|
|
Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51
Книга
Премудрости Иисуса сына Сирахова написана после заключения еврейского
канона священных книг Ветхого Завета, принадлежит небогодухновенному
лицу, и относится к числу неканонических книг Ветхого Завета.
В греческих списках библейского текста: александрийском, синайском,
Ефрема Сирина она надписывается: «Премудрость Иисуса сына Сирахова»,
каковое наименование перешло и в наши славянский и русский переводы. В
Ватиканском списке: «Премудрость Сираха». В Вульгате: «Екклезиастик».
Наименования: «Премудрость Иисуса, сына Сирахова» и «Премудрость Сираха»
указывают на писателя книги (L:29; LI:1), а «Екклезиастик» — на
церковно-учительный характер ее.
В отличие от других неканонических книг, писатели которых остались
неизвестными, писатель настоящей книги называет себя иерусалимлянином
Иисусом, сыном некоего Сираха (L:29; LI:1). Из текста книги видно, что
это был человек, по тому времени очень образованный, — особенно
богословски, — обладал практическим опытом, много путешествовал и изучал
нравы людей.
Время происхождения книги не может быть установлено с непререкаемою
точностью. На основании содержания L главы можно догадываться, что
писатель книги был современником иудейского первосвященника Симона
Первого, названного Праведным и жившего при Птолемее Лаге, ок. 290 г. до
Р. X. Внук писателя и переводчик его книги с еврейского языка на
греческий жил, — предполагают, — при Евергете I, правившем ок. 247 г. до
Р. X., и сделал свой перевод книги около 230 г. до Р. X. (см. пролог
книги перед греческим и славянским текстом).
Содержанием книги Премудрости Иисуса сына Сирахова служит учение о
премудрости божественной в ее проявлениях в мире и человеке, и о
богодарованной мудрости человеческой в применении к различным
обстоятельствам и случаям жизни человека.
Независимо от неканонического происхождения книги, общее содержание
последней издревле считалось глубоко-поучительным для тех, кто ищет
уроков мудрости и благочестия. Отцы Церкви нередко пользовались
выражениями премудрого сына Сирахова как подтверждением своих учительных
мыслей. В 85 апостольском правиле юношам советуется изучать «Премудрость
многоученого Сираха». В 39 пасхальном послании св. Афанасия
Александрийского книга Премудрости Иисуса сына Сирахова назначается для
поучительного чтения оглашенным. Св. Иоанн Дамаскин называет ее
«прекрасною и очень полезною» книгою.
Первое полное толкование книги Премудрости Иисуса сына Сирахова было
составлено Рабаном Мавром. Затем, в XVI в., появляются труды Янсения; в
XVII — Корнелия и Ляпиде. Из новейших ученых над истолкованием книги
потрудились: Horowitz, Lesetre, Keel, Multon Knabenbauer, Levi. Над
обработкой найденных отрывков еврейского текста книги: Halevy, Smend,
Touzard Kцnig, Strack, Peters. Из русских трудов можно указать:
экзегетическую монографию неизвестного автора «Книга Премудрости Иисуса
сына Сирахова в русском переводе с краткими объяснениями». Спб. 1860 г.,
и статью проф. Рождественского «Вновь открытый еврейский текст книги
Иисуса сына Сирахова и его значение для библейской науки». Спб. 1903 г.
Подробные предварительные сведения о книге Премудрости Иисуса сына
Сирахова имеются в соч. проф. Казанской Дух. Академии П. А. Юнгерова
«Частное историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги.
Выпуск второй». Пророческие и неканонические книги. Казань, 1907 г., с.
227–239