|
|
Исход
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Глава
34
1 И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные
прежним, [и взойди ко Мне на гору,] и Я напишу на сих скрижалях слова,
какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил;
2 и будь готов к утру, и взойди утром на гору Синай, и предстань предо
Мною там на вершине горы;
3 но никто не должен восходить с тобою, и никто не должен показываться
на всей горе; даже скот, мелкий и крупный, не должен пастись близ горы
сей.
4 И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав
рано поутру, взошел на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в
руки свои две скрижали каменные.
5 И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил
имя Иеговы.
6 И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог
человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и
истинный,
7 сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину
и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий
вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода.
8 Моисей тотчас пал на землю и поклонился [Богу]
9 и сказал: если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да
пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; прости беззакония
наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим.
10 И сказал [Господь Моисею]: вот, Я заключаю завет: пред всем народом
твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов;
и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо
страшно будет то, что Я сделаю для тебя;
11 сохрани то, что повелеваю тебе ныне: вот, Я изгоняю от лица твоего
Аморреев, Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев, [Гергесеев] и Иевусеев;
12 смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь,
дабы они не сделались сетью среди вас.
13 Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные
рощи их, [и изваяния богов их сожгите огнем],
14 ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому
что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель.
15 Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут
блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не
пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их;
16 и не бери из дочерей их жен сынам своим [и дочерей своих не давай в
замужество за сыновей их], дабы дочери их, блудодействуя вслед богов
своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.
17 Не делай себе богов литых.
18 Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я
повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авиве вышел
ты из Египта.
19 Все, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола,
разверзающий ложесна, из волов и овец;
20 первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи
его; всех первенцев из сынов твоих выкупай; пусть не являются пред лице
Мое с пустыми руками.
21 Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время
посева и жатвы.
22 И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и
праздник собирания плодов в конце года;
23 три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице
Владыки, Господа Бога Израилева,
24 ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и
никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа
Бога твоего три раза в году.
25 Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не
должна переночевать до утра.
26 Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего. Не
вари козленка в молоке матери его.
27 И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я
заключаю завет с тобою и с Израилем.
28 И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел
и воды не пил; и написал [Моисей] на скрижалях слова завета,
десятословие.
29 Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в
руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его
стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним.
30 И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и
боялись подойти к нему.
31 И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества,
и разговаривал Моисей с ними.
32 После сего приблизились [к нему] все сыны Израилевы, и он заповедал
им все, что говорил ему Господь на горе Синае.
33 И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое
покрывало.
34 Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда
снимал покрывало, доколе не выходил; а выйдя пересказывал сынам
Израилевым все, что заповедано было [ему от Господа].
35 И видели сыны Израилевы, что сияет лице Моисеево, и Моисей опять
полагал покрывало на лице свое, доколе не входил говорить с Ним.
1–4.
Возобновление скрижалей. 5–7. Разъяснение Моисею сущности Господа. 8–27.
Завет Бога с народом. 28–35. Пребывание Моисея на горе и сияние лица его
по сошествии оттуда.
1-4 Как видно из предшествующей главы, отверженному Богом Израилю дается
обещание, что он по-прежнему будет народом богоизбранным. Осуществлением
подобного обещания и является восстановление нарушенного завета. Так как
по существу этот второй завет подобен первому, то он и совершается при
одинаковой с ним обстановке. Приготавливаются скрижали, но не Господом
(32:16), а Моисеем в знак напоминания о нарушении завета; запрещается
кому бы то ни было, кроме Моисея, восходить на Синай (ср. 19:12);
посредником при заключении завета является Моисей, а Господь сходит к
нему в облаке (19:9; 20:20).
5-7 Необходимым условием при заключении завета было согласие народа
(19:8 и т. д.); но его уже недостаточно при восстановлении завета.
Последнее может быть желательно для нарушившего завет, т. е. Израиля, и
совершенно не желательно для оставшегося верным ему, т. е. Бога. Поэтому
в то время как при заключении завета Господь предложил Израилю выразить
свое желание вступить в союз с ним, теперь Он указывает на возможность
со своей стороны восстановить нарушенный завет. Она коренится в открытых
им Моисею (33:19; Чис 14:17–18) свойствах божественного милосердия,
долготерпения, которые приходят во всепрощение, но не исключают и
правосудия. Открывшийся ранее при купине, как единый существующий,
неизменяемый, Всевышний открывается теперь, как человеколюбивый
милосердный. И поскольку эти последние свойства обеспечивают
восстановление нарушенного завета, постольку, благодаря им, Господь
является не изменившим Своему первоначальному обещанию быть Богом народа
еврейского.
(В Славянской Библии (с греческого текста 70-и) эти слова звучат
несколько по иному: И сниде Господь во облаце, и преста ему тамо Моисей,
и призва именем Господним. И мимоиде Господь пред лицем Его… и т. д. Как
видно из контекста, слово «Иегова» в славянском и греческом вариантах
отсутствует и переведено по его смыслу — Господь (точнее — Сущий). А
призвание именем Господним вполне можно истолковать как восторженное: О
Всевышний! Прим. ред.)
8-9 Преклоняясь пред милостью Господа, Моисей просит, чтобы в будущем Он
обнаруживал Свое присутствие среди Израиля в качестве Владыки (адонай) и
Своим всемогуществом обуздывал его жестоковыйность, а теперь простил бы
его грех, сделал бы Своим уделом. На милости основано принятие в завет,
на правосудии, не оставляющем вину без наказания, дальнейшее руководство
народом. (Использование в еврейском тексте слово «адонай» есть не имя
собственное, а скорее обозначение Бога, как Всемилостивого и праведного
Судии (от слова «дан» — судия, как указывалось ранее). В таком контексте
слово «адонай» используется во всех Священных еврейских текстах — там,
где говорится о Всевышнем, как вершащем праведный и неотвратимый суд, и
соответственно с этим смыслом правильно используется в славянском и
греческом переводах. Прим. ред.)
10 Обещание сотворить перед Израилем великие чудеса, каких еще не было
на земле, равносильно обещанию быть его Богом (Втор 4:34, 37–38; 2 Цар
7:23).
11-17 При восстановлении завета, как и при его заключении, народу
израильскому даются основные законы, определяющие его отношение к Богу.
И так как восстановляемый завет одинаков с заключенным в первый раз, то
и законы даются одни и те же. Повторяется первая заповедь (ст. 12–17;
ср. 20:2–3; 23:23–49) с усиленным увещанием и приказанием избегать всего
того, что ведет к ее нарушению. Сюда относятся союзы и особенно брачные
с жителями земли Ханаанской (Нав 23:7, 12–13) и сохранение памятников
язычества, в частности «священных рощ», евр. «ашер» (ст. 13), т. е.
искусственно приготовленных из дерева статуй богини Астарты (Втор 12:2 и
д.; 3 Цар 14:23; 4 Цар 17:10; Иер 17:2 и т. п.).
18 См. объяснение ст. 15 и д. гл. 12; 15 ст. 23 гл.
19-20 См. толкование гл. 13, ст. 2, 13.
21 См. толкование 8–11 ст. 20 гл. Новым при повторении четвертой
заповеди является увещание сохранять субботний покой и во время спешных
полевых работ.
22-24 См. толкование ст. 14–17 гл. 23.
25-26 См. толкование ст. 18–19 гл. 23.
27 Требуя от народа веры в Иегову и проведения ее в жизнь (праздники,
посвящение первенцев), перечисленные в настоящем случае законы
напоминали ему основные начала и требования теократии, а потому были
достаточны — для восстановления завета.
28-29 Исходившее от лица Моисея сияние было результатом приближения к
Богу: оно просветлило и очистило плоть пророка.
30-32 Во время синайского законодательства народ не мог вынести близости
к себе Всевышнего и потому просил Моисея говорить с ним вместо Бога
(20:19). Его в своей среде он усматривает теперь в сиянии лица пророка,
не смеет приблизится к нему, как не смел приблизиться к горе (20:18).
33-35 Подобное настроение не покидало народ и во все последующее время:
«и видели сыны Израилевы, что сияет лицо Моисеево» (ср. ст. 30), и
потому при возвещении откровения Моисей носил покрывало.