|
|
III Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Глава
10
1 Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла
испытать его загадками.
2 И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды
навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными
камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее
на сердце.
3 И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю,
чего бы он не изъяснил ей.
4 И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он
построил,
5 и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и
одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в
храме Господнем. И не могла она более удержаться
6 и сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и
о мудрости твоей;
7 но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и
вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше,
нежели как я слышала.
8 Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят
пред тобою и слышат мудрость твою!
9 Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить
тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю,
поставил тебя царем, творить суд и правду.
10 И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество
благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого
множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону.
11 И корабль Хирамов, который привозил золото из Офира, привез из Офира
великое множество красного дерева и драгоценных камней.
12 И сделал царь из сего красного дерева перила для храма Господня и для
дома царского, и гусли и псалтири для певцов; никогда не приходило
столько красного дерева и не видано было до сего дня.
13 И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего
просила, сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками. И
отправилась она обратно в свою землю, она и все слуги ее.
14 В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот
шестьдесят шесть талантов золотых,
15 сверх того, что получаемо было от разносчиков товара и от торговли
купцов, и от всех царей Аравийских и от областных начальников.
16 И сделал царь Соломон двести больших щитов из кованого золота, по
шестисот сиклей пошло на каждый щит;
17 и триста меньших щитов из кованого золота, по три мины золота пошло
на каждый щит; и поставил их царь в доме из Ливанского дерева.
18 И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым
золотом;
19 к престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и
были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у
локотников;
20 и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны.
Подобного сему не бывало ни в одном царстве.
21 И все сосуды для питья у царя Соломона были золотые, и все сосуды в
доме из Ливанского дерева были из чистого золота; из серебра ничего не
было, потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что;
22 ибо у царя был на море Фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три
года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и
слоновую кость, и обезьян, и павлинов.
23 Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью.
24 И все [цари] на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать
мудрости его, которую вложил Бог в сердце его.
25 И они подносили ему, каждый от себя, в дар: сосуды серебряные и
сосуды золотые, и одежды, и оружие, и благовония, коней и мулов, каждый
год.
26 И набрал Соломон колесниц и всадников; у него было тысяча четыреста
колесниц и двенадцать тысяч всадников; и разместил он их по колесничным
городам и при царе в Иерусалиме. [И господствовал он над всеми морями от
реки до земли Филистимской и до пределов Египта.]
27 И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а
кедры, по их множеству, сделал равноценными с сикоморами, растущими на
низких местах.
28 Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы
покупали их из Кувы за деньги.
29 Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот сиклей
серебра, а конь за сто пятьдесят. Таким же образом они руками своими
доставляли все это царям Хеттейским и царям Арамейским.
1-13.
Посещение царицы Савской. 14-25. Богатство Соломона, роскошь и
великолепие его двора и слава у царев земли. 26-29. Конница Соломонова.
1. Местом жительства и царствования царицы Савской (евр. Шеба)
обыкновенно считается Счастливая Аравия (Быт X:7; 1 Пар I:9). По И.
Флавию (Древн. VIII, 6, 5), напротив, она жила и царствовала в Эфиопии;
мнение И. Флав. повторяют Евсевий - Иероним (Onomast 807) и блаж.
Феодорит (вопр. 33). Но мнение И. Флавия основано на смешении племени
Шеба (арабского) с племенем Себа - кушитским (Ис XIII:3; Пс LXXI:10). В
преданиях мусульман сохранилось имя царицы Савской - Билькис (ср. Коран,
сура 27, 29, рус. перев. проф. Г. Саблукова, Казань, 1877, с. 322). Цель
посещения царицы Савской определяется так: "пришла испытать его
(Соломона) загадками"; состязания в остроумии доселе обычны у арабов, у
которых мудрецы одного племени ищут случая к состязанию с мудрецами
другого дружественного племени (ср. Суд XIV:12-19). Подобное состязание
в решении загадок, по И. Флавию (VIII, 5, 3), имело место и в сношениях
Соломона с Xирамом Тирским. В Евангелии, в словах Господа (Мф XII:42; Лк
XI:31) целью прихода царицы Савской указывается желание послушать
мудрости Соломоновой, как слабого предизображения Божественной мудрости
учения Господа, и в этом отношении она является типом всех язычников,
помимо закона тяготевших к Xристу и впоследствии самым делом
обратившихся к Нему (блаж. Феодорит, вопр. 33).
2. В числе подарков, которыми, по обычаям Востока, царица Савская
свидетельствовала Соломону свое уважение (ср. Пс LXXI:10), упомянуты
"благовония" (евр. бесамим), вероятно, бальзамовое растение: по И.
Флавию, от царицы Савской ведет начало растущее в Палестине, близ
Иерихона, и дающее корень опобальзама (Древн. VIII, 6, 6); растение это,
несомненно, происходит из Аравии (проф. Гуляев, с. 232). - "Пришла к
Соломону" - повторенное выражение (ср. ст. 1), по раввинам, означает
будто бы брачный союз Соломона с царицей Савской.
3. "Не было ничего незнакомого" - (с евр. сокровенного, неелам), слав.
не бе слово презрено - буквальный перевод неточного греч. выражения: ouk
hn logoV parewramenoV.
4-5. Мудрость Соломона обнаружилась пред царицей Савской не в словах
только Соломона, но и во всех учреждениях, порядках и устройстве его
двора. - "И не могла она больше удержаться, слав. : вне себе бысть, у
70-ти: authV egeneto, с евр. : не стало в ней духа (Vulg. : non habebat
ultra spiritum).
6-10. Признавая, что слава и мудрость Соломона превзошли молву о нем,
царица считает блаженными окружающих Соломона (6-8). Вместо "блаженны
люди твои" (с евр. ), слав. т. имеет (с греч. ) "блаженны жены (an
gunaikeV) твоя": LXX читали в евр. т. не anaschim, мужи, как в
теперешнем масор. т., a naschim, жены; и такое чтение (в связи с
последующим "блаженны сии слуги твои") заслуживает предпочтения пред евр.
-русск. - 9. Из того, что царица благословляет Иегову, не следует еще,
что она сделалась прозелиткой, как и подобные слова Xирама (V:7),
вопреки мнению раввинов, считавших их обоих прозелитами иудейства. 10
ср. 13. Подарки царицы и Соломона друг другу - обычное на Востоке
выражение уважения и почтения (ср. Пс LXXI:10; Мф II:11).
11-12. По ассоциации с рассказом о богатых подарках царицы Савской (ст.
10) говорится снова (ср. IX:28) о сокровищах, привозимых флотом,
плававшем в Офир (ср. ниже ст. 22). Здесь названо с драгоценными камнями
еще дерево алмуггим - по обычному пониманию, красное сандальное или
черное эбеневое, растущее в Индии и Персии (Гезениус, Thesaurus linguae
hebr., p. 23; по И. Флав. , Древн. VIII, 7, 1 - сосна или пихта). Из
этого дорогого дерева Соломоном были сделаны "перила" или "помост" (евр.
мисад, ср. 2 Пар IX:11) для храма и дворца (по некоторым - диваны по
стенам), а также музыкальные инструменты: гусли (евр. киннорот) и
псалтири (невалим), по LXX: nablaV kai kinura, Vulg. : citharas
lyrasque, слав. : сопели и гусли. Оба инструмента струнные (Пс LXX:22;
CVII:3; CL:3): различие же между ними заключалось частично в
неодинаковом устройстве резонансирующего ящика, частью в способе игры
(ср. блаж. Феодорит, вопр. 34).
14-15. Доходы Соломона: 666 талантов золота, по мнению Кейля, равнялись
17 миллионам талеров, на наши деньги - ок. 20 млн. рублей. Талант - 3000
сиклей или 50 мин (Исх XXXVIII:25). Специальный, конечно, ежегодный
доход Соломона составляли пошлины от торговцев и купцов, а также подати
с покоренных царей "Аравийских" (евр. ereb, у LXX: tou peran, слав. :
странных).
16-21. Из предметов роскоши во дворце Соломона свящ. писатель называет
а) двоякого рода золотые щиты: больших размеров щиты, евр. цинна, по 600
сиклей каждый щит, покрывал все тело, и меньший - евр. маген, по 3 мины
(=180 сиклей) или по 300 сиклей (2 Пар IX:16), щиты положены были в дом
леса Ливанского; военного значения они, по-видимому, не имели, а
употреблялись в парадных царских выходах (3 Цар XIV:16); б) трон из
слоновой кости (18-20); об устройстве его по представлению иудейской
традиции см. примечание к ст. 7 гл. VII.
22. Фарсис (евр. Таршиш), по общепринятому почти мнению, есть
Финикийская колония в Испании (ср. Ис XXIII:10; Иер. X:9; Иез
XXXVIII:13). Но выражение "корабль Фарсисский на море" не означает
корабля или флота, ходившего в Фарсис (как ошибочно в 2 Пар IX:21;
XX:36-37. Vulg. : ibat in Tharsis): флот Соломона ходил в Офир (IX:28;
X:11), а не в Фарсис; выражение это имеет общий смысл: морской корабль,
корабль дальнего плавания, как теперь есть эпитеты для пароходов
"гренландский" или "ост-индский". И. Флавий, напротив, видел здесь
название залива Средиземного моря при известном Киликийском городе
Тарсе, родине Апостола Павла: "у Соломона, - говорит И. Флавий, -
имелось множество кораблей в так называемом Тарсийском море" (Древн.
VIII, 7, 2). Но о последнем ничего не известно из библейского текста. В
числе товаров, привозимых флотом, названы обезьяны (евр. кофим) и
павлины (евр. туккиим). И. Флавий считал последнее слово названием
невольников, эфиопов.
23-26. Верх славы Соломона (ср. 2 Пар IX:22-34). О колесницах и коннице
ср. IV:26; IX:25-26; 2 Пар I:14-16. Неоднократное повторение о них имеет
в виду отметить новизну их для Израиля и, может быть, противоречие с
законом о царе (Втор XVII:16).
27. Образное и гиперболическое выражение для обозначения роскоши
придворной жизни Соломона Сикомора, евр. шикма, греч. sikomoroV
sukaminoV, слав. черничие - низший сорт смоковницы, дерево невысокого
роста (Ис IX:9).
28-29. Покупка коней производилась на границе с Египтом. - Из Кувы,
слав. : от Фекуя, LXX: 'ec Qekoue, Vulg. : de Coa. Соответствующее
еврейское слово микве понимается двояко: или как одно целое слово микве
(множество, толпа) (ср. Быт I:10; Исх VII:19; Лев XI:36), в данном
случае: "караван (купцов)" или "табун (коней)"; или же, согласно с
переводами LXX, Vulg. и др., означенное слово разлагается на два:
мин-кве (Куе), причем последнее считается именем местности или провинции
в Каликии или на границе Египта (Винклер, Бретц, Кейль). Последнее
мнение заслуживает предпочтения.