|
|
Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51
Глава
17
1 Господь создал человека из земли, и опять возвращает его в нее.
2 Определенное число дней и время дал Он им, и дал им власть над всем,
что на ней.
3 По природе их, облек их силою и сотворил их по образу Своему,
4 и вложил страх к ним во всякую плоть, чтобы господствовать им над
зверями и птицами.
5 Он дал им смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения,
6 исполнил их проницательностью разума и показал им добро и зло.
7 Он положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих,
8 да прославляют они святое имя Его и возвещают о величии дел Его.
9 Он приложил им знание и дал им в наследство закон жизни;
10 вечный завет поставил с ними и показал им суды Свои.
11 Величие славы видели глаза их, и славу голоса Его слышало ухо их.
12 И сказал Он им: "остерегайтесь всякой неправды"; и заповедал каждому
из них обязанности к ближнему.
13 Пути их всегда пред Ним, не скроются от очей Его.
14 Каждому народу поставил Он вождя,
15 а Израиль есть удел Господа.
16 Все дела их - как солнце пред Ним, и очи Его всегда на путях их.
17 Не утаились от Него неправды их, и все грехи их - пред Господом.
18 Милостыня человека - как печать у Него, и благодеяние человека
сохранит Он, как зеницу ока.
19 Потом Он восстанет и воздаст им, и даяние их на голову их возвратит.
20 Но кающимся Он давал обращение и ободрял ослабевавших в терпении.
21 Обратись к Господу и оставь грехи;
22 молись пред Ним и уменьши твои преткновения.
23 Возвратись ко Всевышнему, и отвратись от неправды, и сильно
возненавидь мерзость.
24 Кто будет восхвалять Всевышнего в аде, вместо живущих и прославляющих
Его?
25 От мертвого, как от несуществующего, нет прославления:
26 живый и здоровый восхвалит Господа.
27 Как велико милосердие Господа и примирение с обращающимися к Нему!
28 Не может быть всего в человеке,
29 потому что не бессмертен сын человеческий.
30 Что светлее солнца? но и оно затмевается. И о злом будет помышлять
плоть и кровь.
31 За силами высоких небес Он Сам наблюдает, а люди все - земля и пепел.
Совершенство первозданного человека. Прирожденность нравственного
закона. Восполнение естественного закона откровенным. Долготерпение и
милосердие Божие к кающимся грешникам.
1-8. Говорится о создании Богом первых людей, их внутреннем достоинстве,
власти над окружающей природой; отмечается прирожденность каждому
человеку естественного нравственного закона, побуждающего человека
стремиться к исполнению святой и совершенной воли своего Творца.
(Господь положил око Свое на сердца их, т. е. людей, чтобы показать им
величие дел Своих ); указывается направление святой, богоугодной жизни
человека (да прославляют они святое имя Его и возвещают о величии дел
Его ).
9-12. Говорится о даровании человечеству, — в восполнение ослабевшего
после грехопадения, естественного нравственного закона, — закона
откровенного, начертанного ясными, определенными письменами, точно
указывающими человеку непреложный путь истинного боговедения и
богоугодной жизни. Восприемником откровенного закона Божия был Его
избранный народ, которому Господь предложил вступить с Ним в вечный
завет (ст. 10; ср. Исх XIX:3–6 ), при условии исполнения евреями тех
заповедей и законов, которые они приняли от Бога (и показал им суды Свои
), во время грозного и славного Синайского законодательства (величие
славы видели глаза их, и славу голоса Его слышало ухо их ).
24-31. Не бессмертен сын человеческий… а люди все (по плоти) — земля и
пепел . Пока человек жив, он должен пользоваться дарованною ему жизнью
для прославления своего Творца (ср. 7–8 ст.). С телесной смертью для
человека прекращается время земных подвигов и прославления в них своего
Создателя: от мертвого, как от несуществующего на земле, нет здесь
прославления Творцу. Душа умершего нисходит в шеол, но там для нее уже
не место богоугодных подвигов, а место мздовоздания за жизнь на земле.
Правда, во время земной жизни, в единении с телом. душа человека
испытывает со стороны тела немало препятствий к богопрославлению (о злом
будет помышлять плоть и кровь ), но зато она имеет здесь немало времени
и возможности принести Богу искреннее раскаяние в своих грехах, которое
угодно и приятно пред очами Господними. (Как велико милосердиe ?ocпода и
примирение с обращающимися к Нeмy! ).