|
|
Исход
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Глава
8
1 И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит
Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение;
2 если же ты не согласишься отпустить, то вот, Я поражаю всю область
твою жабами;
3 и воскишит река жабами, и они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню
твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи
твои, и в квашни твои,
4 и на тебя, и на народ твой, и на всех рабов твоих взойдут жабы.
5 И сказал Господь Моисею: скажи Аарону [брату твоему]: простри руку
твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю
Египетскую.
6 Аарон простер руку свою на воды Египетские [и вывел жаб]; и вышли жабы
и покрыли землю Египетскую.
7 То же сделали и волхвы [Египетские] чарами своими и вывели жаб на
землю Египетскую.
8 И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: помолитесь [обо мне]
Господу, чтоб Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ
Израильский принести жертву Господу.
9 Моисей сказал фараону: назначь мне сам, когда помолиться за тебя, за
рабов твоих и за народ твой, чтобы жабы исчезли у тебя, [у народа
твоего,] в домах твоих, и остались только в реке.
10 Он сказал: завтра. Моисей отвечал: будет по слову твоему, дабы ты
узнал, что нет никого, как Господь Бог наш;
11 и удалятся жабы от тебя, от домов твоих [и с полей], и от рабов твоих
и от твоего народа; только в реке они останутся.
12 Моисей и Аарон вышли от фараона, и Моисей воззвал к Господу о жабах,
которых Он навел на фараона.
13 И сделал Господь по слову Моисея: жабы вымерли в домах, на дворах и
на полях [их];
14 и собрали их в груды, и воссмердела земля.
15 И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое, и
не послушал их, как и говорил Господь.
16 И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри [рукою] жезл твой и
ударь в персть земную, и [будут мошки на людях и на скоте и на фараоне,
и в доме его и на рабах его, вся персть земная] сделается мошками по
всей земле Египетской.
17 Так они и сделали: Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в
персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная
сделалась мошками по всей земле Египетской.
18 Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли.
И были мошки на людях и на скоте.
19 И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново
ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь.
20 И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице
фараона. Вот, он пойдет к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь:
отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение [в пустыне];
21 а если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов
твоих, и на народ твой, и в домы твои песьих мух, и наполнятся домы
Египтян песьими мухами и самая земля, на которой они живут;
22 и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и
там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь [Бог] среди [всей]
земли;
23 Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим. Завтра
будет сие знамение [на земле].
24 Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и
в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих
мух.
25 И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: пойдите, принесите жертву
[Господу] Богу вашему в сей земле.
26 Но Моисей сказал: нельзя сего сделать, ибо отвратительно для Египтян
жертвоприношение наше Господу, Богу нашему: если мы отвратительную для
Египтян жертву станем приносить в глазах их, то не побьют ли они нас
камнями?
27 мы пойдем в пустыню, на три дня пути, и принесем жертву Господу, Богу
нашему, как скажет нам [Господь].
28 И сказал фараон: я отпущу вас принести жертву Господу Богу вашему в
пустыне, только не уходите далеко; помолитесь обо мне [Господу].
29 Моисей сказал: вот, я выхожу от тебя и помолюсь Господу [Богу], и
удалятся песьи мухи от фараона, и от рабов его, и от народа его завтра,
только фараон пусть перестанет обманывать, не отпуская народа принести
жертву Господу.
30 И вышел Моисей от фараона и помолился Господу.
31 И сделал Господь по слову Моисея и удалил песьих мух от фараона, от
рабов его и от народа его: не осталось ни одной.
32 Но фараон ожесточил сердце свое и на этот раз и не отпустил народа.
1–14.
Вторая казнь — изведение жаб, тяжесть ее. 15–19. Третья казнь —
появление мошек. 20–32. Четвертая казнь — песьи мухи.
1-6 Вторая казнь состояла в появлении по воле Божией из рек, потоков и
озер громадного количества жаб (евр. zephardea). Еврейское «zephardea»
производят или от еврейского глагола «zaphar», что значит «прыгать», и
арабского слова, означающего болото, так что по этому словопроизводству
«zephardea» значит «прыгающая в болоте», или же от арабского слова — «dofda»
с значением «вздувшаяся масса». Кроме того, в древнеегипетском языке
указывают подходящее по значению и начертанию к еврейскому «zephardea»
слово «цефедт», которое употреблялось для обозначения змеи и в то же
время было родовым именем пресмыкающихся. Обычное как для Египта, в
период после спада вод, так и для других местностей, напр., Галлии,
появление жаб в настоящем случае носит черты явления чудесного
сверхъестественного:
1) громадное количество жаб появилось совершенно в необычное для Египта
время, притом внезапно, по одному мановению жезла Моисеева;
2) вопреки своим привычкам и естественному образу жизни, жабы
устремились в дома, на людей, на домашнюю утварь, проникали на постели,
в печи и даже в квашни; безвредные сами по себе, сделались по воле
Божией орудием наказания для Его врагов;
3) так же мгновенно погибли, исчезли, как мгновенно появились.
7 Подражание волхвов Моисею, имеющее своим последствием умножение жаб,
увеличило силу казни.
8 Неспособность магов избавить страну от жаб, вызывавших в чистоплотных
египтянах чувство отвращения, привела фараона к мысли, что данная казнь
совершена Богом и в силу этого только Им и может быть прекращена. Отсюда
и просьба к Моисею и Аарону: «помолитесь обо мне Господу».
9-11 Предоставляя фараону самому назначить время для окончания казни,
Моисей старается поддержать возникшую в его душе мысль, что постигшее
бедствие — дело Божие, наступление его, так и прекращение зависит
исключительно от воли Божией. Бог может по Своему всемогуществу изгнать
жаб в любой, назначенный фараоном, момент.
12-14 Окончание казни, точное исполнение желания фараона должны были
убедить его в справедливости слов Моисея: «нет никого, как Господь Бог
наш» (10).
15 Мысль о Виновнике бедствия, пред волей Которого следует преклониться,
была вызвана в фараоне тяжестью бедствия, казни. С ее прекращением
исчезла и она. «Сообразно с сердцем людей, — говорит блаженный Августин,
одних милосердие Божие приводит к покаянию, других вооружает против
Него, укрепляет возле».
16-17 Третья казнь заключалась в появлении из земли по удару жезла
множества «кинним», по переводу LХХ «скнипов». По мнению Филона и
Оригена, разделяемому многими толковниками, это были мошки, москиты,
обычный бич Египта в период наводнения. По словам же Иосифа Флавия,
свидетельству самаритянского, сирийского и арабского Пятокнижия, Таргума
Онкелоса, согласному с ним взгляду некоторых ученых — Буксторфа, Буддея,
под «кинним» разумеются вши. Наибольшая достоверность этого последнего
понимания подтверждается следующими данными. «Кинним», по библейскому
повествованию, выводятся из персти земной, тогда как москиты появляются
«из воды:» относительно москитов нельзя сказать, что они «явились на
людях и на скоте» (17); наконец, в Талмуде слово «кинна» имеет значение
«вошь». Не противоречит такому пониманию и чтение LXX — «sknifeV».
Употребление этого выражения у древних греческих авторов — Феофраста,
Аэция, Аристофана показывает, что данный термин обозначает и травяную
вошь, и червей, и блох.
18-19 Бессилие магов, общечеловеческое бессилие вызвать к бытию новую
тварь, всего яснее сказалось в словах: «это перст Божий», дело высшей
божественной силы (Пс 8:4). Признанный самими волхвами
сверхъестественный характер третьей казни виден из ее происхождения,
причиной которого был удар жезла Ааронова, а равно и объема: вся персть
обратилась во вшей, ни одна часть страны не была свободна от них (17; Пс
104:31).
20-21 Нежелание фараона отпустить евреев навлекло на Египет новое
бедствие, выразившееся в появлении особых живых существ, названных в
еврейском тексте словом «аров», а у LXX «kunomuia» (песьи мухи).
Производя выражение «аров» от еврейского глагола «арав» — «смешивать»,
Иосиф Флавий, а за ним древние еврейские комментаторы и позднейшие
раввины понимают его в значении смешения различных животных и насекомых.
Акила же, которому следует блаженный Иероним, разумеет под «аров» одних
только мух различного рода. Но если, подобно Фюрсту, производить «аров»
от арабского «аrab» — «хватать», «жалить», причем «аров» будет означать
«жалящее», то подобное производство, вполне согласное со словами 45 ст.
77 Пс: «Бог послал на них (египтян) насекомых, чтобы жалили их» (ср.
Прем 16:9), будет указывать на «аров» не как на мух вообще, а на мух,
производящих сильный укус. Так и смотрели на дело LXX переводчиков,
передававшие еврейское «аров» выражением «kunomuia» — «песьи мухи» и тем
давшее понять, что они разумели под «аров» определенный род мух.
Понимание LXX признается и новейшими экзегетами — Буддеем, Кейлем,
Дильманом. По словам Филона, насекомое, послужившее орудием четвертой
казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и
неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или
животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы
прилипало к нему.
Засвидетельствованное древними и новыми путешественниками обилие мух в
Египте, на что намекает и пророк Исайя (7:18), дает возможность
предполагать, что орудием четвертой казни было естественное явление,
причинявшее по воле Божией сверхъестественный характер. Последний
обнаруживается как в наступлении и прекращении бедствия по слову Моисея
(20–21, 31), так и в освобождении от него местожительства евреев — земли
Гесем.
22-23 Освобождение от казни земли Гесем должно было указывать фараону на
абсолютную, не признаваемую им, силу Бога Израилева. Он губит Египет,
Его власть над этой страной неустранима человеческими усилиями (25), и в
то же время щадит народ Свой, является властным национальным Богом, на
что ранее указывалось царю. Если при поражении новой казнью как Египта,
так и Гесема фараон мог подумать, что в ней нет ничего особенного, то,
наоборот, при разделении между египтянами и Израилем (23), Всевышний
явился именно Богом «всей земли» (22).
24-27 Невозможность для евреев выполнить предложение фараона: «пойдите,
принесите жертву Богу вашему в сей земле» объясняется тем, что
жертвоприношение, будучи отвратительно для египтян, возбудит их
религиозный фанатизм, они побьют евреев камнями. По указанию сирийского
перевода Пешито, Таргума Онкелоса, а равно и некоторых экзегетов,
фанатизм египтян мог быть вызван принесением евреями в жертву таких
животных, которые считались в Египте священными и заклание которых, как
дело святотатственное, требовало по понятию египтян возмездия. По мнению
же других (Лянге), чувство отвращения мог вызвать не один лишь выбор
животных, но и весь еврейский культ, как культ иноземный. Указание на
это дано в словах: «Господу, Богу нашему». Жертва отвратительна в виду
того, что приносится неведомому, не чтимому в Египте Богу.
28 Согласие фараона на удаление евреев оказывается не добровольным, а
вынужденным. Давая его, он боится лишиться даровых работников: «не
уходите далеко».