|
|
III Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Глава
21
1 И было после сих происшествий: у Навуфея Изреелитянина в Изреели был
виноградник подле дворца Ахава, царя Самарийского.
2 И сказал Ахав Навуфею, говоря: отдай мне свой виноградник; из него
будет у меня овощной сад, ибо он близко к моему дому; а вместо него я
дам тебе виноградник лучше этого, или, если угодно тебе, дам тебе
серебра, сколько он стоит.
3 Но Навуфей сказал Ахаву: сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе
наследство отцов моих!
4 И пришел Ахав домой встревоженный и огорченный тем словом, которое
сказал ему Навуфей Изреелитянин, говоря: не отдам тебе наследства отцов
моих. И [в смущенном духе] лег на постель свою, и отворотил лице свое, и
хлеба не ел.
5 И вошла к нему жена его Иезавель и сказала ему: отчего встревожен дух
твой, что ты и хлеба не ешь?
6 Он сказал ей: когда я стал говорить Навуфею Изреелитянину и сказал
ему: `отдай мне виноградник твой за серебро, или, если хочешь, я дам
тебе другой виноградник вместо него', тогда он сказал: `не отдам тебе
виноградника моего, [наследства отцов моих]'.
7 И сказала ему Иезавель, жена его: что за царство было бы в Израиле,
если бы ты так поступал? встань, ешь хлеб и будь спокоен; я доставлю
тебе виноградник Навуфея Изреелитянина.
8 И написала она от имени Ахава письма, и запечатала их его печатью, и
послала эти письма к старейшинам и знатным в его городе, живущим с
Навуфеем.
9 В письмах она писала так: объявите пост и посадите Навуфея на первое
место в народе;
10 и против него посадите двух негодных людей, которые свидетельствовали
бы на него и сказали: `ты хулил Бога и царя'; и потом выведите его, и
побейте его камнями, чтоб он умер.
11 И сделали мужи города его, старейшины и знатные, жившие в городе его,
как приказала им Иезавель, так, как писано в письмах, которые она
послала к ним.
12 Объявили пост и посадили Навуфея во главе народа;
13 и выступили два негодных человека и сели против него, и
свидетельствовали на него эти недобрые люди пред народом, и говорили:
Навуфей хулил Бога и царя. И вывели его за город, и побили его камнями,
и он умер.
14 И послали к Иезавели сказать: Навуфей побит камнями и умер.
15 Услышав, что Навуфей побит камнями и умер, Иезавель сказала Ахаву:
встань, возьми во владение виноградник Навуфея Изреелитянина, который не
хотел отдать тебе за серебро; ибо Навуфея нет в живых, он умер.
16 Когда услышал Ахав, что Навуфей [Изреелитянин] был убит, [разодрал
одежды свои и надел на себя вретище, а потом] встал Ахав, чтобы пойти в
виноградник Навуфея Изреелитянина и взять его во владение.
17 И было слово Господне к Илии Фесвитянину:
18 встань, пойди навстречу Ахаву, царю Израильскому, который в Самарии,
вот, он теперь в винограднике Навуфея, куда пришел, чтобы взять его во
владение;
19 и скажи ему: `так говорит Господь: ты убил, и еще вступаешь в
наследство?' и скажи ему: `так говорит Господь: на том месте, где псы
лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь'.
20 И сказал Ахав Илии: нашел ты меня, враг мой! Он сказал: нашел, ибо ты
предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа [и раздражать
Его].
21 [Так говорит Господь:] вот, Я наведу на тебя беды и вымету за тобою и
истреблю у Ахава мочащегося к стене и заключенного и оставшегося в
Израиле.
22 И поступлю с домом твоим так, как поступил Я с домом Иеровоама, сына
Наватова, и с домом Ваасы, сына Ахиина, за оскорбление, которым ты
раздражил Меня и ввел Израиля в грех.
23 Также и о Иезавели сказал Господь: псы съедят Иезавель за стеною
Изрееля.
24 Кто умрет у Ахава в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле,
того расклюют птицы небесные;
25 не было еще такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать
неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель;
26 он поступал весьма гнусно, последуя идолам, как делали Аморреи,
которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых.
27 Выслушав все слова сии, Ахав [умилился пред Господом, ходил и
плакал,] разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и
постился, и спал во вретище, и ходил печально.
28 И было слово Господне к Илии Фесвитянину [об Ахаве], и сказал
Господь:
29 видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо
Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его.
(XX
по тексту LXX-ти) 1-6. Ахав пытается приобрести виноградник Навуфея, но
получает от него отказ. 7-13. Иезавель обвиняет Навуфея в богохульстве и
оскорблении величества; суд и казнь Навуфея. 14-17. Ахав вступает во
владение виноградником Навуфея. 18-29. Обличение Ахава со стороны
пророка Илии, раскаяние Ахава и смягчение Божественного приговора.
1-6. Происшествие с Навуфеем рисует яркую, но непривлекательную картину
вещественно-правовых отношений в Израильском царстве. В лица Ахава,
ищущего приобрести не нужный ему, но лишь близкий к усадьбе его
Изреельского дворца виноградник мирного гражданина Навуфея, во всей силе
исполняется пророческое слово Самуила о будущем деспотизме еврейских
царей (1 Цар VIII:11-16): гордый двукратной победой над сирийцами, Ахав
озабочен расширением садов своих в летней резиденции (ср. XVIII:46; 4
Цар IX:30) Изрееле (по Г. Гроцию, "post victos tostes ad delicias
comparandas animum adjicit"), не стесняясь в выборе средств к тому;
продажная совесть подручных царю старейшин и судей благоприятствует
проявлению дворцовой интриги и тирании. Отказ Навуфея продать родовой
участок Ахаву (ст. 3) показывает в первом истинного чтителя Иеговы и
ревнителя его закона, который воспрещал израильтянам отчуждение
наследственной земли в другие руки, и даже по крайней бедности проданная
земля должна была без выкупа возвращаться к первоначальному владельцу
(Лев XXV:10-28; Чис XXXVI:7 сл. ); продажа родового участка могла
представляться Навуфею и оскорблением памяти предков, которые, по
древнееврейскому обычаю, могли быть погребены на самом же участке.
Здесь, таким образом, не может быть речи об упрямстве или своенравии
Навуфея; здесь шла речь о законе, который обеспечивал самое
существование теократии, который был обязателен и для царей (Иез
XLVI:18). Чувствуя, быть может, правоту Навуфея, не прельстившегося и
заманчивыми обещаниями Ахава вознаградить его за уступку царю
виноградника, Ахав не решается действовать насилием и лишь отдается
меланхолии (ст. 4): в печали он "лег на постель свою и отворотил лице
свое (к стене, как 4 Цар XX:2 и Vulg. : avertit faciem suam ad parietem.
LXX вместо евр. савав, поворотил, читали саках, покрыл: sugkaluye to
proswpon autou; слав. : покры лице свое), и хлеба не ел". Но если для
Ахава еще существовали препятствия к безграничному произволу и насилию -
в виде смутно сознаваемого им закона Божия и признаваемого им
общественного мнения, то для жены его Иезавели никаких препятствий на
пути к достижению целей личного блага быть не могло: закона Божия она,
как упорная язычница, не хотела знать, разве только для замаскирования
своих низких притязаний именем закона (ст. 10), а общественное мнение,
по ее понятиям об абсолютизме царской власти (ст. 7), есть тоже
ничтожная величина, которую она, царица, может создавать и употреблять
по собственному усмотрению. Дальнейший рассказ (ст. 7-13) вполне
подтверждает, что убеждениям и словам Иезавели вполне отвечала ее
деятельность. "Легкомыслен и падок был Ахав, и нетрудно было обращать
его туда и сюда; почему лукавая жена и ввергла его в ров нечестия"
(блаж. Феодорит, вопр. 62).
7-10. Упрекнув Ахава за слабость в пользовании царской властью (ст. 7),
Иезавель берет эту власть в свои руки, действуя именем Ахава. Действия
эти обнаруживают величайшую хитрость Иезавели и ее умение достигать
темных целей благовидными средствами. Ввиду того, что (как говорит И.
Флавий, Древн. VIII, 13, 8) Навуфей был, вероятно, знатного рода,
Иезавель считает необходимым формальное над ним судопроизводство,
обставленное с внешней стороны вполне законно. Она пишет (8 ст. ) письма
к старейшинам и знатным согражданам Навуфея в Изреель (двор царский
тогда, очевидно, был в Самарии), скрепляя эти письма царской печатью
Ахава (вероятно, царский перстень с вырезанным на нем именем царя. ср.
Есф VIII:10; Дан VI:18); судить Навуфея, таким образом, имели его же
сограждане, местный городской суд Изрееля (ср. Втор XVI:18), а суд
царский, - чтобы устранить подозрения двора в пристрастии. Последней
цели, т. е. устранению всякого подозрения двора в пристрастии, служило
распоряжение Иезавели (ст. 9), чтобы в предстоящем собрании суда Навуфей
был посажен на первое место в народе, чтобы затем народное негодование
на Навуфея обнаружилось тем с большей силой, когда мнимое преступление
его будет раскрыто. Желая придать мнимому преступлению Навуфея
противообщественный характер, угрожающий благосостоянию всего народа,
Иезавель приказывает (ст. 9) назначить в Изрееле общественный пост, -
как при тяжких всенародных бедствиях (Иоил I:12, 14), после бедственных
поражений (Суд XX:26; 1 Цар XXXI:13), после тяжких грехов, при покаянии
(1 Цар VII:6; Иоил II:12), для отвращения грядущего бедствия (2 Пар
XX:3-5); пост в данном случае мог выставляться лицемерною Иезавелью и
как средство испросить помощь у Бога на дело суда (ср. Втор IX:9, 18;
Дан IX:3) и как очистительное средство, как символ искупления по поводу
предрешенного относительно Навуфея смертного приговора суда. Xитрость
Иезавели простирается до того, что она требует (ст. 10) соблюдения
необходимо требуемой законом в уголовных преступлениях (Втор XVII:5;
XIX, 15) формальности присутствия 2-х или 3-х свидетелей преступления
(по И. Флав., Иезавель требует 3-х свидетелей, а не 2-х, как в
библейском тексте). Самое обвинение, которое должно было быть
предъявлено Навуфею, могло и должно было, по закону, вести за собой
неизбежно смертную казнь его, именно: хула на Бога (Лев XXIV:14-15) и
хула на царя (Исх XXII:27-28). LXX слав. (ст. 10): euloghse Qeon kai
basilea; слав. : благослови Бога и царя: это противоположное значение -
благословлять и хулить - имеет евр. глагол барах и в Иов I:5; II:5. По
словам блаж. Феодорита (вопр. 61), "мерзкая Иезавель сложила клевету...
вошли клеветники и подали на него жалобу, как на хульника. Писатель же
благовейно употребил слово: благослови вместо похулил".
11-13. Все произошло в точном согласии с замыслом и распоряжением
Иезавели: безбожная царица нашла в старейшинах-судьях достойных
выполнителей своей воли. Навуфей был побит камнями (ст. 13); вместе с
ним были убиты и сыновья его (4 Цар IX:26), чтобы виноградник Навуфея
мог быть свободным участком. Такие участки лиц, казненных за
государственные преступления, по не писанному праву, считались
собственностью короны и конфисковались в пользу царя (2 Цар XVI:4);
напротив, лишено вероятия мнение (Klostermann'a), будто Ахав должен был
завладеть виноградником по праву родства своего с Навуфеем.
14-16. Как только весть о казни Навуфея достигла Самарии, Ахав, по
настоянию Иезавели, спешит вступить во владение виноградником. В
принятом тексте LXX и слав. имеется замечание об Ахаве: kai derrhxe ta
imatia autou kai periebaieio sakkon, и раздра ризы своя и облечеся во
вретища. Слов этих нет во многих греч. списках у Гольмеса, в
Комплютенской библии и в Вульгате: они мало согласуются с контекстом ст.
16 и могли быть ошибочны перенесены сюда из ст. 27.
17-19. Теперь для обличения вопиющего преступления Ахава является еще
раз и, как всегда, с быстротой молнии пророк Илия. Xотя инициатива
преступления, вдохновение на убийство Навуфея исходили от Иезавели, но
несомненная известность этого дела Ахаву (ст. 7) и очевидное услаждение
его добытым кровью приобретением (ст. 16) делали его участником
преступления жены его в полной мере (ср. Быт III:9). Пророчество о
постыдной смерти Ахава (ст. 19) во всей точности исполнилось на сыне его
Иораме (4 Цар IX:21-26), но по существу и на самом Ахаве, XXII:38: из
этого последнего места принятый текст 70-ти и славян вносят и в XXI:19
слова: kai ai pornai lousontai 'ev tw airipti sou, и блудницы измыются в
крови твоей, кроме того в обоих местах у 70-ти и славян вставляют ai
ueV, свинии.
20-26. Ахав уже по опыту знает, что означает внезапное появление пред
ним пророка Илии (XVII:1 ; XVIII:17). На обличение пророка он выставляет
на вид (ст. 20; сн. XVIII:17) личную вражду к нему пророка, но последний
указывает, что виною всему безвольная преданность Ахава греху (евр.
гитмаккер: продан (греху), ср. 4 Цар XVII:17; Рим VII:14; 70-т и слав.
добавляют: mathn, всуе (продан); кара Божия, постигнет Ахава и дом его,
как и дом Иеровоама (XIV:10-11) и дом Ваасы (XVI:3-4) - черты
истребления во всех случаях рисуются до буквальности одинаково, (ст. 21,
22; сн. 4 Цар IX:8-9); постыдная смерть угрожает особенно Иезавели,
главной виновнице нечестия в Израиле при Ахаве (ст. 23; сн. 4 Цар IX:10,
36); нечестия, состоявшего в официальном введении культа Ваала (ст.
25-26), в чем Ахав оказался хуже всех предшественников своих (ср.
XVI:31-33): те поддерживали неугодный Иегове культ тельцов, а Ахав ввел
чистое язычество.
27-29. Обличение пророка Илии и на этот раз, как и после кармильского
события (XVIII:45-46) произвело сильное действие на Ахава (Ахав, видимо,
был склонен принимать воздействие проповеди пророка, но
слабохарактерность и подчинение влиянию язычницы жены парализовали
спасительное действие личности и проповеди пророка: (полная аналогия с
Иродом, с удовольствием слушавшим Иоанна Крестителя и все же умертвившем
его по навету злой Иродиады, Мк VI:20, 26): Ахав (по LXX: слав. умилися
от лица Господня и идяше плачася, - добавление, едва ли первоначальное,
но вполне выражающее мысль текста) наложил на себя траур, обычный в
печали (ср. XX:31-32) и подверг себя покаянному посту (ср. 2 Цар XII:16,
21-23; Ис LVIII:3 сл. ), почему Господь через пророкам Илию смягчил Свой
суд над Ахавом (ст. 29): грозное пророчество исполнится во всей силе не
на Ахаве, а на сыне его Иораме (4 Цар IX:24 сл. ). Так, "бездна благости
- Владыка Бог за убийство угрожал конечною гибелью; и за слезы об
убийстве даровал замедление наказания" (блаж. Феодорит, вопр. 62).
"Покаяние, конечно, не притворное, но временное; почему и временным
сопровождалось помилованием" (Филарет, с. 246).