|
|
Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51
Глава
10
1 Мудрый правитель научит народ свой, и правление разумного будет
благоустроено.
2 Каков правитель народа, таковы и служащие при нем; и каков
начальствующий над городом, таковы и все живущие в нем.
3 Царь ненаученный погубит народ свой, а при благоразумии сильных
устроится город.
4 В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя
воздвигнет на ней.
5 В руке Господа благоуспешность человека, и на лице книжника Он
отпечатлеет славу Свою.
6 Не гневайся за всякое оскорбление на ближнего, и никого не оскорбляй
делом.
7 Гордость ненавистна и Господу и людям, и преступна против обоих.
8 Владычество переходит от народа к народу по причине несправедливости,
обид и любостяжания.
9 Что гордится земля и пепел?
10 И при жизни извергаются внутренности его.
11 Продолжительною болезнью врач пренебрегает:
12 и вот, ныне царь, а завтра умирает.
13 Когда же человек умрет, то наследием его становятся пресмыкающиеся,
звери и черви.
14 Начало гордости - удаление человека от Господа и отступление сердца
его от Творца его;
15 ибо начало греха - гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость;
16 и за это Господь посылает на него страшные наказания и вконец
низлагает его.
17 Господь низвергает престолы властителей и посаждает кротких на место
их.
18 Господь вырывает с корнем народы и насаждает, вместо них, смиренных.
19 Господь опустошает страны народов и разрушает их до оснований земли.
20 Он иссушает их, и погубляет людей и истребляет от земли память их.
21 Гордость не сотворена для людей, ни ярость гнева - для рождающихся от
жен.
22 Семя почтенное какое? - Семя человеческое. Семя почтенное какое? -
Боящиеся Господа.
23 Семя бесчестное какое? - Семя человеческое. Семя бесчестное какое? -
Преступающие заповеди.
24 Старший между братьями - в почтении у них, так и боящиеся Господа - в
очах Его.
25 Богат ли кто и славен, или беден, похвала их - страх Господень.
26 Несправедливо - бесчестить разумного бедного, и не должно прославлять
мужа грешного.
27 Почтенны вельможа, судья и властелин, но нет из них больше боящегося
Господа.
28 Рабу мудрому будут служить свободные, и разумный человек, будучи
наставляем им, не будет роптать.
29 Не умничай много, чтобы делать дело твое, и не хвались во время
нужды.
30 Лучше тот, кто трудится и имеет во всем достаток, нежели кто праздно
ходит и хвалится, но нуждается в хлебе.
31 Сын мой! кротостью прославляй душу твою и воздавай ей честь по ее
достоинству.
32 Кто будет оправдывать согрешающего против души своей? И кто будет
хвалить позорящего жизнь свою?
33 Бедного почитают за познания его, а богатого - за его богатство:
34 уважаемый же в бедности насколько больше будет уважаем в богатстве? А
бесславный в богатстве насколько будет бесславнее в бедности?
Каков
правитель народа, — таковы и служащие при нем; каков начальствующий над
городом, — таковы и живущие в нем. Не будь гордым, но будь кротким,
богобоязненным, внимательным к внушениям мудрости.
4-5. Господь подает силу для мудрой и полезной деятельности человека.
6-21. Человек — создание Божие, выведенное Им, по плоти, из праха
земного и имеющее возвратиться, по плоти, в тот же прах земной. Своими
духовными дарованиями, своим внешним положением человек обязан Богу же,
а потому не имеет ровно никаких оснований для того, чтобы не смиряться
пред Господом Богом и горделиво относиться к ближним своим. Такое
высокомерие в человеке преступно и влечет за собой кару божественного
правосудия. — И при жизни извергаются внутренности его, т. е. бывают
болезни, при которых еще во время земной жизни человека обнаруживается
вся бренность его телесной оболочки. — Продолжительною болезнью врач
пренебрегает: и вот, ныне царь, а завтра умирает . Неисцелимость
некоторых болезней человека и его преждевременная смерть служат лучшим
свидетельством собственной слабости человека в скоропреходящности славы
его при отсутствии божественной помощи, поддерживающей человека.