|
|
Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51
Глава
33
1 Боящемуся Господа не приключится зла, но и в искушении Он избавит его.
2 Мудрый муж не возненавидит закона, а притворно держащийся его - как
корабль в бурю.
3 Разумный человек верит закону, и закон для него верен, как ответ урима.
4 Приготовь слово - и будешь выслушан; собери наставления - и отвечай.
5 Колесо в колеснице - сердце глупого, и как вертящаяся ось - мысль его.
6 Насмешливый друг то же, что ярый конь, который под всяким седоком
ржет.
7 Почему один день лучше другого, тогда как каждый дневной свет в году
исходит от солнца?
8 Они разделены премудростью Господа; Он отличил времена и празднества:
9 некоторые из них Он возвысил и освятил, а прочие положил в числе
обыкновенных дней.
10 И все люди из праха, и Адам был создан из земли;
11 но по всеведению Своему Господь положил различие между ними и
назначил им разные пути:
12 одних из них благословил и возвысил, других освятил и приблизил к
Себе, а иных проклял и унизил и сдвинул с места их.
13 Как глина у горшечника в руке его, и все судьбы ее в его произволе,
так люди - в руке Сотворившего их, и Он воздает им по суду Своему.
14 Как напротив зла - добро, и напротив смерти - жизнь, так напротив
благочестивого - грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по
два, одно напротив другого.
15 И я последний бодрственно потрудился, как подбиравший позади
собирателей винограда,
16 и по благословению Господа успел и наполнил точило, как собиратель
винограда.
17 Поймите, что я трудился не для себя одного, но для всех ищущих
наставления.
18 Послушайте меня, князья народа, и внимайте, начальники собрания:
19 ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над тобою при
жизни твоей;
20 и не отдавай другому имения твоего, чтобы, раскаявшись, не умолять о
нем.
21 Доколе ты жив и дыхание в тебе, не заменяй себя никем;
22 ибо лучше, чтобы дети просили тебя, нежели тебе смотреть в руки
сыновей твоих.
23 Во всех делах твоих будь главным, и не клади пятна на честь твою.
24 При скончании дней жизни твоей и при смерти передай наследство.
25 Корм, палка и бремя - для осла; хлеб, наказание и дело - для раба.
26 Занимай раба работою - и будешь иметь покой; ослабь руки ему - и он
будет искать свободы.
27 Ярмо и ремень согнут выю вола, а для лукавого раба - узы и раны;
28 употребляй его на работу, чтобы он не оставался в праздности, ибо
праздность научила многому худому;
29 приставь его к делу, как ему следует, и если он не будет
повиноваться, наложи на него тяжкие оковы.
30 Но ни на кого не налагай лишнего и ничего не делай без рассуждения.
31 Если есть у тебя раб, то да будет он как ты, ибо ты приобрел его
кровью;
32 если есть у тебя раб, то поступай с ним, как с братом, ибо ты будешь
нуждаться в нем, как в душе твоей;
33 если ты будешь обижать его, и он встанет и убежит от тебя, то на
какой дороге ты будешь искать его?
Разумный человек верен закону, и закон верен ему. Будь подготовлен в
слове и осмотрителен в дружбе. Помни о могуществе и правосудии
божественном. Во всех делах твоих будь главным и не клади пятна на честь
твою. Приучай раба к трудолюбию, но не забывай в нем близкого тебе
человека.
2. Что корабль без руля во время бури, — то и человек, не управляемый
твердым и мудрым законом.
4. Отвечай тем, кто спросит тебя.
5. Мысль и чувство неразумного человека так же неустойчивы, как колесо
во время движения колесницы.
7-14. Все дни, по своему происхождению, одинаковы, но некоторые из них,
изволением Божиим, возведены на степень нарочитых дней, для увековечения
в памяти народов славных и спасительных деяний Господних. Все люди, по
своему происхождению, также равны между собою, но всеведение Господне
(ст. 11) прозревает, кто и как из них воспользуется в земной жизни
дарованной ему свободой воли (XV:11–20), а потому в своем правосудии
Господь определяет в удел одним блаженство, в удел другим — страдание.
15-17. Ср. XXIV:37. Писатель книги говорит о своем усердии в деле
собирания мудрых наставлений, для вразумления всех ищущих наставления,
причем называет себя последним в ряду ветхозаветных учителей,
трудившихся в винограднике Премудрости.
31. Ты приобрел его кровью, т. е. приобрел его частью твоего кровного
достояния и сблизил с собою кровью его трудов и страданий.