|
|
Исход
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Глава
15
1 Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в
море.
2 Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и
прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его.
3 Господь муж брани, Иегова имя Ему.
4 Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные
военачальники его потонули в Чермном море.
5 Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень.
6 Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи,
сразила врага.
7 Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал
гнев Твой, и он попалил их, как солому.
8 От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена,
огустели пучины в сердце моря.
9 Враг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа
моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя.
10 Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море: они погрузились, как свинец,
в великих водах.
11 Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен
святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?
12 Ты простер десницу Твою: поглотила их земля.
13 Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил, -
сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей.
14 Услышали народы и трепещут: ужас объял жителей Филистимских;
15 тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли
все жители Ханаана.
16 Да нападет на них страх и ужас; от величия мышцы Твоей да онемеют
они, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит
сей народ, который Ты приобрел.
17 Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты
соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки Твои,
Владыка!
18 Господь будет царствовать во веки и в вечность.
19 Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море,
то Господь обратил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше
среди моря.
20 И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и
вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием.
21 И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он,
коня и всадника его ввергнул в море.
22 И повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню
Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды.
23 Пришли в Мерру - и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька,
почему и наречено тому [месту] имя: Мерра.
24 И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить?
25 [Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил
его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и
там испытывал его.
26 И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и
делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все
уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я
на Египет, ибо Я Господь [Бог твой], целитель твой.
27 И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят
финиковых дерев, и расположились там станом при водах.
1–21.
Благодарственная песнь, воспетая евреями после перехода через Чермное
море. 22–27. Путешествие по пустыне Сур, отсутствие пресной воды и ропот
израильтян; чудо в Мерре и приход в Елим.
Благодарственная песнь, воспетая евреями после перехода через Чермное
море, кроме приступа или введения (1–2 ст.), распадается на три части.
Первая (3–8 ст.) изображает всемогущество Всевышнего, мужа брани,
выступившего на спасение Израиля против фараона; вторая (9–13 ст.),
начинаясь описанием гордости врага и его погибели, раскрывает положение,
что Господь, Бог Израиля, неизмеримо высок по сравнению с другими
богами; третья (14–18 ст.) описывает впечатление, произведенное
всемогуществом Господа на окрестные языческие народы.
1 Тема песни — прославление величия Всевышнего («высоко превознесся»),
сказавшегося в частном случае — поражении египтян: «коня и всадника его
ввергнул в море».
2 Победитель египтян, Господь является для народа еврейского
«крепостью», так как переход через Чермное море и избавление от смерти —
дело не сил Израиля, а силы Господа (14:31); народ заявил себя только
испугом и воплями (14:10), в нем нет ни силы, ни славы. Могущество
Всевышнего даровало народу спасение, поэтому, составляя силу, крепость
евреев, Он является и их спасением. Как таковой, только Он один служит
предметом почитания, прославления среди Израиля (ср. Быт 28:20–21). Он,
хранивший отцов (1 Пар 16:19–22), исполнил данные им обетования (Быт
15:14), есть Бог истинный и потому достоин того, чтобы быть
превозносимым (2 Цар 22: 47; Пс 98:5; 117:28; Ис 25:1; 57:15).
3-7 Более подробное описание могущества Сущего. Всевышний проявил
великую силу Свою, оказался мужем брани (Пс 23:8), сражающимся за народ
Свой (Втор 4:34) при потоплении войск фараоновых в море (Пс 105:8–10).
Погрязшие в глубине, как камень, — без всякой надежды на спасение, они
сражены не чем иным, как сильной десницей Господа (Исх 15:5). Восставшие
против Бога, они быстро, все до одного, уничтожены, как солома огнем,
пламенем гнева Его (ср. Ис 5:24; 47:14).
8-10 Само естественное явление, послужившее в руках Божьих орудием
спасения евреев: «влага стала, как стена» (14:22), превращено Богом при
посредстве ветра: «дунул духом Твоим» (ср. Иов 37:10) в средство
уничтожения врагов, — оно дело Его всемогущества.
11 По только что проявленным свойствам Господь не имеет Себе равного
между богами (2 Цар 7:22; 3 Цар 8:23; Пс 70:19; 85:8; 88:6–8; Иер 10:6),
в частности, между богами египетскими, бессилие которых известно евреям.
Он существо премирное «величествен святостью»; как таковой, Он достоин
хвалы, прославления (Пс 117:29).
12-13 Всевышний достоин хвалы не только как совершитель великого чуда —
поглощения египтян «землею», причем термин «земля» обозначает вместе и
воду, но и как покровитель Своего народа (ср. Пс 104:5), охраняющий его
на пути «в жилище святыни Твоей» в землю Ханаанскую (Пс 77:54),
освященную богоявлениями патриархам (Быт 28:16; 31:13 и пр.), так и
жертвенниками Богу (Быт 28:18).
14-15 Впечатление, произведенное переходом через Чермное море на народы,
владеющие землей Ханаанской и живущие невдалеке от нее. Песнь
приписывает им те же самые чувства, которые вызвало чудо и в народе
еврейском (14:31): однородные явления производят одинаковые действия.
После египтян филистимляне были первым народом, которого боялись евреи
(13:17); главный враг поражен, и по законам психологии мысль переходит
от египтян к филистимлянам (ст. 15, ср. Нав 2:9,11).
16 Подобное состояние народов желательно для евреев и во все дальнейшее
время странствования до земли Ханаанской. Устрашенные помогающей евреям
мышцею Всевышнего, немые как камень, т. е. бессильные что-нибудь
предпринять (1 Цар 25:37), они не в состоянии будут оказать им сильного
сопротивления (Втор 2:25; 11:25; ср. Нав 2:9–11).
17 Но и при этом условии введение и поселение евреев в Ханаане зависит
от Бога (Втор 31:1–6), в силу чего он и умоляется довести данное дело до
конца. «Гора достояния Твоего» — гористая Ханаанская местность (Пс
67:16–17; Ис 5:1), составляющая собственность Господа (Иер 2:7) и, как
жилище Его, являющаяся местом святым, святилищем (Пс 77: 54).
18 Здесь, в Ханаане, Господь будет царем Своего народа (Пс 114:15).
19-21 Как видно из 1 ст., песнь исполнялась мужчинами: по ее окончании
рассказывалась история освобождения (19), а затем в заключение хор
женщин во главе с Мариам исполнил первый стих песни.
22 Вплоть до (18:27) — путь от Чермного моря до Синая. Перечисление
станов и имевших место при остановках событий. Из показания Чис 33:10,
что третий стан евреев был при Чермном море, с несомненностью следует,
что по переходе через море евреи пошли не по прямой караванной дороге,
ведущей к северо-востоку на Эламитский залив, а направлялись к югу,
вдоль восточного берега Чермного моря. Пустыня Сур, иначе называемая
Ефам (Чис 33:8), могла получить двойное имя от двух лежащих в ней
городов. Три дня пути по ней без воды говорят о силе жажды и
естественности отмеченного далее ропота.
23 Место первой остановки — Мерру полагают обыкновенно в вади (поток,
русло, долина) Гавара. Подобно Мерре источник Гавара отмечается
несколько соленым вкусом воды, что и теперь бедуины считают ее самой
худшей во всей окрестности.
24-25 Естественное объяснение чуда не имеет для себя оснований. Текст не
содержит и намека на то, чтобы Моисей вычерпал воду, и вновь появившаяся
оказалась хорошей (мнение Иосифа Флавия). Равным образом опытами
путешественников не подтверждается тот взгляд, будто дерево обладает
естественными свойствами превращать горькую воду в годную для питья. Не
знают такого дерева и арабы. Событие служило испытанием веры народа в
том отношении, что он не усомнился в действенности употребленного
Моисеем чрезвычайного средства, — не усомнился и не отказался пить ту
воду, о которой только что говорил: «что нам пить?» Так точно и для
обратившегося ко Христу вера в Него, распятого на кресте, прообразуемом
древом Мерры (Ефрем Сирин), служит утешением и усладой в земной юдоли.
«Слыша о древе Мерры, — говорит Григорий Нисский, — конечно, будешь
разуметь крест. Слаще становится добродетельная жизнь, услаждаемая
надеждою будущего».
26 Частный случай спасительного действия веры дает повод к установлению
общего положения об условиях избавления от разного рода бедствий, верхом
которых служат египетские казни (Втор 7:11–15; 28:27, 60). Обещание
Господа должно было поддерживать дух народа при дальнейших, предстоявших
ему на пути испытаниях.
27 Второй стан — Елим находился южнее Мерры в теперешней вади Гарандел,
изобилующей прекрасными пальмами, тамарисками, акациями и сочною травой.