|
|
Исход
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Глава
11
1 И сказал Господь Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на
Египтян; после того он отпустит вас отсюда; когда же он будет отпускать
[вас], с поспешностью будет гнать вас отсюда;
2 внуши народу [тайно], чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина
у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых [и одежд].
3 И дал Господь милость народу [Своему] в глазах Египтян, [и они давали
ему;] да и Моисей был весьма велик в земле Египетской, в глазах [фараона
и] рабов фараоновых и в глазах [всего] народа.
4 И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди
Египта,
5 и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона,
который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при
жерновах, и все первородное из скота;
6 и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и
какого не будет более;
7 у всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес
языком своим, дабы вы знали, какое различие делает Господь между
Египтянами и между Израильтянами.
8 И придут все рабы твои сии ко мне и поклонятся мне, говоря: выйди ты и
весь народ [твой], которым ты предводительствуешь. После сего я и выйду.
И вышел [Моисей] от фараона с гневом.
9 И сказал Господь Моисею: не послушал вас фараон, чтобы умножились
[знамения Мои и] чудеса Мои в земле Египетской.
10 Моисей и Аарон сделали все сии [знамения и] чудеса пред фараоном; но
Господь ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых из
земли своей.
1–3.
Приказание народу взять у египтян драгоценности. 4–10. Предсказание о
десятой казни.
1-3 Если 4–8 ст. 11 гл. являются непосредственным продолжением 29 ст. 10
гл. (см. выше), то в таком случае первые три стиха, содержащее рассказ
об откровении Моисею о наступлении десятой казни (4:23; 12:29–32) и об
обстоятельствах исхода из Египта (3:21–22), очевидно, нарушают течение
речи.
Ввиду этого некоторые экзегеты высказывают предположение, что
содержащееся в них откровение падает на время перед последним
объяснением Моисея с фараоном (10:24–29), а рассказ о нем помещен после
(11:1–3) ввиду того, что им достаточно объясняется смелость ответа
Моисея (10:29). Текстуальным основанием для такого понимания является
перевод евр. «вайомер» — сказал (11:1) — давнопрошедшим временем. В
частности, что ст. 1–3 гл. 11 не представляют нового откровения,
возвещение которого требует и нового явления пред лицо фараона, это
доказывается отсутствием в данном случае обычной формулы: «пойди к
фараону и скажи ему» (7:15; 8:1; 8:20; 9:1; 9:13; 10:1), которой
начинается каждое новое откровение.
4-6 См. ниже толкование 31–32 ст. 12 гл.
7 В то время как в земле Египетской раздастся вопль, среди израильтян
будет наблюдаться полное спокойствие, никто и ничто не потревожит даже
сторожевых собак (ср. Иудифь 11:19).
8 О причинах такого действия 10-ой казни на фараона см. ниже в
объяснении 31 ст. 12 гл.
9-10 Обзор первых девяти казней заканчивается указанием на точное
исполнение Моисеем и Аароном божественных повелений.