|
|
III Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Глава
19
1 И пересказал Ахав Иезавели все, что сделал Илия, и то, что он убил
всех пророков мечом.
2 И послала Иезавель посланца к Илии сказать: [если ты Илия, а я
Иезавель, то] пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если
я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с
душею каждого из них.
3 Увидев это, он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в
Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там.
4 А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым
кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми
душу мою, ибо я не лучше отцов моих.
5 И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и
сказал ему: встань, ешь [и пей].
6 И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды.
Он поел и напился и опять заснул.
7 И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал:
встань, ешь [и пей], ибо дальняя дорога пред тобою.
8 И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней
и сорок ночей до горы Божией Хорива.
9 И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово
Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия?
10 Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы
оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили
мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее.
11 И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь
пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы
пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в
землетрясении Господь;
12 после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние
тихого ветра, [и там Господь].
13 Услышав сие, Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у
входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия?
14 Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы
оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили
мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее.
15 И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в
Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею,
16 а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына
Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя;
17 кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасется от
меча Ииуева, того умертвит Елисей.
18 Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих
колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его.
19 И пошел он оттуда, и нашел Елисея, сына Сафатова, когда он орал;
двенадцать пар [волов] было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия,
проходя мимо него, бросил на него милоть свою.
20 И оставил [Елисей] волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне
поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал ему:
пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе?
21 Он, отойдя от него, взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг
волов, изжарил мясо их, и роздал людям, и они ели. А сам встал и пошел
за Илиею, и стал служить ему.
1-8.
Угроза Иезавели пророку Илии и удаление его из Изрееля в Вирсавию и
далее на Xорив. 9-18. Xоривское богоявление пророку. 19-21. Помазание
Елисея на пророческое служение вместо Илии.
1-3. Рассказ Ахава Иезавели о кармильских событиях, в частности и об
умерщвлении, по слову пророка Илии, жрецов Ваала (XVIII:40), имел,
вероятно, целью расположить жену к религии Иеговы; но на Иезавель,
упорную и фанатичную язычницу, рассказ этот произвел обратное действие;
возбудил ее ярость, мстительность и намерение со всей решительностью
бороться за культ Ваала и против главного представителя религии Иеговы -
пророка Илии, ставшего причиной гибели ее жрецов; и она через посла
клятвенно (ср. II:23; XX:10) угрожает ему смертью, имея в виду,
вероятно, побудить его к бегству (умертвить пророка Илию, как многих
других пророков XVIII:4, 13, Иезавель, видимо, не находит возможным
ввиду неизвестности его народу, особенно вскоре после происшествий на
Кармиле, когда впечатление силы пророка истинного Бога на народ было еще
свежо). LXX, слав. в словах Иезавели, ст. 2, добавляют ei su ei Hliou,
kai egw 'Iezabel, аще ты еси Илиа, аз же, т. е. "деятельности твоей и
авторитету пророка я сумею противопоставить свой авторитет царицы,
чтительницы Ваала". Вероятно, Иезавель сделала это не без ведома Ахава,
который оказался слишком слабым для того, чтобы оказать противодействие
Иезавели: чувство раскаяния (ср. прим. к XVIII:45-46) в нем оказалось
слишком неглубоким и бесплодным. Пророк yбoялся (LXX: efobhqh; Vulg. :
timuit ergo, слав. : и убояся, соотв. евр. гл. яре, "бояться", а не яра
- "видеть", как в евр. и русск. синод, ст. 3). "Почему, - спрашивает
блаж. Феодорит (вопр. 59), - Илия, имея такую силу, убоялся одной
Иезавели?" И отвечает: "потому, что был не пророк только, но и человек.
С другой стороны, и страх был делом Божия смотрения. Чтобы великость
чудотворения не надмила мысли, благодать попустила природе дать в себе
место боязни, а пророку через это познать собственную свою немощь".
Пророк удаляется из Израильского царства в Вирсавию - в Иудейском
царстве. Вирсавия принадлежала Симеонову колену, Нав XIX:2; 2 Цар
XXIV:7, лежала на границе Идумеи, теперь хирбет-бир-эс-Себа, Onomast
277; на южном конце Иудеи и всего Xанаана, как Дан составлял северную
границу его; отсюда известное выражение "от Дана до Вирсавии". Суд XX:1;
1 Цар III:20; 2 Пар III:10; XVII:11; XXIV:15; 3 Цар IV:25, ср. Robinson,
Palastinal, 337). Xотя город этот принадлежал к Иудейскому царству, но и
во времена разделения царств привлекал много паломников из Израильского
царства (Ам V:5; VIII:14). В Вирсавии пророк оставляет отрока своего
(ст. 3, сн. XVIII:43-44); в печали своей пророк, естественно, хотел быть
один.
4-8. Удрученный скорбью, пророк идет в пустыню - ту самую Аравийскую
пустыню, по которой некогда странствовал народ Божий, и здесь под одним
кустом растения дрока (евр. ротем, ср. Пс СXIX:4; Иов XXX:4; LXX:
upokatw 'Raqmen; Vulg. : subter juniperum; слав. : под смерчием; русск.
синод: под можжевеловым кустом) - растения, нередко встречающегося в
Аравии и дающего употребительный там уголь (Пс CXIX:4), - отдался
чувству глубокой скорби и сожалению о неудачах своей пророческой миссии,
и это чувство, в связи с пламенной ревностью по Боге (сн. ст. 10, 14),
вылилось у пророка просьбой или молитвой к Богу о смерти - об отнятии у
него высочайшего дара милости Божией - жизни (ср. Пс LX:7; Притч III:2 и
др. ): жизнь его представлялась ему не выполняющею своего назначения, и
потому смерти по примеру предков он просит у Бога. Это желание и
прошение пророка не было выражением малодушия и ропота с его стороны,
иначе он не удостоился бы двукратного послания ангела [См. у А
Глаголева. Ветхозаветное библейское учение об ангелах. Киев, 1900, с.
302] (ст. 5, 7) для укрепления его и научения. Подкрепившись указанной
ангелом пищей, пророк идет к горе Божией Xориву и в 40 дней достигает
ее. Xорив (LXX: Сwrhb; евр. Xореб; Vulg. : Horeb, Исх III:1; XVII:6;
XXXIII:6; Втор I:6; IV:10; 3 Цар VIII:9 и др. ) именуется горой Божией и
нередко в Библии отождествляется с Синаем. Обыкновенно их различают тем,
что за Xорив принимают весь горный узел между аади Шуеб, Раха и Леджа, а
за Синай - отдельный высокий пик, поднимающийся над ним к югу
(Onomastic, 975). Сравнительно небольшое пространство от пустыни,
прилегающей к Вирсавии, до Xорива в земле Мадиама пророк прошел 40 дней
- вероятно, с продолжительными остановками и уклонениями от прямого пути
(для избежания преследователей); прямой же путь в указанном направлении
не превышал 50 верст (по Втор I:2 от Xорива до Кадес-Варни, лежащего
несколько южнее Вирсавии, - 11 дней пути). 40 дней путешествия Илии к
горе законодательства имеют аналогию с 40-дневным пребыванием Моисея на
горе законодательства (Исх XXIV:18), и как Моисей провел 40 дней без
пищи и пития (Исх XXXIV:28; Втор IX:9, 16, 25; X:10), так можно думать,
постился во время 40-дневного пути к Xориву и пророк Илия
("подкрепившись тою пищею"; слав. "иде в крепости яди тоя"; Vulg. :
ambulavit in forti tudine cibi illius), страстно желая иметь Откровенние
Божие о судьбе Израиля и собственной пророческой миссии.
9-14. Вопрос Божий Илии "что ты здесь, Илия?" (ст. 9) не имеет значения
упрека пророку за малодушное бегство в пустыню от миссии среди общества,
как думают некоторые толкователи, а есть просто призыв божеской любви к
утомленному душой и телом пророку - открыть Иегове душу свою. И пророк
открывает сокровеннейшее содержание своих дум и чувствований сердца:
пламенную ревность и острую скорбь о нарушении Израилем завета с Богом,
о разрушении или осквернении священных жертвенников, об избиении
пророков, так что из последних остался один Илия, но и его жизнь в
опасности от преследователей (ст. 10, 14). Ревность по нарушенному
Завету [Талмудисты под именем "Завета" (евр. берит) здесь, на основании
Быт XVII:13-14, разумеют обрезание, и так как обрезание в
действительности не было оставлено во времена пророка, то, по верованию
талмудистов, пророк Илия был наказан за свое неправильное осуждение
Израиля тем, что навсегда с тех пор обязан присутствовать при операции
обрезании, для чего обыкновенно при обрезании поставляется особый стул
для пророка Илии. См А. Алексеев. Богослужение, праздники и религиозные
обряды нынешних евреев. Новгород, 1861, с. 154-155], некогда
заключенному на Синае (Исх XXXIV:1-10), и теперь побуждающая пророка
обратиться с сетованиями на Израиля к Богу (Рим XI:2: ?entugcanei tw Xew
kata tou ?israhl) на той же горе завета и законодательства ставит
пророка Илию в параллель с Законодателем Моисеем (оба великие мужа
впоследствии предстали Законодателю Нового Завета Иисусу Xристу на горе
Преображения, Мф XVII:3; Мк IX:4; Лк IX:30). С именем ревнителя перешел
пророк Илия и в историю. Самая речь пророка ст. 10, повторенная после
ст. 14, есть вопрос к Богу: какие меры или средства могут быть применены
к вероломному Израилю? Не предрешая этого вопроса, пророк, однако, мог
желать быстрой и решительной кары. Ответом Божьим на слова и думы
пророка служит, во-первых, особый характер богоявления, ст. 11-12, а
затем повеление Божие о поставлении двух царей и пророка для совершения
суда Божия над Израилем. Богоявление пророка Илии на Xориве, ст. 11-12,
близко напоминает некогда имевшее здесь же Богоявление Моисею Исх
XXXIII:18-19, 22; XXXIV:6 - тоже по поводу нарушения завета Израилем при
Синае (Исх XXXII). Что касается самого характера богоявления, то из
того, что Иегова явился не в вихре и буре (ср. Ис XVII:13; XL:24), не в
землетрясении (ср. Ис XXIV:18), не во всепоедающем огне (ср. Иc LXVI:15
сл. ) - обычных грозных стихийных силах карающей, гневающейся силы
Божией (ср. Пс XVII:8-18; Ис XXIX:5-6), а в веянии тихого ветра (ср. Иов
IV:16; Пс CVII:29), - пророк научался, что Иегова "за лучшее признал
управлять родом человеческим с кротостью и долготерпением, хотя нетрудно
Ему послать на нечестивых и молнии и громы, восколебать землю, мгновенно
ископать для них ров и всех вконец истребить стремительными ветрами"
(блаж. Феодорит, вопр. 59). Слов: "и там Господь" слав. -рус. перев. ст.
12 нет ни в евр. т. ни в принятом т. LXX, но во многих греческих
кодексах они читаются (kake? KurioV в кодд. 19, 44, 52, 64, 74, 92, 106,
119, 120, 123, 158, 236, 213, 246. у Гольмеса; kai ekei KurioV - в кодд.
59, 108, 121, 134, 245, 247, ibid) и смысл текста они вполне выражают.
Vulg. их, впрочем, также не имеет. В целом, данное богоявление имеет
весьма важное значение для целого богословия Ветхого Завета,
свидетельствуя, что, по учению Ветхого Завета, Бог есть не стихийная
сила, а духовное нравственное начало, для которого стихийные явления
суть лишь средства проявления, но действия которого всегда запечатлены
высшим нравственным характером, и основным законом действования Божия в
мире вообще и особенно к людям являются любовь и милосердие (ср. Исх
XXXIV:6). Почувствовав присутствие Божие в веянии тихого ветра, пророк
Илия вышел из пещеры, в которой он был во время потрясающих явлений
природы, и в благоговейном трепете пред Неприступным Богом закрыл плащом
(милотью, LXX: 'en th milwth; Vulg. : pallio; евр. аддерет) лицо, как
Моисей при бывших ему на Xориве же богоявлениях (Исх III:6; XXXIII:20,
22; ср. Ис VI:2).
15-18. Если в ст. 11-12 заключается символический ответ на слова пророка
ст. 10, 14, то теперь дается другой ответ Божий на то же недоумение
пророка - повеление Божие ему - "помазать": Азаила - царем над Сирией,
Ииуя - царем над Израилем и Елисея - преемником Илии в пророческом
служении (15). Эти три столь различные деятеля объединяются здесь, как
имеющие служить выполнению воли Божией планов Божиих об Израиле в
частности: Азаил, царь сирийский, впоследствии сделался бичом гнева
Божия на Израиля и постоянно теснил его извне (4 Цар VIII:12, 29; X:32;
XIII:3, 7); Ииуй совершил трудные внутренние потрясения в Израильском
царстве: он уничтожил дом Ахава и культ Ваала, им введенный (4 Цар
IX:24, 33; X:1-28); пророк Елисей явился прямым продолжателем дела
пророка Илии: борьбы против язычества в Израиле, и был орудием
научающего и наказующего действия Божия, - конечно, не через
вещественный меч, как первые два (ст. 17), а через меч пророческого
слова (Ис XLIX:2) и всей пророческой его деятельности. Пророк Илия
самолично выполнил лишь третье повеление Божие - о поставлении Елисея в
преемники себе (ст. 19-21). Но "если помазал пророка, и сообщил ему
духовную благодать, то сим помазал и прочих, потому что Елисей, прияв
через него пророческую благодать, и на них перенес дарование и сообщил
им царственную благодать" (блаж. Феодорит, вопр. 60).
Впрочем, "помазание" здесь имеет совершенно общий смысл: поставления,
назначения, предуказания, призвания: даже Елисей призван был пророком
Илиею к пророческому служению не через помазание елеем (о елеепомазании
пророков, как способе призвания, в Ветхом Завете вообще не говорится,
исключая пророчества о помазании верховного пророка Мессии, Ис LXI:1;
сн. Лк IV:18), a через возложение на него пророческой мантии или плаща
(ст. 19. сн. 4 Цар I:8; II:13; Зах XIII:4); тем менее речь может быть
относительно "помазания" Азаила на царство в Сирии: пророк Елисей,
выполнитель завещания пророка Илии, просто передал Азаилу волю Божию о
нем (4 Цар VIII:7-13); только Ииуй, подобно другим царям еврейским (ср.
1 Цар X:1; 3 Цар I:34 и др. ), действительно был помазан на царство,
хотя не самим пророком Елисеем, а одним из "сынов пророческих" (4 Цар
IX:1-10). О положении Авел-Мехолы, родного города пророка Елисея (по
Евсевию-Иерониму, в 10 милях к югу; от Скифополя или Вефсана, Onomastic
5), см. прим. к IV:12. Наряду с возвещением суда над Израильским
царством (ст. 17), пророку Илии даруется и благодатное утешение, что
среди широкого распространения нечестия в Израиле есть и неведомые миру
и даже пророку, но ведомые единому Богу носители истинной веры и
благочестия: 7 000 (мужей), не преклонявших колена пред Ваалом и не
лобызавших его статуи (ст. 18). 7 тысяч - круглое определенное число
вместо неопределенного множества как 144 000 запечатленных - в Откр
VII:4; XIV:1-5; 7 - символическое число святости, завета, культа (K.
Bahr. Symbolik des masisch. Kull. I, 5, 193) и здесь, естественно, взято
для обозначения остатка верных завету израильтян, как "святого семени"
народа завета (ср. Ис VI:13; сн. Рим XI:7). О преклонении колен, как
выражении религиозного чувства, см. VIII:54; о целовании статуй золотых
тельцов см. Ос XIII:2. Ср. у М. Пальмова, Идолопоклонство у древних
евреев, с. 232.
19-21. Xотя голос Божий повелевал Илии (ст. 15) идти с Xорива через
пустыню в Дамаск - столицу Сирии (Ис VII:8; Onomast 378), для помазания
Азаила, но он, решив прежде всего поставить преемника в будущем, а в
настоящем необходимого сотрудника, идет в город Авел-Мехолу, где жил
Елисей. Возможно, что пророк Илия ранее знал этого юношу (почему прямо
на нем остановился), принадлежавшего, видимо, к богатой семье (12 пар
рабочих волов). Символическое действие пророка Илии, означавшее принятие
им Елисея в свое духовное общение (ср. Руфь III:9; Иез XVI:8), частнее в
сотрудничество по пророческому служению (ср. 4 Цар II:13), так именно и
было понято Eлисеем, который всецело, с полной готовностью следует этому
призванию, испросив лишь согласие пророка Илии проститься с родителями
(ст. 20; слова пророка Илии "что сделал я тебе" указывают на важность
призвания к пророчеству и вместе на свободу в следовании этому
призванию) и устроив прощальную трапезу родным и знакомым из тех самых
волов, на которых пахал. Этим пророк порывал свои житейские отношения
для высшего служения Богу в сане пророка (ст. 21).