Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова / Толковая Библия под редакцией А.П.Лопухина
Оглавление Толковой Библии под редакцией А.П.Лопухина



Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова


Введение Главы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51


Глава 42
1 Не стыдись вот чего, и из лицеприятия не греши:
2 не стыдись точного исполнения закона Всевышнего и завета, и суда, чтобы оказать правосудие нечестивому,
3 спора между товарищем и посторонними и предоставления наследства друзьям,
4 точности в весах и мерах, - много ли, мало ли приобретаешь, -
5 беспристрастия в купле и продаже и строгого воспитания детей, и - окровавить ребро худому рабу.
6 При худой жене хорошо иметь печать, и, где много рук, там запирай.
7 Если что выдаешь, выдавай счетом и весом и делай всякую выдачу и прием по записи.
8 Не стыдись вразумлять неразумного и глупого, и престарелого, состязающегося с молодыми: и будешь истинно благовоспитанным и заслужишь одобрение от всякого человека.
9 Дочь для отца - тайная постоянная забота, и попечение о ней отгоняет сон: в юности ее - как бы не отцвела, а в замужестве - как бы не опротивела;
10 в девстве - как бы не осквернилась и не сделалась беременною в отцовском доме, в замужестве - чтобы не нарушила супружеской верности и в сожительстве с мужем не осталась бесплодною.
11 Над бесстыдною дочерью усиль надзор, чтобы она не сделала тебя посмешищем для врагов, притчею в городе и упреком в народе и не осрамила тебя пред обществом.
12 Не смотри на красоту человека и не сиди среди женщин:
13 ибо как из одежд выходит моль, так от женщины - лукавство женское.
14 Лучше злой мужчина, нежели ласковая женщина, - женщина, которая стыдит до поношения.
15 Воспомяну теперь о делах Господа и расскажу о том, что я видел. По слову Господа явились дела Его:
16 сияющее солнце смотрит на все, и все дело его полно славы Господней.
17 И святым не предоставил Господь провозвестить о всех чудесах Его, которые утвердил Господь Вседержитель, чтобы вселенная стояла твердо во славу Его.
18 Он проникает бездну и сердце и видит все изгибы их; ибо Господь знает всякое ведение и прозирает в знамения века,
19 возвещая прошедшее и будущее и открывая следы сокровенного;
20 не минует Его никакое помышление и не утаится от Него ни одно слово.
21 Он устроил великие дела Своей премудрости и пребывает прежде века и вовек;
22 Он не увеличился и не умалился и не требовал никакого советника.
23 Как вожделенны все дела Его, хотя мы можем видеть их как только искры!
24 Все они живут и пребывают вовек для всяких потребностей и все повинуются Ему.
25 Все они - вдвойне, одно напротив другого, и ничего не сотворил Он несовершенным:
26 одно поддерживает благо другого, - и кто насытится зрением славы Его?






Не стыдись доброго и разумного. Будь внимателен в воспитании детей. Будь осторожен в обществе женщин. Прославь Господа Бога за величие Его в творениях.

1-8. Заканчивают мысль, изложенную в 17–29 ст. XLI главы.

17. Необъятность творческого величия Господа такова, что даже и святым не предоставил Господь провозвестить о всех чудесах Его во вселенной.

18-20. Говорится о вездеприсутствии и всеведении Господних.

21. Говорится о премудрости и вечности Господних.

22. Говорится о неизменяемости и премудрости Господних.

23. Ограниченный человеческий разум не в состоянии постичь всю полноту божественного величия; его наблюдению и усвоению доступны лишь отблески этого величия, — постольку, поскольку они озаряют пред ним постигаемое бытие мира физического и духовного. Ср. 17 ст.

24. Все они, т. е. творения Господни (ср. 23 ст.), живут и пребывают во век для всяких потребностей, т. е. для удовлетворения разнообразных потребностей, во славу Творца, на пользу и утешение тварей. И все они повинуются Ему, своему Создателю.

25-26. При всем своем разнообразии, мир божественных творений представляет из себя нечто гармонически целое неделимое, в котором одни вещи и явления восполняются другими, одно поддерживает благо другого.