Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова / Толковая Библия под редакцией А.П.Лопухина
Оглавление Толковой Библии под редакцией А.П.Лопухина



Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова


Введение Главы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51


Глава 33
1 Боящемуся Господа не приключится зла, но и в искушении Он избавит его.
2 Мудрый муж не возненавидит закона, а притворно держащийся его - как корабль в бурю.
3 Разумный человек верит закону, и закон для него верен, как ответ урима.
4 Приготовь слово - и будешь выслушан; собери наставления - и отвечай.
5 Колесо в колеснице - сердце глупого, и как вертящаяся ось - мысль его.
6 Насмешливый друг то же, что ярый конь, который под всяким седоком ржет.
7 Почему один день лучше другого, тогда как каждый дневной свет в году исходит от солнца?
8 Они разделены премудростью Господа; Он отличил времена и празднества:
9 некоторые из них Он возвысил и освятил, а прочие положил в числе обыкновенных дней.
10 И все люди из праха, и Адам был создан из земли;
11 но по всеведению Своему Господь положил различие между ними и назначил им разные пути:
12 одних из них благословил и возвысил, других освятил и приблизил к Себе, а иных проклял и унизил и сдвинул с места их.
13 Как глина у горшечника в руке его, и все судьбы ее в его произволе, так люди - в руке Сотворившего их, и Он воздает им по суду Своему.
14 Как напротив зла - добро, и напротив смерти - жизнь, так напротив благочестивого - грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого.
15 И я последний бодрственно потрудился, как подбиравший позади собирателей винограда,
16 и по благословению Господа успел и наполнил точило, как собиратель винограда.
17 Поймите, что я трудился не для себя одного, но для всех ищущих наставления.
18 Послушайте меня, князья народа, и внимайте, начальники собрания:
19 ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над тобою при жизни твоей;
20 и не отдавай другому имения твоего, чтобы, раскаявшись, не умолять о нем.
21 Доколе ты жив и дыхание в тебе, не заменяй себя никем;
22 ибо лучше, чтобы дети просили тебя, нежели тебе смотреть в руки сыновей твоих.
23 Во всех делах твоих будь главным, и не клади пятна на честь твою.
24 При скончании дней жизни твоей и при смерти передай наследство.
25 Корм, палка и бремя - для осла; хлеб, наказание и дело - для раба.
26 Занимай раба работою - и будешь иметь покой; ослабь руки ему - и он будет искать свободы.
27 Ярмо и ремень согнут выю вола, а для лукавого раба - узы и раны;
28 употребляй его на работу, чтобы он не оставался в праздности, ибо праздность научила многому худому;
29 приставь его к делу, как ему следует, и если он не будет повиноваться, наложи на него тяжкие оковы.
30 Но ни на кого не налагай лишнего и ничего не делай без рассуждения.
31 Если есть у тебя раб, то да будет он как ты, ибо ты приобрел его кровью;
32 если есть у тебя раб, то поступай с ним, как с братом, ибо ты будешь нуждаться в нем, как в душе твоей;
33 если ты будешь обижать его, и он встанет и убежит от тебя, то на какой дороге ты будешь искать его?






Разумный человек верен закону, и закон верен ему. Будь подготовлен в слове и осмотрителен в дружбе. Помни о могуществе и правосудии божественном. Во всех делах твоих будь главным и не клади пятна на честь твою. Приучай раба к трудолюбию, но не забывай в нем близкого тебе человека.

2. Что корабль без руля во время бури, — то и человек, не управляемый твердым и мудрым законом.

4. Отвечай тем, кто спросит тебя.

5. Мысль и чувство неразумного человека так же неустойчивы, как колесо во время движения колесницы.

7-14. Все дни, по своему происхождению, одинаковы, но некоторые из них, изволением Божиим, возведены на степень нарочитых дней, для увековечения в памяти народов славных и спасительных деяний Господних. Все люди, по своему происхождению, также равны между собою, но всеведение Господне (ст. 11) прозревает, кто и как из них воспользуется в земной жизни дарованной ему свободой воли (XV:11–20), а потому в своем правосудии Господь определяет в удел одним блаженство, в удел другим — страдание.

15-17. Ср. XXIV:37. Писатель книги говорит о своем усердии в деле собирания мудрых наставлений, для вразумления всех ищущих наставления, причем называет себя последним в ряду ветхозаветных учителей, трудившихся в винограднике Премудрости.

31. Ты приобрел его кровью, т. е. приобрел его частью твоего кровного достояния и сблизил с собою кровью его трудов и страданий.