Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова / Толковая Библия под редакцией А.П.Лопухина
Оглавление Толковой Библии под редакцией А.П.Лопухина



Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова


Введение Главы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51


Глава 10
1 Мудрый правитель научит народ свой, и правление разумного будет благоустроено.
2 Каков правитель народа, таковы и служащие при нем; и каков начальствующий над городом, таковы и все живущие в нем.
3 Царь ненаученный погубит народ свой, а при благоразумии сильных устроится город.
4 В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней.
5 В руке Господа благоуспешность человека, и на лице книжника Он отпечатлеет славу Свою.
6 Не гневайся за всякое оскорбление на ближнего, и никого не оскорбляй делом.
7 Гордость ненавистна и Господу и людям, и преступна против обоих.
8 Владычество переходит от народа к народу по причине несправедливости, обид и любостяжания.
9 Что гордится земля и пепел?
10 И при жизни извергаются внутренности его.
11 Продолжительною болезнью врач пренебрегает:
12 и вот, ныне царь, а завтра умирает.
13 Когда же человек умрет, то наследием его становятся пресмыкающиеся, звери и черви.
14 Начало гордости - удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его;
15 ибо начало греха - гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость;
16 и за это Господь посылает на него страшные наказания и вконец низлагает его.
17 Господь низвергает престолы властителей и посаждает кротких на место их.
18 Господь вырывает с корнем народы и насаждает, вместо них, смиренных.
19 Господь опустошает страны народов и разрушает их до оснований земли.
20 Он иссушает их, и погубляет людей и истребляет от земли память их.
21 Гордость не сотворена для людей, ни ярость гнева - для рождающихся от жен.
22 Семя почтенное какое? - Семя человеческое. Семя почтенное какое? - Боящиеся Господа.
23 Семя бесчестное какое? - Семя человеческое. Семя бесчестное какое? - Преступающие заповеди.
24 Старший между братьями - в почтении у них, так и боящиеся Господа - в очах Его.
25 Богат ли кто и славен, или беден, похвала их - страх Господень.
26 Несправедливо - бесчестить разумного бедного, и не должно прославлять мужа грешного.
27 Почтенны вельможа, судья и властелин, но нет из них больше боящегося Господа.
28 Рабу мудрому будут служить свободные, и разумный человек, будучи наставляем им, не будет роптать.
29 Не умничай много, чтобы делать дело твое, и не хвались во время нужды.
30 Лучше тот, кто трудится и имеет во всем достаток, нежели кто праздно ходит и хвалится, но нуждается в хлебе.
31 Сын мой! кротостью прославляй душу твою и воздавай ей честь по ее достоинству.
32 Кто будет оправдывать согрешающего против души своей? И кто будет хвалить позорящего жизнь свою?
33 Бедного почитают за познания его, а богатого - за его богатство:
34 уважаемый же в бедности насколько больше будет уважаем в богатстве? А бесславный в богатстве насколько будет бесславнее в бедности?






Каков правитель народа, — таковы и служащие при нем; каков начальствующий над городом, — таковы и живущие в нем. Не будь гордым, но будь кротким, богобоязненным, внимательным к внушениям мудрости.

4-5. Господь подает силу для мудрой и полезной деятельности человека.

6-21. Человек — создание Божие, выведенное Им, по плоти, из праха земного и имеющее возвратиться, по плоти, в тот же прах земной. Своими духовными дарованиями, своим внешним положением человек обязан Богу же, а потому не имеет ровно никаких оснований для того, чтобы не смиряться пред Господом Богом и горделиво относиться к ближним своим. Такое высокомерие в человеке преступно и влечет за собой кару божественного правосудия. — И при жизни извергаются внутренности его, т. е. бывают болезни, при которых еще во время земной жизни человека обнаруживается вся бренность его телесной оболочки. — Продолжительною болезнью врач пренебрегает: и вот, ныне царь, а завтра умирает . Неисцелимость некоторых болезней человека и его преждевременная смерть служат лучшим свидетельством собственной слабости человека в скоропреходящности славы его при отсутствии божественной помощи, поддерживающей человека.