|
|
Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51
Глава
1
1 Всякая премудрость - от Господа и с Ним пребывает вовек.
2 Песок морей и капли дождя и дни вечности кто исчислит?
3 Высоту неба и широту земли, и бездну и премудрость кто исследует?
4 Прежде всего произошла Премудрость, и разумение мудрости - от века.
5 Источник премудрости - слово Бога Всевышнего, и шествие ее - вечные
заповеди.
6 Кому открыт корень премудрости? и кто познал искусство ее?
7 Один есть премудрый, весьма страшный, сидящий на престоле Своем,
Господь.
8 Он произвел ее и видел и измерил ее
9 и излил ее на все дела Свои
10 и на всякую плоть по дару Своему, и особенно наделил ею любящих Его.
11 Страх Господень - слава и честь, и веселие и венец радости.
12 Страх Господень усладит сердце и даст веселие и радость и
долгоденствие.
13 Боящемуся Господа благо будет напоследок, и в день смерти своей он
получит благословение. Страх Господень - дар от Господа и поставляет на
стезях любви.
14 Любовь к Господу - славная премудрость, и кому благоволит Он,
разделяет ее по Своему усмотрению.
15 Начало премудрости - бояться Бога, и с верными она образуется вместе
во чреве. Среди людей она утвердила себе вечное основание и семени их
вверится.
16 Полнота премудрости - бояться Господа; она напояет их от плодов
своих:
17 весь дом их она наполнит всем, чего желают, и кладовые их -
произведениями своими.
18 Венец премудрости - страх Господень, произращающий мир и невредимое
здравие; но то и другое - дары Бога, Который распространяет славу
любящих Его.
19 Он видел ее и измерил, пролил как дождь ведение и разумное знание и
возвысил славу обладающих ею.
20 Корень премудрости - бояться Господа, а ветви ее - долгоденствие.
21 Страх Господень отгоняет грехи; не имеющий же страха не может
оправдаться.
22 Не может быть оправдан несправедливый гнев, ибо самое движение гнева
есть падение для человека.
23 Терпеливый до времени удержится и после вознаграждается веселием.
24 До времени он скроет слова свои, и уста верных расскажут о
благоразумии его.
25 В сокровищницах премудрости - притчи разума, грешнику же страх
Господень ненавистен.
26 Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст ее
тебе,
27 ибо премудрость и знание есть страх пред Господом, и благоугождение
Ему - вера и кротость.
28 Не будь недоверчивым к страху пред Господом и не приступай к Нему с
раздвоенным сердцем.
29 Не лицемерь пред устами других и будь внимателен к устам твоим.
30 Не возноси себя, чтобы не упасть и не навлечь бесчестия на душу твою,
ибо Господь откроет тайны твои и уничижит тебя среди собрания за то, что
ты не приступил искренно к страху Господню, и сердце твое полно
лукавства.
Всякая премудрость от Господа. Корень премудрости — бояться Господа,
ветви ее — благоденствие.
1. Необъятная премудрость, усматриваемая в устроении мира и человека,
имеет своим источником вечно живущего Бога, Творца мира и человека.
2-3. Вся широта Божественной Премудрости, вложенной Творцом в Его
творения, не доступна ведению ни одного из тварных существ.
4-5. В противоположность творению, получившему свое бытие во времени, —
Премудрость Господня, создавшая мир, изначальна и пребывает во веки.
6-9. См. прим. к 2–3 ст.
10. Если все вообще творение свидетельствует о Премудрости своего
Творца, то тем более свидетельствует о ней разумный человек, любящий
своего Создателя и стремящийся в своей жизни уподобиться Ему.
11-13. Разумный страх пред Господом, внушающий человеку свято чтить и
хранить волю Господню, заслуживает человеку благоволение Божие, является
для него источником истинного благополучия на всю жизнь.
14-15. Благоговение пред Творцом и стремление исполнить волю Его в делах
любви к Богу и ближнему — свыше прирожденный дар человека; и, как всякий
другой дар, может быть или заглушаем в себе человеком, или же, при
помощи божественной, развиваем и совершенствуем.
16-20. См. прим. к 11–13.
21. Благоговейный страх пред Господом предохраняет человека от нарушения
воли Божией. Если же, по немощи человеческой, он и согрешил, то, по
благости Божией, может быть помилован, во внимание к своему
Господствующему душевному настроению. Человек же, чуждый страха Божия,
беззащитен пред грехом и наказанием за грех.
22. Осуждается несправедливый гнев человека, — не только выраженный
вовне, но и невыраженный. И тот и другой унизительны для гневающегося и
оскорбительны для того, на кого простирается несправедливый гнев.
23-24. Бывают обстоятельства, когда благоразумие требует от человека
воздержаться до времени, и от справедливого негодования, — если это
негодование неуместно, или неполезно. Впоследствии воздержавшийся сам
поймет и оценит свое воздержание, да и другие одобрят его за это.
25-27. Истинная премудрость для человека есть то же, что и благочестие,
т. е. ведение благой и совершенной воли Божией, выраженной в заповедях
Господних, и следование этим заповедям в своей жизни. Человек
нечестивый, отметающий от себя веления закона божественного, есть вместе
с тем и человек неразумный, устранившийся не только от Бога, но и от
собственного благополучия.
28. Благоговейный страх человека перед Богом в полной мере спасителен
только тогда, когда он не ослабпяется колебаниями неверия или маловерия.
Человек, колеблющийся в выборе между Богом и мамоной, не надежный путник
по стезям добродетели.
30. Не будучи, действительно человеком богобоязненным и благочестивым,
не старайся прослыть таковым у людей так как сердцеведец Господь знает
твою душевную слабость и накажет тебя за превозношение уничижением.