|
|
Исход
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Глава
21
1 И вот законы, которые ты объявишь им:
2 если купишь раба Еврея, пусть он работает [тебе] шесть лет, а в
седьмой [год] пусть выйдет на волю даром;
3 если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть
выйдет с ним и жена его;
4 если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей,
то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один;
5 но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не
пойду на волю, -
6 то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери,
или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется
рабом его вечно.
7 Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как
выходят рабы;
8 если она не угодна господину своему и он не обручит ее, пусть позволит
выкупить ее; а чужому народу продать ее [господин] не властен, когда сам
пренебрег ее;
9 если он обручит ее сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей;
10 если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи,
одежды и супружеского сожития;
11 а если он сих трех вещей не сделает для нее, пусть она отойдет даром,
без выкупа.
12 Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти;
13 но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его,
то Я назначу у тебя место, куда убежать [убийце];
14 а если кто с намерением умертвит ближнего коварно [и прибежит к
жертвеннику], то и от жертвенника Моего бери его на смерть.
15 Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.
16 Кто украдет человека [из сынов Израилевых] и [поработив его] продаст
его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти.
17 Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.
18 Когда ссорятся [двое], и один человек ударит другого камнем, или
кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель,
19 то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки,
ударивший [его] не будет повинен смерти; только пусть заплатит за
остановку в его работе и даст на лечение его.
20 А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут
под рукою его, то он должен быть наказан;
21 но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его,
ибо это его серебро.
22 Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не
будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него
муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках;
23 а если будет вред, то отдай душу за душу,
24 глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу,
25 обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб.
26 Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и
повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз;
27 и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на
волю за зуб.
28 Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить
камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват;
29 но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв
извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола
побить камнями, и хозяина его предать смерти;
30 если на него наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою,
какой наложен будет на него.
31 Сына ли забодает, дочь ли забодает, - по сему же закону поступать с
ним.
32 Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать
сиклей серебра, а вола побить камнями.
33 Если кто раскроет яму, или если выкопает яму и не покроет ее, и
упадет в нее вол или осел,
34 то хозяин ямы должен заплатить, отдать серебро хозяину их, а труп
будет его.
35 Если чей-нибудь вол забодает до смерти вола у соседа его, пусть
продадут живого вола и разделят пополам цену его; также и убитого пусть
разделят пополам;
36 а если известно было, что вол бодлив был и вчера и третьего дня, но
хозяин его [быв извещен о сем] не стерег его, то должен он заплатить
вола за вола, а убитый будет его.
1–11.
Законы о рабах и рабынях. 12–32. Законы, разъясняющие заповедь «не
убий». 33–36. Законы, разъясняющие заповедь «не укради».
1-2 По закону в рабы мог быть покупаем обедневший еврей за неуплату
долга (Лев 25:39), а также вор, оказавшийся не в состоянии уплатить за
похищенное (Исх 22:3). Шестилетний срок рабства (Втор 15:12, 18; Иер
34:14) назначается в соответствии с заповедью о шести днях работы и
покое седьмого дня. Год освобождения раба седьмой не есть седьмой
юбилейный, а седьмой от начала рабства каждого отдельного раба. Если бы
он был седьмым юбилейным, то рабу пришлось бы служить не шесть лет, а
столько времени, сколько оставалось до него с момента поступления в
рабство, в некоторых случаях месяц, даже меньше. И действительно закон
прямо указывает, что в седьмой юбилейный год рабы находятся при своих
господах, не получают свободы (Лев 25:4–6). По окончании шестилетней
службы раб отпускался на волю не только «даром», без выкупа, так как за
это время он заработал двойную плату наемника (Втор 15:18), но и получал
от хозяина все необходимое для обзаведения собственным хозяйством: от
стад, от гумна и точила (Втор 15:14).
3-4 В первом случае (ст. 3) жена рассматривается как собственность
мужа-раба, а потому с ней, своей собственностью, он и уходил на волю. Во
втором (ст. 4) она — собственность господина, в силу чего при
освобождении своего мужа остается с детьми в доме хозяина.
5-6 Еврей, женившийся в состоянии рабства на рабыне своего господина и
потому не имеющий права освободиться в седьмой год со всей своей семьей,
из-за любви к жене и детям может остаться рабом навеки, т. е. до
пятидесятого юбилейного года (Лев 25:39–41). Другое действие, также
устраняющее возможность разных злоупотреблений, состояло в прокалывании
уха раба шилом у косяка или дверей того дома, в котором он пожелал
служить (Втор 15:16–17). Раб как бы прикреплялся к дому своего
господина.
7 Как видно из Втор 15:17 и Иер 34:9–11,16, рабыни-еврейки освобождались
на тех же началах, что и рабы-евреи. Поэтому общее правило: рабыня «не
может выйти, как выходят рабы», имеет в виду не просто рабынь, но
рабынь-наложниц.
8 Когда еврейка, купленная в качестве наложницы и сделавшаяся таковою,
впоследствии будет отвергнута господином, то он, как виновный в ее
бесчестии, должен помочь ей выкупиться, уступить ее дешевле тому, кто
пожелает ее купить, только не язычнику, брак с которым запрещен (Втор
7:3).
9 Отдав еврейку-рабыню в наложницы сыну, господин должен рассматривать
ее не как рабу, а как дочь.
10 При существовании других наложниц, появившихся позднее, она не
лишается прав жены и средств к существованию.
11 Если хозяин дома не позволит отвергнутой им наложнице выкупиться, не
будет рассматривать ее, наложницу сына, в качестве дочери и при
существовании у сына других наложниц лишит ее сожительства с ним, то при
несоблюдении этих трех условий она получает право уйти от него без
выкупа.
12-32 Законы, разъясняющие заповедь — «не убий!», убийство сознательное
и ненамеренное; различные случаи увечья, как нанесения вреда жизни
ближнего.
Сознательное убийство во всех его видах (Чис 35:16–21), будет ли оно
совершено евреем или же пришельцем (Лев 24:22), наказывается по общему
праву кровавой мести смертью: «мститель за кровь сам может умертвить
убийцу: лишь только встретит его» (Чис 35:19, 21).
13 Применяемое в случае сознательного убийства, право кровавой мести не
имеет места при убийстве ненамеренном, заранее необдуманном (Чис
35:22–23; Втор 19:4–5; 1 Цар 24:18). Невольный убийца не подлежит
суждению на смерть (Втор 19:6), и само общество должно спасти его от
руки мстителя за кровь (Чис 35:25), предоставив право убежать в место,
«назначенное Богом», в один из городов убежища (Чис 35:11 и д.). Закон о
невольных убийцах, ограничивая право кровавой мести, смягчал грубость
нравов.
14 Коварный, сознательный убийца, лишенный права скрыться в одном из
городов убежища (Втор 19:11–12), не может спастись от смерти и у
жертвенника (3 Цар 2:28–34). Требуя от Израиля истреблять зло из своей
среды (Втор 19:19–20), Господь тем более сам не может охранять его на
месте Своего жилища, в скинии или храме, у жертвенника.
15 Как видно из Втор 21:18–21, отец и мать сами отказываются от дурного
сына. Нетерпимый член семьи, поругающий внушаемые природой чувства, он
нетерпим и в обществе — исторгается из его среды, побивается камнями.
16 Свобода драгоценна не менее жизни, поэтому лишение ее — покража и
продажа евреем своего соотечественника (Втор 24:7) приравнивается к
убийству.
18-33 Различные случаи увечья; назначаемые за них наказания
соответствуют степени преступления.
Избивший ближнего в драке должен вознаградить его тем, чего он лишил
его: уплатить ему ту сумму денег, которую пострадавший мог бы
заработать, если бы был здоров, и на свои средства вылечить его.
19-21 За убийство раба и рабыни, умерших во время наказания, хозяин не
подвергается смерти, а лишь назначаемому судом наказанию, или потому,
что раб не приравнивается к свободному (ср. ст. 21 с 19; 26 с 23 и 32 с
29), или потому, что хозяин только наказывал неразумного раба (Притч
10:13), не имея в виду убить его. Господин даже и совсем освобождается
от наказания, когда смерть раба не является непосредственным следствием
побоев: умрет день или два спустя после побоев. Для хозяина в этом
случае достаточно и того наказания, что, теряя раба, он теряет
заплаченные за него деньги, наносит себе ущерб: «это его серебро».
22 Пеня назначается за преждевременно выкинутое дитя. Посредники
требуются для предотвращения со стороны мужа неумеренности в
требованиях. Греческий перевод вносит такое различение в степени
развития выкидыша, для которого нет основания в еврейском тексте.
Выкидыш «неизображенный» — ребенок не сформировавшийся, он не
приравнивается к полному человеку — и потому за смерть его назначается
лишь пеня. Выкидыш, «изображенный» — внешне сформировавшийся ребенок, и
за его смерть, как и за смерть взрослого человека, виновный подвергается
смерти.
23-25 Если последствием драки, кроме преждевременных родов, будет
нанесение повреждения самой беременной женщине, то в этом случае нужно
поступать по следующему правилу: «душу за душу», т. е. жизнь за жизнь
(термин «душа», употребляемый в Библии для обозначения жизненной силы, с
удалением которой живое существо умирает, ставится взамен выражения
«жизнь»: Пс 106:5; Иона 2:8; Плач 1:11, 19; Пс 55:7; 3 Цар 17:21), глаз
за глаз и т. д. Составляя продолжение предшествующей речи, слова: «если
будет вред, то» устанавливают и общее правило о возмездии за увечье (Лев
24:20; Втор 19:21; Мф 5:38). Зло, причиненное одним евреем другому,
должно быть наказано таким же злом, — возмездие простое, чувствительное
и способное с силой предупреждать преступление.
26-27 Общее правило, определяющее степень наказания за нанесенное
увечье, не применяется к рабам, но его изменение ограничивает произвол и
жестокое обращение с ними хозяев.
28 Вол умерщвляется как опасное для жизни человека животное и притом
согласно божественному определению (Быт 9:5; Чис 35:33). Не
освобожденное от крови, мясо его не вкушается по общему закону,
требующему вкушать мясо без крови (Лев 17:10–14). Хозяин, не знавший о
бодливости своего вола (ср. ст. 29), не виноват. Но побитие вола камнями
и запрещение извлечь пользу из его мяса наносили хозяину столь
значительный ущерб, что естественно побуждали его не относиться
равнодушно к вопросу; не имеет ли вол наклонности бодаться?
29 Хозяин вола предается смерти за беспечное отношение к жизни ближнего.
Виновником смерти является не столько неразумное животное, сколько он
сам, имевший возможность устранить ее соответствующими мерами. Строгость
наказания совершенно уничтожала возможность равнодушия к бодливости
животного и заставляла заботиться о безопасности ближних.
30-31 Смерть заменяется выкупом на том, может быть, основании, что вина
домохозяина заключается только в беспечности, но не в злом умысле.
32 30 сиклей составляют, по всей вероятности, покупную цену раба,
подобно тому, как 50 сиклей — выкупную цену взрослого человека (Лев
27:3).
33-34 Хозяин незакрытой ямы возмещает тот убыток, который причинила
ближнему беспечность.
35 Солидарность интересов заставляет — делить несчастье пополам.
36 В убытках виноват лишь тот, кто беспечно, нерадиво относится к
собственности ближнего, а потому он один и терпит ущерб.