремии здесь сказано, что он, получив свободу, остался жить среди
своего народа. Между тем в XL гл. 1 ст. он является скованным цепями с
другими иудеями в г. Раме. Чтобы примирить оба показания книги,
достаточно сделать весьма естественное предположение, что Иеремия,
получив свободу, немедленно отправился утешать своих несчастных
единоплеменников и вместе с ними закован был в цепи, до вторичного
освобождения своего в г. Раме, где он мог быть узнан Годолией, которому
он поручен был Навузарданом.
15-18 Здесь говорится о награде, какую получил расположенный к Иеремии
Авдемелех. Пророк тогда же, по своем освобождении из рук иудейских
вельмож, возвестил Авдемелеху, что он спасется во время разрушения
Иерусалима.