|
|
III Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Глава
14
1 В то время заболел Авия, сын Иеровоамов.
2 И сказал Иеровоам жене своей: встань и переоденься, чтобы не узнали,
что ты жена Иеровоамова, и пойди в Силом. Там есть пророк Ахия; он
предсказал мне, что я буду царем сего народа.
3 И возьми с собою [для человека Божия] десять хлебов, и лепешек, и
кувшин меду, и пойди к нему: он скажет тебе, что будет с отроком.
4 Жена Иеровоама так и сделала: встала, пошла в Силом и пришла в дом
Ахии. Ахия уже не мог видеть, ибо глаза его сделались неподвижны от
старости.
5 И сказал Господь Ахии: вот, идет жена Иеровоамова спросить тебя о сыне
своем, ибо он болен; так и так говори ей; она придет переодетая.
6 Ахия, услышав шорох от ног ее, когда она вошла в дверь, сказал: войди,
жена Иеровоамова; для чего было тебе переодеваться? Я грозный посланник
к тебе.
7 Пойди, скажи Иеровоаму: так говорит Господь Бог Израилев: Я возвысил
тебя из среды простого народа и поставил вождем народа Моего Израиля,
8 и отторг царство от дома Давидова и дал его тебе; а ты не таков, как
раб Мой Давид, который соблюдал заповеди Мои и который последовал Мне
всем сердцем своим, делая только угодное пред очами Моими;
9 ты поступал хуже всех, которые были прежде тебя, и пошел, и сделал
себе иных богов и истуканов, чтобы раздражить Меня, Меня же отбросил
назад;
10 за это Я наведу беды на дом Иеровоамов и истреблю у Иеровоама до
мочащегося к стене, заключенного и оставшегося в Израиле, и вымету дом
Иеровоамов, как выметают сор, дочиста;
11 кто умрет у Иеровоама в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле,
того склюют птицы небесные; так Господь сказал.
12 Встань и иди в дом твой; и как скоро нога твоя ступит в город, умрет
дитя;
13 и оплачут его все Израильтяне и похоронят его, ибо он один у
Иеровоама войдет в гробницу, так как в нем, из дома Иеровоамова, нашлось
нечто доброе пред Господом Богом Израилевым.
14 И восставит Себе Господь над Израилем царя, который истребит дом
Иеровоамов в тот день; и что? даже теперь.
15 И поразит Господь Израиля, и будет он, как тростник, колеблемый в
воде, и извергнет Израильтян из этой доброй земли, которую дал отцам их,
и развеет их за реку, за то, что они сделали у себя идолов, раздражая
Господа;
16 и предаст [Господь] Израиля за грехи Иеровоама, которые он сам сделал
и которыми ввел в грех Израиля.
17 И встала жена Иеровоамова, и пошла, и пришла в Фирцу; и лишь только
переступила чрез порог дома, дитя умерло.
18 И похоронили его, и оплакали его все Израильтяне, по слову Господа,
которое Он изрек чрез раба Своего Ахию пророка.
19 Прочие дела Иеровоама, как он воевал и как царствовал, описаны в
летописи царей Израильских.
20 Времени царствования Иеровоамова было двадцать два года; и почил он с
отцами своими, и воцарился Нават, сын его, вместо него.
21 Ровоам, сын Соломонов, царствовал в Иудее. Сорок один год было
Ровоаму, когда он воцарился, и семнадцать лет царствовал в Иерусалиме, в
городе, который избрал Господь из всех колен Израилевых, чтобы пребывало
там имя Его. Имя матери его Наама Аммонитянка.
22 И делал Иуда неугодное пред очами Господа, и раздражали Его более
всего того, что сделали отцы их своими грехами, какими они грешили.
23 И устроили они у себя высоты и статуи и капища на всяком высоком
холме и под всяким тенистым деревом.
24 И блудники были также в этой земле и делали все мерзости тех народов,
которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых.
25 На пятом году царствования Ровоамова, Сусаким, царь Египетский, вышел
против Иерусалима
26 и взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского [и золотые
щиты, которые взял Давид от рабов Адраазара, царя Сувского, и внес в
Иерусалим]. Все взял; взял и все золотые щиты, которые сделал Соломон.
27 И сделал царь Ровоам вместо них медные щиты и отдал их на руки
начальникам телохранителей, которые охраняли вход в дом царя.
28 Когда царь выходил в дом Господень, телохранители несли их, и потом
опять относили их в палату телохранителей.
29 Прочее о Ровоаме и обо всем, что он делал, описано в летописи царей
Иудейских.
30 Между Ровоамом и Иеровоамом была война во все дни жизни их.
31 И почил Ровоам с отцами своими и погребен с отцами своими в городе
Давидовом. Имя матери его Наама Аммонитянка. И воцарился Авия, сын его,
вместо него.
1-18.
Возвещение пророком Ахиею суда Божьего на дом Иеровоама и начало
исполнения суда в смерти Авии, сына Иеровоама. 19-21. Заключительные
замечания о 22-летнем царствовании Иеровоама. 22-31. Царствование
Ровоама: распространение нечестия; нашествие Сусакима, вражда с
Израильским царством, смерть Ровоама.
1-6. Связь главы XIV с предыдущей не столько хронологическая - скорее,
напротив, повествование гл. XIV относится к последней половине
царствования Иеровоама, - сколько логическая, причинная:
нечувствительность Иеровоама к божественному вразумлению через пророка
(гл. XIII) вызвала грозное для него посещение Божие - в виде болезни
лучшего сына его Авии (ср. ст. 13), а вместе и пророческое
предвозвещение гибели всего дома Иеровоама. Семейное горе побуждает
Иеровоама вспомнить о пророке Ахии, через которого Иегова некогда дал
обетование устроить Иеровоаму "твердый дом" (XI:38) и от которого он
теперь ждет подтверждения о продолжении его династии. Но сознавая
неверность свою заветам Иеговы (XI:37-38), Иеровоам не решается сам идти
к пророку, от которого он мог ожидать осуждения своей политики,
отторгнувшей Израиля от Иеговы и храма; а посылает жену свою, но и ей
приказывает переодеться, чтобы не быть узнанной как случайными
встречными, так и самим пророком. Советуя ей взять - по обычаю Востока
являться к почтенным лицам, в том числе и к пророкам (1 Цар IX:8; 4 Цар
V:15, 23; VIII:8) с подарками - некоторые дары пророку, Иеровоам
избирает для сего, намеренно, незначительные предметы, как дары от
бедняков (у LXX, слав. ст. 3 имеет прибавку: toiV teknoiV auton kai
stafidaV, и чадом его и гроздие). Обман, как могли думать, тем легче мог
бы остаться не открытым, что пророк был слеп от старости (ср. 1 Цар
IV:15). Но пророк получил от Иеговы предупреждение о предстоящем приходе
жены Иеровоама (конец 5 ст. по еврейскому и русскому текстам - окончание
речи Иеговы, по греческо-славянскому - продолжение рассказа). И пророк
прямо открывает тайну царицы и, предупредив ее, что имеет возвестить ей
грозное, произносит речь о гибели не только дома Иеровоама, из которого
первым умрет подававший надежды сын его Авия, но и всего царства
Израильского, изменившего Иегове вместе с первым царем своим Иеровоамом.
7-16. Самая речь пророка Ахии делится на две части: ст. 7-11 и 12-16, из
которых, каждая представляет периодическое построение. Ст. 7-9 говорят о
преступлении Иеровоама: "ты поступал хуже всех, которые были прежде
тебя, и пошел, и сделал себе иных богов и истуканов" (9 ст. ). "Которые
были прежде тебя" - не предшественники по царству, Саул, Давид и Соломон
- они не могли быть названы образцами нечестия, - а вообще
народоправители, руководители народа; "иные боги и истуканы" (масскот,
литые изображения) - может означать и культ золотых тельцов (хотя
Иеровоам и израильтяне хотели чтить в них Иегову), так как
тельцеслужение легко могло переходить в чистое идолопоклонство; впрочем,
и последнее, вероятно, имело место в Израильском царстве при Иеровоаме
(ст. 15). "Меня же (Иегову) отбросил назад" (буквально: "за спину"):
выражение сознательного и упорного пренебрежения культом Иеговы.
"Истреблю у Иеровоама мочащегося к стене, заключенного и оставшегося в
Израиле" (ст. 10) - выражение обычное в речи об истреблении дома,
потомства, династии или народа (1 Цар XXV:22; 3 Цар XVI:11; XXI:21; 4
Цар IX:8); "мочащийся к стене" - первоначально эпитет собаки, а затем
мужского пола в отличие от женского; "заключенного и оставшегося" - евр.
ацур веазув, LXX: epecomenon k. kataleleimmenon, слав. держащегося и
оставленного, Vulg. : clansum et novissimum, по вероятнейшему
объяснению: "малолетнего и совершеннолетнего" (Sebast. Schmidt: puer qai
domo adhuc detinetur et gui emancipatus est. По Филарету, "от младенца
до совершеннолетнего"). Полное уничтожение потомства или дома Иеровоама,
действительно, совершил 3-й царь израильский Вааса (XV:28-29). Быть
лишенным погребения (ст. 11) составляло предмет ужаса для древнего еврея
(Втор XXVIII:26; Иер VIII:2; XII:9 и др. ), 12-13: собственно ответ
пророка на вопрос о больном сыне. Последний должен немедленно умереть,
но только один он - за то, что в нем нашлось нечто доброе пред Господом
[По раввинам, это доброе в Авии заключалось в том, что он облегчал
народу израильскому посещение Иерусалима и храма], - войдет в гробницу
(13), тогда как все остальные члены дома Иеровоама будут лишены
погребения (11 ст. ). Конец ст. 14 представляет речь отрывочную, мысль
такая: смерть Авии - лишь начало бедствий дома Иеровоама и Израиля.
15-16 ст. говорят о грядущем суде уже над целым царством Израильским,
причем слова: (будет Израиль), "как тростник, колеблемый в воде"
замечательно точно характеризуют всю историю Израильского царства с
отделения от Иудейского до падения - образ политической неустойчивости,
растерянности Израиля, повлекшей изгнание его из земли отцов и рассеяние
за Евфрат (ср. 4 Цар XV:29; XVII:23; XVIII:11). "За то, что сделали себе
идолов", евр. ашерт, LXX: ta aloh, Vulg. : lucos, слав. дубравы; таким
образом, древние переводы считают ашера названием священной рощи
идолопоклоннического культа: такое значение подтверждается, напр., Суд
VI:25, 30 (Гедеон срубил ашеру - священное дерево Ваала) или Втор XVI:21
(запрещается садить ашеру - рощу); в других же местах ашера означает и
деревянную статую или идол богини (Ис XXXIV:15; Втор VII:5), хотя обычно
в связи с рощами (Ос IV:13; Иез VI:18; Ис I:, 29; Иер II:29). По мнению
большинства толкователей и археологов, Ашера есть лишь другое имя
Астарты, так как оба эти названия нередко соединяются и смешиваются (Суд
II:13; X:6; 1 Цар VII:4). См. у М. Пальмова, Идолопоклонство у древних
евреев, с. 308-322.
17-18. Буквально точное исполнение предсказания пророка, ст. 12. Фирца
(у 70-ти Zarira; слав. : Сарира; в Комлютенской библии: Qersa; Vulg. :
Thersa) - прежде столица одного из хананейских царей (Нав XII:24);
теперь, с Иеровоама до Амврия, стала столицей израильских царей (XV:21,
33; XVI:6 сл., 15 сл. ; 4 Цар XV:14, 16), известна была красотой
местоположения (Песн VI:4, ср. Onomast 504. Guerin. Samarie I, 365,
отождествляет Фирцу с селением Таллуза близ Наблуса).
19-20. Конец 22-летнего царствования Иеровоама. Подробности царствования
были описаны в "летописи царей израильских"; там говорилось и о том, как
воевал Иеровоам, о чем не упоминает 3 Цар, но о чем (именно о войне
Иеровоама с иудейским царем Авией) подробно говорит 2 Пар XIII:2-20; по
2 Пар XIII:20, Господь поразил Иеровоама, и он умер - вероятно, от
тяжкой или внезапной болезни. Сын и преемник Иеровоама в евр, т. и в
Вульг. назван Nadab, у LXX, слав. -русс. Nabat, Нават (в Комплютенск. :
Nadab): последнее произошло через смешение имени сына Иеровоама с именем
отца этого царя (XI:26).
21-24. Царствование Ровоама, продолжительность - 17 лет, и общий
характер; отступление царя и народа от чистого служения Иегове, каковое
отступление в Ровоаме совершилось, вероятно, под влиянием матери его,
аммонитянки Наамы (на это может указывать двукратное упоминание о ней,
ст. 21 и 31). Впрочем, краткий, сжатый рассказ 3 Цар о царствовании
Ровоама должен быть восполнен подробным 2 Пар XI:5-23; XII:1-16, откуда,
между прочим, видно (XI:17), что в первые 3 года своего царствования
Ровоам и подданные его ходили путем Давида и Соломона (в лучшую пору
жизни последнего), что содействовало укреплению царства Иудейского;
только уже "когда царство Ровоама утвердилось, и он сделался силен,
тогда он оставил закон Господень, и весь Израиль с ним" (2 Пар XII:1).
Проявлениями нечестия в Иудее теперь были не только старые высоты,
статуи и капища (распространившиеся во вторую половину царствования
Соломона, 3 Цар XI:4-8), но и наиболее омерзительный вид идолослужения:
религиозная проституция и разврат при капищах некоторых божеств, напр.,
Астарты-Ливры (как и вавилонской Бtлиты): блудники, Vulg. : effeminati,
евр. кадеш, кадешим, собств. : посвященный (соотв. греч. ierodouloV) -
мужчины, предававшиеся разврату в честь божества (Втор XXIII:18; 3 Цар
XXII:47; XV:12; 4 Цар XXIII:7); равным образом, и даже преимущественно,
этим занимались и женщины, кедешот, Ос IV:14; Втор XXIII:18; Быт
XXXVIII:21 сл. LXX, славяне дают иное, весьма темное, чтение начала ст,
24: sundesmoV egenhqh en th gh, смешение бе в земли (ср. блаж. Феодорит,
вопр. 45).
25-26. Последствием нечестия и разврата, водворившихся в Иудейском
царстве при Ровоаме, было опустошительное нашествие в 5-м году
царствования Ровоама египетского фараона Сусакима, евр. Шишак (у
Манефона SesotgciV). Это был покровитель и, может быть, родственник
Иеровоама (ср. XI:40); поэтому нашествие его на Иудею и Иерусалим
объясняют влиянием или просьбой Иеровоама. Но на сохранившейся надписи
Шешонка на стенах Карнакского храма Амона в числе плененных городов
поименованы несколько городов весьма важных в стратегическом отношении
Израильского царства; Аиалон, Фаанах, Мегиддо, Сунем и др.,
следовательно, поход коснулся и северного царства и достиг, по крайней
мере, долины Изреельской. Из драгоценностей, взятых Сусакимом, названы
сделанные Соломоном золотые щиты [70-т упоминают еще о щитах, некогда
привезенных Давидом из Сирии (2 Цар VIII:7); так и слав. русский синод.
перевод имеет эту прибавку в скобках] (X:16). Под выражением "все взял"
(ст. 27) равнины разумеют главным образом трон Соломона. В более
подробном сообщении о данном нашествии в 2 Пар XII:2-9, 12 упомянуто,
что последовавшее при нашествии Сусакима грозное обличие Ровоама и
князей его со стороны пророка Самея возбудило в правительстве и народе
покаяние и смягчило гнев Божий, так что народ и Иерусалим были спасены
(ср. И. Флав. Древн. VIII, 10, 2-4).
27-28. Вместо драгоценных щитов золотых, взятых Сусакимом, Ровоам
наделал бронзовые или медные и передал их телохранителям, евр. рацим -
скороходы (I:5), вместе и телохранители царя, гвардия его (ср. 1 Цар
XXII:17; 4 Цар X:25; XI:4, 11, 19), по-видимому, заменившая прежних
хелефеев и фелефеев. По р. Кимхи, Ровоам распоряжением о щитах имел
ввиду предупредить покушение на жизнь свою, которого опасался.
Вероятнее, щиты употреблялись в выходах царя в храм для торжественности
процессии. Щиты Ровоама хранились в особой палате (евр. та), а не в доме
леса Ливанского, как Соломоновы (X:17); предполагают (Киттель), что дом
леса Ливанского подвергся разграблению Сусакима.
29-31. 2 Пар XI:13-23 восполняет 3 Цар сообщением о семейном быте
Ровоама: он имел 18 жен и 60 наложниц, 28 сыновей и 60 дочерей; всех
сыновей своих разослал по укрепленным городам, но первенство между ними
отдал Авии, сыну любимой жены своей Маахи, дочери Авессалома; Авия и
стал преемником Ровоама на престоле. По 2 Пар XII:15, "деяния Ровоама,
первые и последние описаны в Записях Самея пророка и Адды прозорливца,
при родословных": отсюда видно, что летопись царей иудейских была
произведением пророков. Война между Ровоамом и Иеровоамом (ст. 30),
по-видимому, должна быть понимаема в смысле лишь неприязненного
настроения, - фактически война открылась лишь при Авии (2 Пар
XIII:2-20).