|
|
III Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Глава
17
1 И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив
Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы,
ни дождя, разве только по моему слову.
2 И было к нему слово Господне:
3 пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что
против Иордана;
4 из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там.
5 И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа,
что против Иордана.
6 И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а
из потока он пил.
7 По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя
на землю.
8 И было к нему слово Господне:
9 встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там
женщине вдове кормить тебя.
10 И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот,
там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне
немного воды в сосуде напиться.
11 И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для
меня и кусок хлеба в руки свои.
12 Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а
только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я
наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына
моего; съедим это и умрем.
13 И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде
из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и
для своего сына сделаешь после;
14 ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и
масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на
землю.
15 И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и
дом ее несколько времени.
16 Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову
Господа, которое Он изрек чрез Илию.
17 После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его
была так сильна, что не осталось в нем дыхания.
18 И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне
напомнить грехи мои и умертвить сына моего.
19 И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его
в горницу, где он жил, и положил его на свою постель,
20 и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у
которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?
21 И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал:
Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него!
22 И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него,
и он ожил.
23 И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери
его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив.
24 И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий,
и что слово Господне в устах твоих истинно.
1.
Явление пророка Илии пред Ахавом и предречение бездождия. 2-7.
Пребывание пророка Илии у потока Xорафа и чудесное питание его здесь.
8-24. Пророк Илия в доме вдовицы Сарептской; чудесное питание ее семьи
(13-16) и воскрешение ее сына (17-24).
1. Внезапность появления пророка Илии (отмеченная и в словах И. Сираха:
"восстал Илия пророк, как огонь, и слово его горело, как светильник. Он
навел на них голод..." Сир XLVIII:1-2) и отрывочность его первой речи
Ахаву издавна подавали повод к предположению, что начало истории пророка
Илии, как и начало обличительной речи его Ахаву, не сохранились в
Библии. Талмуд даже делает попытку восполнить предполагаемый пробел
[Здесь (Sanhedr. 113а) рассказывается, что порок Илия и Ахав вместе
посетили Ахиила (см. XVI:34) с целью утешить в потере сыновей; при этом
пророк указал ему на исполнение на нем слова Иисуса Навина (Нав VI:25).
На это Ахав возразил, что вот слово Иисуса Навина, ученика Моисея,
cбылось, а грозное слово самого Моисея о ниспослании засухи и голода за
идолослужение (Втор XI:16-17) доселе не исполняется, хотя народ и служит
идолам. На это пророк Илия и сказал: жив Господь и проч. (XVII:1)].
Однако нет надобности в таком предположении, так как именно внезапность
появления характерна для пророка Илии (Сир XLVIII:1-2), и внезапное
появление пророка, дотоле скрытого в неизвестности, наиболее отвечало
цели разительного вразумления без примерного нечестия Ахава. Имя Илия,
евр. Элиагу, Элийа (LXX: 'Hliou, HliaV, Vulg. : Elias) означает: "мой
Бог есть Иегова" и само собою указывает на призвание или задачу всей
жизни пророка: проповедь и защита чистой религии Иеговы против культа
Ваала (нет нужды, однако, предполагать с некоторыми толкователями, будто
пророк сам принял это имя, выражающее идею его религиозного служения;
скорее можно думать, что семья, в которой родился пророк, свято чтила
Иегову, безусловно отрицала культ Ваала и исповедание своей веры
выразила в имени будущего пророка). Обычный эпитет пророка Илии - "Фесвитянин"
(3 Цар XVII:1; XXI:17, 28; 4 Цар II:3, 8; IX:36) - от отечественного
города пророка Фесвы. Положение города в Библии точно не определено, и
толкователями указывается двояко. Одни отождествляют Фесву, родину
пророка Илии, с Фисвою, Qisbh, "находящеюся по правую сторону Кидая
Неффалимова в Галилее" (Тов I:2), откуда выведан был в плен известный
Товит (напр. К. Bahr в Lunge. Bibelwak. Th. VII: Die Bucher der Konige,
1868, s. 172). Однако более вероятно другое мнение, по которому Фесва -
родина пророка, лежала в Галааде, близ Иордана, что подтверждается
приложением (ст. 1 по евр. т. ): "из жителей (поселенцев тошаве)
Галаадских" (Vulg. : de habilatoribus Galaad). LXX же, очевидно,
выразили мысль о нахождении самого города Фесвы в Галааде, когда евр.
миттошаве ("из жителей") гилеад передали: 'ek Qesbwn (Qessebwn) thV
Galaad. И. Флавий (Древн. VIII, 13, 2) прямо говорит, что пророк Илия
"явился из Галаадского города Фесбоны" (ср. Onomast. 517). Теперь
сближают эту Фесву с el-istib - местностью, лежащей на 13 километров к
северу от Яббока и известную под именем Mar-Eljas. Внезапно явившись в
Самары, пророк Илия в краткой, но невыразимо сильной речи исповедует
пред Ахавом веру свою в единого Иегову, а себя самого объявляет
нарочитым служителем Его [По позднейшему Иудейскому преданию, пророк
Илия был потомком целого ряда священников; самый город Фесва будто бы
был священническим] и исполнителем Его велений, и во имя этой веры и
этого признания клятвенно ("жив Господь!", хай - Иегова, ср. Руфь
III:13; 1 Цар XIV:39, 45) возвещает нечестивым царю и народу, поправшим
завет Иеговы, тягчайшее для земледельческого народа бедствие засухи и
неизбежного при ней голода: это было исполнением угрозы закона за
отпадение Израиля от Иеговы (Лев XXVII:19 сл. ; Втор XI:16 сл; XXVII:23
сл. ; ср. 3 Цар VIII:30), а вместе было и самым явным опровержением
введенного в Израиле культа Ваала, в котором преимущественно
олицетворялась и обоготворялась производительная сила природы: засуха и
бесплодие страны было фактическим свидетельством бессилия идола.
Продолжительность засухи пророк указывает неопределенно: "в сии годы"
(не менее, однако, 3-х лет, как показывает мн. ч. шаним, ср. XVIII:1; по
Лк IV:25; Иак V:17 - 3 1/2 года), - ставя продолжительность наказания в
зависимость от нового откровения через него в будущем, т. е., в
сущности, от времени и степени раскаяния царя и народа. "Илия был
пророк, первоверховный из пророков, пламенел божественною ревностью и
сие изрек по действию Духа Божия. Почему и исполнилось им изреченное" (вопр.
51). Историк Менандр у И. Флавия (VIII, 13, 2) упоминает о засухе в
течение года при тирском царе Итобаале; это подтверждает историчность
повествования 3 Цар о засухе при Ахаве.
2-3. Как принял Ахав грозное слово пророка, не сказано; но уже самое
повеление Божие пророку оставить царя, удалиться на восток и скрыться у
потока Xорафа предполагает опасность для пророка со стороны царя,
который, как видно из последующего, вместе с женой своей Иезавелью
вообще преследовал пророков Иеговы (XVIII:4, 13) и особенно тщательно
разыскивал пророка Илию (XVIII:10 сл. ). Поток Xораф (евр. Керит; LXX:
Сorraq; Vulg. : Carith) традицией иногда указывался по сю (западную)
сторону Иордана и отождествлялся с вади-эл-Кальт (Onomast. 968). Но
самое выражение евр. т. "ал-пенэ га-йарден" (слав. : прямо лицу
Иорданову), по библейскому словоупотреблению (ср. Быт XVI:1-2; XXIII:19;
XXV:18; 1 Цар XV:7; 3 Цар XI:7), может обозначать только восточную
сторону Иордана; притом на восточной стороне Иордана, частью лесистой,
частью пустынной, но всегда более удаленной от Самарии, пророк Илия был
в большей безопасности от преследований Ахава, чем на западе от Иордана.
Пребывание в пустынном одиночестве, кроме безопасности, имело целью
приготовление пророка к ожидающим его тягостям общественного служения -
как после для новозаветного Илии - Иоанна Предтечи (Лк I:80; III:2; Мф
XI:14; XVII:12). Наконец, вода потока Xорафа, вероятно, притока Иордана
(с востока) некоторое время питала пророка во время засухи.
4-6. Если поток давал пророку естественное питье (у 70-ти слав.
добавлено слово: udwr, воду, ст. 4 и 6), то пищу он получал чудесным
путем: хлеб и мясо утром и вечером пророку, по повелению Божию,
приносили вороны. Обилие чудес в истории пророков Илии и Елисея
свидетельствует о попечениях милосердия Божьего о благочестивых в
Израиле и, вместе, говорят о грубой чувственности народа, на которого
могли оказывать влияние только чрезвычайные. Вороны могли быть избраны
промыслом для питания пророка, как птицы пустыни (Ис XXXIV:11). В
ритуальном смысле ворон в Ветхом Завете почитался нечистой птицей (Лев
XI:15; Втор XIV:14); но повелением своим воронам "Законоположник научает
нас, что по немощи только иудеев постановил Он таковые обрядовые законы.
Ибо сам повелел преступать оные (так, повелел в субботу семикратно
обходить Иерихон; так и Илии повелел принимать пищу, приготовляемую
воронами). А иногда не укорял Он преступивших таковые законы (Самсон не
был обвинен за вкушение меду из челюстей мертвого льва), блаж. Феодорит,
вопр. 52. В ст. 6 LXX-т несколько изменяют смысл текста: вместо евр.
"(приносили ему) хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо повечеру", LXX имеют:
artouV to prwi kai tw krea to deilhV, хлеб утром и мясо вечером - в
параллель Исх XVI:8. У Xорафа пророк пробыл около года (евр. йамим, дни,
нередко означает годичный срок: Лев XXV:29; Cyд XVII:10), - пока не
высох поток от засухи.
8-9. Теперь промысл указывает пророку новый путь, повелевая ему идти в
Сарепту Сидонскую, где некая женщина вдова, по повелению Иеговы, имела
питать пророка. Сарепта (ср. Авд 20), евр. Царфата; LXX: Sarepta; Vulg.
: Sarephta; у И. Флавия Sarefqa, - старый приморский финикийский город
между Тиром и Сидоном, в 10 римских милях (15 километр., ок. 14 верст с
лишком) от последнего; теперь деревни Сарафанд (Robinson, Palast III,
690. Ср. Onomastic. 831. И. Флав. Древн. VIII, 13, 2).
Это повеление Божие пророку оставить землю Израиля и искать убежища за
пределами ее, в языческом городе и в семье иноплеменницы, по словам
блаж. Феодорита (вопр. 53), показывает, что если бы видел Бог в иудеях
постоянный образ мыслей и твердую веру, то не повелел бы избегать
общения с иноплеменниками, а напротив того, потребовал бы, чтобы жили с
ними вместе и проповедовали им благочестие (Исх XXXIV:16). Пророку же,
который мог оказать благодеяние, не только не воспретил, но даже повелел
идти к иноплеменнице. Xотя ближайшей целью удаления пророка за границу
могла быть большая безопасность от руки царя израильского, но вместе с
тем выбор именно дома сарептской вдовы для пребывания пророка
показывает, и слово Xриста Спасителя несомненно уверяет нас в том (Лк
IV:25-26), что в Израиле в те дни не нашлось столь верующей,
благочестивой и вообще достойной семьи, как личность и семья вдовы
сарептской.
10-16. Удивительная кротость вдовы, покорность ее судьбе, замечательная
вера в промысл Божий и беспримерное послушание слову пророка - все эти
черты сарептской вдовицы представляют в ней образ праведницы вне закона
с сердечной верой в Иегову, и в этом смысле она была прообразом церкви
из язычников, прежде неплодной, а потом процветшей, как крин. Блаж.
Феодорит говорит: "дивлюсь кротости в ответе жены; не вознегодовала она,
что при таких бедствиях просят у нее пищи, а представила только крайнюю
нищету. Великий же сей и праведный муж, хотя обещал ей неоскудевающие
источники муки и елея, однако же повелел, чтобы ему первому изготовила и
принесла хлеб. И не огорчилась опять жена, когда изнуряемая заботами и
нищеты и вдовства, но, с верою вняв обещанию, принесла пищу. Даже
сделала сие, не знав человека; потому что он был иноплеменник, - не
изведав опытом его пророческой силы. Думаю же, что ею прообразована
Церковь из язычников; потому что жена сия гонимого израильтянами приняла
с верою, как и церковь приняла теми же самыми израильтянами изгнанных
апостолов" (вопр. 53). Текст, LXX и слав. в ст. 12 предполагает, что у
вдовы было несколько сыновей: toiV teknoiV mon - чадом своим (евр. ед.
ч. : ливни; рус. Синод. : "для сына моего"); равным образом и в ст. 15:
ta tekna authV - чада ея (евр. бетаг, "дом ее"). Но в том и другом
случае преимущество надо отдать еврейскому тексту: по всему рассказу
можно видеть, что сын у вдовицы был единственный, и что в ст. 15
говорится о доме вдовы, а не о сыновьях ее.
17-24. И. Флавий (Древн. VIII, 13, 3) предполагает, что сын вдовы
сарептской не умирал, а лишь "имел вид трупа" (род обморока); то же
думали и некоторые толкователи (напр. Bahr, op. cit: s. 174), но
библейский текст определенно говорит (ст. 22, ср. 18), что здесь имел
место случай действительной смерти и действительного воскрешения из
мертвых. Замечательно воззрение вдовицы (ст. 18), что благодаря пророку
(и его святости) открылись во всей силе грехи ее и вызвали наказание
Божие. "Не сказала она, хотя была иноплеменница: худым послужил ты для
меня предвестием, виною бед стало для меня пришествие твое, напротив
того, приключившееся с нею приписала паче собственным своим грехам"
(блаж. Феодорит, вопр. 54). Самый образ действия пророка при воскрешении
умершего (ст. 19-21) близко напоминает последующее воскрешение пророком
Елисеем сына сонамитянки (4 Цар IV:34-35): символика в том и другом
случае тем более понятна, если и Xристос Спаситель в своих чудотворениях
не чуждался ее (Мк VII:33; VIII:23; Ин IX:6-7). "Пророк помолился
Господу об умершем отроке, и после молитвы, трижды дунув на отрочище,
возвратил его к жизни. Троекратное число указывает на достопокпоняемую
Троицу, а дуновение на первоначальное сотворение души" (блаж. Феодор. ).
Чудо послужило к окончательному утверждению вдовицы в вере в Иегову и
Его пророка (ст. 22-24).