|
|
Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51
Глава
21
1 Сын мой! если ты согрешил, не прилагай более грехов и о прежних
молись.
2 Беги от греха, как от лица змея; ибо, если подойдешь к нему, он ужалит
тебя.
3 Зубы его - зубы львиные, которые умерщвляют души людей.
4 Всякое беззаконие как обоюдоострый меч: ране от него нет исцеления.
5 Устрашения и насилия опустошат богатство: так опустеет и дом
высокомерного.
6 Моление из уст нищего - только до ушей его; но суд над ним поспешно
приближается.
7 Ненавидящий обличение идет по следам грешника, а боящийся Господа
обратится сердцем.
8 Издалека узнается сильный языком; но разумный видит, где тот
спотыкается.
9 Строящий дом свой на чужие деньги - то же, что собирающий камни для
своей могилы.
10 Сборище беззаконных - куча пакли, и конец их - пламень огненный.
11 Путь грешников вымощен камнями, но на конце его - пропасть ада.
12 Соблюдающий закон обладает своими мыслями,
13 и совершение страха Господня - мудрость.
14 Не научится тот, кто неспособен;
15 но есть способность, умножающая горечь.
16 Знание мудрого увеличивается подобно наводнению, и совет его,- как
источник жизни.
17 Сердце глупого подобно разбитому сосуду и не удержит в себе никакого
знания.
18 Если мудрое слово услышит разумный, то он похвалит его и приложит к
себе. Услышал его легкомысленный, и оно не понравилось ему, и он бросил
его за себя.
19 Речь глупого - как бремя в пути, в устах же разумного находят
приятность.
20 Речей разумного будут искать в собрании, и о словах его будут
размышлять в сердце.
21 Как разрушенный дом, так мудрость глупому, и знание неразумного -
бессмысленные слова.
22 Наставление для безумных - оковы на ногах, и как цепи на правой руке.
23 Глупый в смехе возвышает голос свой, а муж благоразумный едва тихо
улыбнется.
24 Как золотой наряд - наставление для разумного, и как драгоценное
украшение на правой руке.
25 Нога глупого спешит в чужой дом, но человек многоопытный постыдится
людей;
26 неразумный сквозь дверь заглядывает в дом, а человек благовоспитанный
остановится вне;
27 невежество человека - подслушивать у дверей, благоразумный же
огорчится таким бесстыдством.
28 Уста многоречивых рассказывают чужое, а слова благоразумных
взвешиваются на весах.
29 В устах глупых - сердце их, уста же мудрых - в сердце их.
30 Когда нечестивый проклинает сатану, то проклинает свою душу.
31 Наушник оскверняет свою душу и будет ненавидим везде, где только жить
будет.
Беги
от греха, как от лица змея. Не будь насильником и немилостивым. Цени
мудрое обличение и мудрый совет. Мудрость не в громком голосе и не в
искусстве языка. Не всякому любезны и не для всякого доступны заветы
мудрости.
1-5. Дополняются 10–11 ст. Упорных грешников ожидают и временные, и
вечные наказания.
6. Моление из уст нищего — только до ушей его , т. е. не идет дальше
ушей самого молящего. Но суд над ним, т. е. действие божественного
правосудия в отношении забытого людьми нищего, поспешно приближается: не
погрешивший в своих упованиях нищий будет помилован, а злосердие людей
будет наказано (Мф XXV:31–46).
9. Безрассудно задолжавший может погибнуть под тяжестью неоплатного
долга.
12. Обладает своими мыслями, т. е. благоразумен, «в своем уме».
13. Мудрость — совершение страха Господня — т. е. истинная мудрость
человека заключается в уразумении им благой и совершенной воли Божией и
благоговейном следовании ей в своей жизни.
14. Кто неспособен, — т. е. маловосприимчив к урокам мудрости.
15. Есть способность, умножающая горечь — т. е. усиленная
восприимчивость ко всему дурному.
21. Совокупность высоких истин и мудрых правил, проникая в сознание
неразумного, представляет из себя такой же хаотический беспорядок ни чем
не связанного материала, какой можно наблюдать на месте разрушенного
дома. Знание неразумного — слова, действительный смысл которых
недоступен ему.
28. Многоречивый, но не мудрый, оратор повторяет чужие мысли, а потому
большой самоценности не имеет. Слова же благоразумного — плод его
мудрости, и потому ценятся очень высоко.
29. В устах глупых поспешно обнаруживается все сердце их; уста же мудрых
не скороречивы, сокрыты в их мудром сердце .
30. Ближайшей причиной зла и страданий человека являются нередко дурные
влечения его собственной души.