|
|
Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51
Глава
20
1 Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно; и обличаемый наедине
предостережется от вреда.
2 Как хорошо обличенному показать раскаяние!
3 Ибо он избежит вольного греха.
4 Что - пожелание евнуха растлить девицу, то - производящий суд с
натяжкою.
5 Иной молчит - и оказывается мудрым; а иной бывает ненавистным за
многую болтливость.
6 Иной молчит, потому что не имеет, что отвечать; а иной молчит, потому
что знает время.
7 Мудрый человек будет молчать до времени; а тщеславный и безрассудный
не будет ждать времени.
8 Многоречивый опротивеет, и кто восхищает себе право говорить, будет
возненавиден.
9 Бывает успех человеку ко злу, а находка - в потерю.
10 Есть даяние, которое не будет тебе на пользу, и есть даяние, за
которое бывает сугубое воздаяние.
11 Бывает унижение для славы, а иной от унижения поднимает голову.
12 Иной малым покупает многое и заплатит за то в семь раз больше.
13 Мудрый в слове делается любезным, любезности же глупых останутся
напрасными.
14 Даяние безумного не будет тебе на пользу; ибо у него вместо одного
много глаз для принятия.
15 Немного даст он, а попрекать будет много, и раскроет уста свои, как
глашатай. Ныне он в заем дает, а завтра потребует назад: ненавистен
такой человек Господу и людям.
16 Глупый говорит: "нет у меня друга, и нет благодарности за мои
благодеяния. Съедающие хлеб мой льстивы языком".
17 Как часто и сколь многие будут насмехаться над ним!
18 Преткновение от земли лучше, нежели от языка. Итак скоро придет
падение злых.
19 Неприятный человек - безвременная басня; она всегда будет на устах
невежд.
20 Притча из уст глупого отвратительна, ибо он не скажет ее в свое
время.
21 Иной удерживается от греха скудостью, и в этом воздержании он не
будет сокрушаться.
22 Иной губит душу свою по робости, и губит ее из лицеприятия к
безумному.
23 Иной из-за стыда дает обещания другу, и без причины наживает в нем
себе врага.
24 Злой порок в человеке - ложь; в устах невежд она - всегда.
25 Лучше вор, нежели постоянно говорящий ложь; но оба они наследуют
погибель.
26 Поведение лживого человека - бесчестно, и позор его всегда с ним.
27 Мудрый в словах возвысит себя, и человек разумный понравится
вельможам.
28 Возделывающий землю увеличит свой стог, и угождающий вельможам
получит помилование в случае неправды.
29 Угощения и подарки ослепляют глаза мудрых и, как бы узда в устах,
отвращают обличения.
30 Скрытая мудрость и утаенное сокровище - какая польза от обоих?
31 Лучше человек, скрывающий свою глупость, нежели человек, скрывающий
свою мудрость.
Полезнее открытое обличение нежели скрытый гнев. Противоестественен суд
с кривдою. Бывает и молчание мудрым, и говорение глупым. Не всякий успех
к добру, не всякое приобретение на пользу. Не всякое уничижение
бесславно. Даяние безумного окупится дорогою ценою. Мудрец удержится от
греха и не постыдится быть добродетельным.
4. Стремление кривды побороть на суде правду так же противоестественно,
как противоестественно гнусное намерение евнуха в отношении девицы.
9-10. Все зависит от того, как в данном случае воспользуется человек
своим успехом и находкой, — ко благу ли для себя и ближних, или ко злу.
11-12. Бывает уничижение сменяющееся для человека славою; и бывает так,
что слава значительно превосходит собою уничижение.
14-17. Благодеяния неразумного не всегда служат в утешение
облагодетельствованному, так как неразумный благодетель любит разглашать
о сделанном им благодеянии и требовать от облагодетельствованного им
человека громкой благодарности и скорого возмещения за оказанную помощь.
18. Поясняется 19–20 стихами. Все хорошо в свое время. И мудрое слово
полезно тогда, когда оно уместно. Неразумный человек не понимает этого,
и за свое непонимание подвергается уничижению.
22. По робости стать открыто на сторону добра; из лицеприятия к
безумному, т. е., потворствуя нечестивцу.
23. Иной из-за стыда, по одной ложной деликатности, дает обещания другу,
и, почему-либо не исполнив их, без надобности наживает в нем себе врага
.
29. И, как бы узда в устах, отвращают обличения , т. е. препятствуют
произнести требуемое обличение. — Так бывает, но так не должно быть.