|
|
Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51
Глава
24
1 Премудрость прославит себя и среди народа своего будет восхвалена.
2 В церкви Всевышнего она откроет уста свои, и пред воинством Его будет
прославлять себя:
3 "я вышла из уст Всевышнего и подобно облаку покрыла землю;
4 я поставила скинию на высоте, и престол мой - в столпе облачном;
5 я одна обошла круг небесный и ходила во глубине бездны;
6 в волнах моря и по всей земле и во всяком народе и племени имела я
владение:
7 между всеми ими я искала успокоения, и в чьем наследии водвориться
мне.
8 Тогда Создатель всех повелел мне, и Произведший меня указал мне
покойное жилище и сказал:
9 поселись в Иакове и прими наследие в Израиле.
10 Прежде века от начала Он произвел меня, и я не скончаюсь вовеки.
11 Я служила пред Ним во святой скинии и так утвердилась в Сионе.
12 Он дал мне также покой в возлюбленном городе, и в Иерусалиме - власть
моя.
13 И укоренилась я в прославленном народе, в наследственном уделе
Господа.
14 Я возвысилась, как кедр на Ливане и как кипарис на горах Ермонских;
15 я возвысилась, как пальма в Енгадди и как розовые кусты в Иерихоне;
16 я, как красивая маслина в долине и как платан, возвысилась.
17 Как корица и аспалаф, я издала ароматный запах и, как отличная
смирна, распространила благоухание,
18 как халвани, оникс и стакти и как благоухание ладана в скинии.
19 Я распростерла свои ветви, как теревинф, и ветви мои - ветви славы и
благодати.
20 Я - как виноградная лоза, произращающая благодать, и цветы мои - плод
славы и богатства.
21 Приступите ко мне, желающие меня, и насыщайтесь плодами моими;
22 ибо воспоминание обо мне слаще меда, и обладание мною приятнее
медового сота.
23 Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать.
24 Слушающий меня не постыдится, и трудящиеся со мною не погрешат.
25 Все это - книга завета Бога Всевышнего,
26 закон, который заповедал Моисей как наследие сонмам Иаковлевым.
27 Он насыщает мудростью, как Фисон и как Тигр во дни новин;
28 он наполняет разумом, как Евфрат и как Иордан во дни жатвы;
29 он разливает учение, как свет и как Гион во время собирания
винограда.
30 Первый человек не достиг полного познания ее; не исследует ее также и
последний;
31 ибо мысли ее полнее моря, и намерения ее глубже великой бездны.
32 И я, как канал из реки и как водопровод, вышла в рай.
33 Я сказала: полью мой сад и напою мои гряды.
34 И вот, канал мой сделался рекою, и река моя сделалась морем.
35 И буду я сиять учением, как утренним светом, и далеко проявлю его;
36 и буду я изливать учение, как пророчество, и оставлю его в роды
вечные".
37 Видите, что я трудился не для себя одного, но для всех, ищущих
премудрости.
Гимн
Божественной Премудрости: божественное происхождение Премудрости, Ее
вездесущее, сугубое пребывание в избранном народе; духовное величие
Божественной Премудрости, благотворность и спасительность Ее трапезы.
1. В пределах книг Ветхого Завета наиболее пространное учение о
премудрости божественной мы встречаем в книгах: Притчей Соломоновых,
Премудрости Соломоновой и Премудрости Иисуса, сына Сирахова. В объем
понятия премудрости божественной священные писатели включают или понятие
о Премудрости ипостасной; или понятие о Премудрости, как свойстве ума
божественного, проявляемого в мировом творении; или понятие о мудрости
человеческой, созданной во образ Премудрости божественной. В данной
главе идет речь совместно и о творческой премудрости ума божественного
(Притч III:19 ), и о Премудрости ипостасной, действиями которой
запечатлено бытие всей сущей благости (Ин I:1–5) .
3-6. Говорится о божественном достоинстве и вездесущей творческой
Премудрости.
7-13. Говорится о вечной Премудрости Божественной (ст. 10) и сугубом
обитании Ее в избранном народе Божием. О воздействии Божественной
Премудрости на избранный народ еврейский (а через него и на остальное
человечество) свидетельствует вся история избранного народа.
14-20. Путем сравнений, взятых из царства растений, уясняется мысль о
чрезвычайном величии, могуществе и благотворности духовных даров
Божественной Премудрости.
21-24. Насыщающиеся духовными дарами Божественной Премудрости сподобятся
истинного благополучия и блаженства.
25-29. Книга завета Бога Всевышнего, закон, который заповедал Моисей,
служит совершенным отображением действий Божественной Премудрости в
отношении избранного народа, а через него — и всего человечества.
Благотворность действования на верующих богодарованного закона
сравнивается с благотворным действованием на жаждущую землю обильных
струй райских рек Тигра, Евфрата, Гиона, Фисона.
30-36. Полнота Божественной Премудрости необъятна: мысли ее — полнее
моря, намерения — глубже великой бездны; средства ее — неистощимы;
благотворное и спасительное действование — бесконечно.
37. Стих представляет собою послесловие писателя книги.