|
|
Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51
Глава
15
1 Боящийся Господа будет поступать так, и твердый в законе овладеет ею.
2 И она встретит его, как мать, и примет его к себе, как целомудренная
супруга;
3 напитает его хлебом разума, и водою мудрости напоит его.
4 Он утвердится на ней и не поколеблется; прилепится к ней и не
постыдится.
5 И она вознесет его над ближними его, и среди собрания откроет уста
его.
6 Веселье и венец радости и вечное имя наследует он.
7 Не постигнут ее люди неразумные, и грешники не увидят ее.
8 Далека она от гордости, и люди лживые не подумают о ней.
9 Неприятна похвала в устах грешника, ибо не от Господа послана она.
10 Будет похвала произнесена мудростью, и Господь благопоспешит ей.
11 Не говори: "ради Господа я отступил"; ибо, что Он ненавидит, того ты
не должен делать.
12 Не говори: "Он ввел меня в заблуждение", ибо Он не имеет надобности в
муже грешном.
13 Всякую мерзость Господь ненавидит, и неприятна она боящимся Его.
14 Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его.
15 Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность.
16 Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою.
17 Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему.
18 Велика премудрость Господа, крепок Он могуществом и видит все.
19 Очи Его - на боящихся Его, и Он знает всякое дело человека.
20 Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения
грешить.
Ищи
мудрости, и она почиет на тебе. Нечестивые далеки от мудрости. Господь
заповедует благочестие, но не стесняет свободной воли человека: пред
человеком добро и зло, жизнь и смерть, и чего он сам пожелает избрать,
то и дается ему.
1-6. Заканчивают собою мысль, изложенную в 21–27 стихах предыдущей
главы.
9-10.На языке Св. Писаний понятия: мудрость и благочестие тождественны
между собою; как тождественны противоположные им: неразумие и нечестие.
Истинная мудрость человека состоит в уразумении благой и совершенной
воли Божией и следовании ей в своей жизни. Такая мудрость приносит
человеку истинное благополучие. Отсутствие же этой мудрости гибельно для
человека и свидетельствует о его неразумии.
Похвала в устах грешника не должна быть приятна, потому что может
свидетельствовать об единомыслии с грешником; таковая похвала не от
Господа послана, а грехом внушена. Радостна и приятна похвала в устах
праведника, потому что она свидетельствует о торжестве добродетели и
Божием благопоспешении.
11-20. Никому не заповедал Господь поступать нечестиво и никому не дал
позволения грешить. Люди делают добро и грешат по движению собственной
свободной воли : Господь от начала сотворил человека и оставил его в
руке произволения его, как бы сказав тем самым: если хочешь — соблюдешь
заповеди, сохранишь благоугодную верность и получишь спасение; если не
хочешь — преступишь заповеди и лишишься спасения . Пред человеком жизнь
и смерть; чего он пожелает то и дастся ему: пожелает спасения жизни
духовной и при помощи Божией получит эту жизнь устремится к смерти
духовной — богоотторжению, и смерть эта постигнет его.