|
|
Исход
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Глава
16
1 И двинулись из Елима, и пришло все общество сынов Израилевых в пустыню
Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца
по выходе их из земли Египетской.
2 И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в
пустыне,
3 и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в
земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб
досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить
голодом.
4 И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ
выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать
его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет;
5 а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против
того, по скольку собирают в прочие дни.
6 И сказали Моисей и Аарон всему [обществу] сынов Израилевых: вечером
узнаете вы, что Господь вывел вас из земли Египетской,
7 и утром увидите славу Господню, ибо услышал Он ропот ваш на Господа: а
мы что такое, что ропщете на нас?
8 И сказал Моисей: узнаете, когда Господь вечером даст вам мяса в пищу,
а утром хлеба досыта, ибо Господь услышал ропот ваш, который вы подняли
против Него: а мы что? не на нас ропот ваш, но на Господа.
9 И сказал Моисей Аарону: скажи всему обществу сынов Израилевых:
предстаньте пред лице Господа, ибо Он услышал ропот ваш.
10 И когда говорил Аарон ко всему обществу сынов Израилевых, то они
оглянулись к пустыне, и вот, слава Господня явилась в облаке.
11 И сказал Господь Моисею, говоря:
12 Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо,
а поутру насытитесь хлебом - и узнаете, что Я Господь, Бог ваш.
13 Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около
стана;
14 роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое,
круповидное, мелкое, как иней на земле.
15 И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не
знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в
пищу;
16 вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему
съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре,
собирайте.
17 И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало;
18 и меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у
того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть.
19 И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра.
20 Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, - и
завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей.
21 И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же
обогревало солнце, оно таяло.
22 В шестой же день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого. И
пришли все начальники общества и донесли Моисею.
23 И [Моисей] сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая
суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите
сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра.
24 И отложили то до утра, как повелел [им] Моисей, и оно не воссмердело,
и червей не было в нем.
25 И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня;
сегодня не найдете его на поле;
26 шесть дней собирайте его, а в седьмой день - суббота: не будет его в
этот день.
27 Но некоторые из народа вышли в седьмой день собирать - и не нашли.
28 И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения
заповедей Моих и законов Моих?
29 смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день
хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя [в доме своем], никто не
выходи от места своего в седьмой день.
30 И покоился народ в седьмой день.
31 И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как
кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом.
32 И сказал Моисей: вот что повелел Господь: наполните [манною] гомор
для хранения в роды ваши, дабы видели хлеб, которым Я питал вас в
пустыне, когда вывел вас из земли Египетской.
33 И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд [золотой], и положи в него
полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды
ваши.
34 И поставил его Аарон пред ковчегом свидетельства для хранения, как
повелел Господь Моисею.
35 Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю
обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской.
36 А гомор есть десятая часть ефы.
1–6.
Прибытие в пустыню Син. Ропот евреев. 7–36. Чудесное ниспослание
израильтянам пищи: перепела и манна.
1 Через месяц по выходе их Египта (Чис 33:3) евреи пришли в пустыню Син,
не прямо из Елима, а из стана, бывшего при море (Чис 33:10–11).
2-3 Ропот направлен против обоих братьев — их божественного
посланничества: «вывели нас в пустыню» (ср. 3:10), а вместе с тем и
против самого Всевышнего, призвавшего Моисея и Аарона. Кроме прихоти (Пс
77:18; 105:14), основанием для ропота является боязнь голодной смерти,
более мучительной, чем смерть от египетских казней в состоянии полного
материального довольства: «сидели у котлов мясных» (ср. Чис 11:4–5).
4-5 Горестное воспоминание: «ели хлеб досыта» не должно иметь места. Дан
будет хлеб с неба, т. е. манна (ст. 15; Пс 77:24), в достаточном на
каждый день количестве, и им будет напитан народ досыта (ст. 8; Пс
77:25). Ежедневное собирание манны напоминало евреям о всецелой
зависимости их существования от Бога (Втор 8:16–17) и в то же время
приучало к точному исполнению требования не заготовлять ее на другой
день, кроме субботы (29). В этом отношении дарование манны является
испытанием народа еврейского.
6-8 Прежде объявления воли Божией, Моисей и Аарон стараются остановить
ропот. Роптать против них нет оснований, так как не они, Моисей и Аарон,
вывели евреев из Египта и подвергли последних бедствию: «мы что такое,
что ропщете на нас?» Ответственным за бедствие является сам Бог, так как
Он вывел народ из Египта. Как ответственный за лишения, Господь услышал
народный ропот и явился Израилю. И в этом предстоящем явлении Сущего
заключается основание для прекращения недовольства. Бог, изведший евреев
из Египта и теперь подвергший их лишению, сам и устранит последнее:
«вечером даст мяса, а утром хлеба».
9-10 Явление славы Господней, служившее указанием на присутствие Бога
среди народа (Чис 16:19 и д.; 3 Цар 8:10,11), было наглядным
доказательством справедливости предшествовавшей речи Моисея.
11-15 По свидетельству путешественников весной на синайском полуострове
бывает такая масса перелетных птиц, что их можно ловить руками. Это
естественное явление и послужило орудием в руках Промысла Божия для
напитания евреев. По указанию Чис 11:9, появление росы сопровождалось
появлением манны. Но так как роса сходит с небес (Втор 33:13,28; Зах
8:12), то и манна, даруемая небом, называется «хлебом с неба» (ст. 4; Пс
77:24; 104:40; Неем 9:15; Ин 6:31). По внешнему виду она напоминала
кориандровое семя белого, как иней, или желтовато-голубого цвета, была
похожа на бдоллах, а по вкусу была то же, что лепешка с медом (31; Чис
11:7). Самое слово «манна» образовано из двух еврейских слов: «ман»,
«ма» — что и «гу» — он, и буквально значит: что это? Производство от
«манан» — дарить не имеет для себя основания в тексте. Подобно появлению
перепелов, дарование манны считается со времени Иосифа Флавия явлением
естественным. Как он, так и другие исследователи отождествляют
библейскую манну с манной тамарисковой вытекающей из тамарисков в виде
клея. В жидком состоянии последняя имеет темновато-грязный цвет, а в
сухом — совершенно белый; собирается на Синайском полуострове в вади
Фейран и Гарандел в то же самое время, в которое находились евреи в
пустыне Син, — в мае, июне. Но при всем сходстве между манной библейской
и тамарисковой есть и существенное различие. Оно касается прежде всего
количества. Евреи собирали манну каждый по гомору (ст. 16),
следовательно, все в достаточном количестве; между тем тамарисковой
манны добывается в год не более 500–600 фунтов. Манной евреи питались во
все сорокалетнее странствование (ст. 35), даже на восточно-иорданской
стороне (Нав 5:12), между тем тамарисковая манна, кроме пустыни Син,
нигде теперь не встречается. Тамарисковая манна вроде воска, а
библейская — как мука или крупа, которую могли молоть в жерновах, толочь
в ступе и варить в котле (Чис 11:8). Библейская манна подвергалась
разложению (20), а тамарисковая нет; первая не появлялась по субботам
(27), последняя собиралась и в этот день.
16-18 Количество собираемой манны измерялось гомором (евр. «омер» —
спор). Данный термин служил названием неизвестной меры вместимости, а
обозначает «сосуд для питья, какой обыкновенно имеют при себе жители
Востока в своих путешествиях по пустыне для черпания воды из источников»
(Михаэлис). Такой же точно взгляд высказывает и другой экзегет — Канне.
И так как эти домашние сосуды при относительном равенстве могли быть
различной вместимости, то этим и объясняется то обстоятельство, что у
собравших больше манны (17) при измерении ее гомором не было лишнего и у
собравших меньше не оказалось недостатка. Большие по числу членов семьи
имели и большие гоморы, благодаря чему в них и могло вместиться большее
количество собранной манны, — лишней манны не оказалось. Меньшие
семейства имели меньшие гоморы, и в них вошло столько манны, сколько
было нужно для семьи, — недостатка не было. Если указанным пониманием
термина «гомор» достаточно объясняется речь ст. 18, то ему не
противоречит замечание ст. 36, что гомор — 1/10 ефы. В виду неодинаковой
его вместимости было вполне естественно указать отношение его к
определенной мере.
19-20 Неисполнение второго приказания всего скорее объясняется жадностью
(ср. Чис 11:32–33).
21-24 Так как народу не был разъяснен смысл приказания собирать в шестой
день двойное количество манны (5), то вполне естественно, что он не
понимал его. Намек на это содержится в поведении начальников общества.
Они доносят Моисею о выполнении его повеления, как бы дожидаясь
указания, что же следует делать с двойным количеством манны.
25-31 Имевшее место на первый раз непослушание некоторых из народа было
устранено впоследствии вторичным повторением закона о субботе (28–30).
32-34 (Очень интересное замечание. Гомор — совершенно фиксированная мера
объема. Прим. Ред.)
Так как устройство скинии собрания и ее принадлежностей, в частности
ковчега завета, относится к позднейшему времени, то, по мнению одних
экзегетов, события данных стихов имели место гораздо позднее пребывания
евреев в пустыне Син. Другие же на основании 7 и дальнейших стихов 33
гл. Исх предполагают, что до построения скинии у евреев существовало
особое святилище, в котором и был поставлен сосуд с манной.
35 Замечание ст. 35 не принадлежит позднейшему времени и автору.