|
|
III Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Глава
13
1 И вот, человек Божий пришел из Иудеи по слову Господню в Вефиль, в то
время, как Иеровоам стоял у жертвенника, чтобы совершить курение.
2 И произнес к жертвеннику слово Господне и сказал: жертвенник,
жертвенник! так говорит Господь: вот, родится сын дому Давидову, имя ему
Иосия, и принесет на тебе в жертву священников высот, совершающих на
тебе курение, и человеческие кости сожжет на тебе.
3 И дал в тот день знамение, сказав: вот знамение того, что это изрек
Господь: вот, этот жертвенник распадется, и пепел, который на нем,
рассыплется.
4 Когда царь услышал слово человека Божия, произнесенное к жертвеннику в
Вефиле, то простер Иеровоам руку свою от жертвенника, говоря: возьмите
его. И одеревенела рука его, которую он простер на него, и не мог он
поворотить ее к себе.
5 И жертвенник распался, и пепел с жертвенника рассыпался, по знамению,
которое дал человек Божий словом Господним.
6 И сказал царь [Иеровоам] человеку Божию: умилостиви лице Господа Бога
твоего и помолись обо мне, чтобы рука моя могла поворотиться ко мне. И
умилостивил человек Божий лице Господа, и рука царя поворотилась к нему
и стала, как прежде.
7 И сказал царь человеку Божию: зайди со мною в дом и подкрепи себя
пищею, и я дам тебе подарок.
8 Но человек Божий сказал царю: хотя бы ты давал мне полдома твоего, я
не пойду с тобою и не буду есть хлеба и не буду пить воды в этом месте,
9 ибо так заповедано мне словом Господним: `не ешь там хлеба и не пей
воды и не возвращайся тою дорогою, которою ты шел'.
10 И пошел он другою дорогою и не пошел обратно тою дорогою, которою
пришел в Вефиль.
11 В Вефиле жил один пророк-старец. Сын его пришел и рассказал ему все,
что сделал сегодня человек Божий в Вефиле; и слова, какие он говорил
царю, пересказали сыновья отцу своему.
12 И спросил их отец их: какою дорогою он пошел? И показали сыновья его,
какою дорогою пошел человек Божий, приходивший из Иудеи.
13 И сказал он сыновьям своим: оседлайте мне осла. И оседлали ему осла,
и он сел на него.
14 И поехал за человеком Божиим, и нашел его сидящего под дубом, и
сказал ему: ты ли человек Божий, пришедший из Иудеи? И сказал тот: я.
15 И сказал ему: зайди ко мне в дом и поешь хлеба.
16 Тот сказал: я не могу возвратиться с тобою и пойти к тебе; не буду
есть хлеба и не буду пить у тебя воды в сем месте,
17 ибо словом Господним сказано мне: `не ешь хлеба и не пей там воды и
не возвращайся тою дорогою, которою ты шел'.
18 И сказал он ему: и я пророк такой же, как ты, и Ангел говорил мне
словом Господним, и сказал: `вороти его к себе в дом; пусть поест он
хлеба и напьется воды'. - Он солгал ему.
19 И тот воротился с ним, и поел хлеба в его доме, и напился воды.
20 Когда они еще сидели за столом, слово Господне было к пророку,
воротившему его.
21 И произнес он к человеку Божию, пришедшему из Иудеи, и сказал: так
говорит Господь: за то, что ты не повиновался устам Господа и не соблюл
повеления, которое заповедал тебе Господь Бог твой,
22 но воротился, ел хлеб и пил воду в том месте, о котором Он сказал
тебе: `не ешь хлеба и не пей воды', тело твое не войдет в гробницу отцов
твоих.
23 После того, как тот поел хлеба и напился, он оседлал осла для
пророка, которого он воротил.
24 И отправился тот. И встретил его на дороге лев и умертвил его. И
лежало тело его, брошенное на дороге; осел же стоял подле него, и лев
стоял подле тела.
25 И вот, проходившие мимо люди увидели тело, брошенное на дороге, и
льва, стоящего подле тела, и пошли и рассказали в городе, в котором жил
пророк-старец.
26 Пророк, воротивший его с дороги, услышав это, сказал: это тот человек
Божий, который не повиновался устам Господа; Господь предал его льву,
который изломал его и умертвил его, по слову Господа, которое Он изрек
ему.
27 И сказал сыновьям своим: оседлайте мне осла. И оседлали они.
28 Он отправился и нашел тело его, брошенное на дороге; осел же и лев
стояли подле тела; лев не съел тела и не изломал осла.
29 И поднял пророк тело человека Божия, и положил его на осла, и повез
его обратно. И пошел пророк-старец в город свой, чтобы оплакать и
похоронить его.
30 И положил тело его в своей гробнице и плакал по нем: увы, брат мой!
31 После погребения его он сказал сыновьям своим: когда я умру,
похороните меня в гробнице, в которой погребен человек Божий; подле
костей его положите кости мои;
32 ибо сбудется слово, которое он по повелению Господню произнес о
жертвеннике в Вефиле и о всех капищах на высотах, в городах Самарийских.
33 И после сего события Иеровоам не сошел со своей худой дороги, но
продолжал ставить из народа священников высот; кто хотел, того он
посвящал, и тот становился священником высот.
34 Это вело дом Иеровоамов ко греху и к погибели и к истреблению его с
лица земли.
История пророка из Иудеи, предсказавшего разрушение Вефильского
жертвенника и всего культа тельцов.
1. Если простой народ в десятиколенном царстве мог не предвидеть
гибельных последствий Иеровоамовой реформы "и был даже доволен тем, что
его Бог, Иегова, делается (благодаря тельцеслужению) ближе и доступнее к
нему" (см. у проф. Покровского, с 326), то совершенно иначе отнеслись к
этому уже представители священства Левиина, во множестве оставлявшие
территорию царства Израильского и переходившие в Иудею и Иерусалим (2
Пар XI:13-14). Но еще прямее и резче высказалось против культа Иеровоама
пророчество, и при том как Иудейское, так и израильское. В 3 Цар
XIV:1-16 содержится грозное обличение этого культа со стороны того
самого пророка Израильского царства Асии, который некогда (XI:29-39)
предсказал Иеровоаму царство. В гл. XIII содержится поразительный
рассказ о протесте против культа Иеровоамова со стороны некоего
"человека Божия" - пророка из Иудеи [Эти два обличения культа тельцов со
стороны израильского пророка Ахии и иудейского "человека Божия"
дополняют друг друга в такой же степени, как впоследствии обличения:
пророка Осии - израильтянина (Ос VIII:4, 5; X:9; XIII:1-2 и др. ) и
пророка Амоса - иудея (Ам IV:4; V:4-5; VIII:14)]. Иосиф Флавий (Древн.
VIII, 8, 5) называет его Иадоном ('Iadwn), видимо, отождествляя с Иеддо
(2 Пар IX:29), что, однако, неверно, так как последний пророк жив был
еще долго спустя при Авии (2 Пар XIII:22).
2. "Жертвенник, жертвенник" - метонимия вместо всего культа, об
уничтожении которого предсказывает пророк. Пророчество это, в котором
назван по имени и исполнитель его - царь Иосия (4 Цар XXII:1 сл. ),
сбылось в точности спустя 300 с лишком лет (4 Цар XXIII:14-18). Впрочем,
имя Иосии иные понимают в нарицательном смысле: "помогаемый Иеговою" (Кейль),
и весь рассказ 3 Цap XIII понимают как позднейшую обработку народного
предания, после времен Иосии (Ewald. Geschichte III, s. 476-480).
3-6. Начало стиха принятые тексты 70-ти и славянский относят к Иосии:
kai dwsei en th 'hmera ekeinh тo teraV, и даст в день той чудо, -
несомненно ошибочно (ср. ст. 5), правильно в русск. синод. : "и дал
(пророк из Иудеи) в тот день знамение" (у 70-ти: XI, 19, 44, 52, 55, 71,
74, 92, 106, 108, 120, 121, 128, 158, 236, 242 и др. у Гольмеса имеют
"edwke"). - "Знамение" (евр. мофет) - не чудо только вообще (евр. от),
но поразительное для видящих. - "Пепел" (евр. дешен) - не зола сгоревших
дров, но остатки мяса и жира по сожжении жертвенника (Лев I:16; IV:12).
Грозное слово пророка о жертвеннике не замедлило исполниться с
буквальною точностью (ст. 5). "Но лукавый царь, когда должно было прийти
в ужас от чуда, совершенного пророком, и убояться Пославшего, простерши
руку, велел взять пророка. Но рука от расслабления мышц и жил осталась в
виде простертой" (блаж. Феодорит, вопр. 48). Внезапный паралич руки
Иеровоама произошел, вероятно, вследствие атрофирования главной артерии
руки (Smith. А dictionary of the Bible, т. II, p. 304). Только по
молитве пророка совершилось новое чудо - исцеление парализованной руки
царя.
7-10. Иеровоам, желая отблагодарить пророка, а вместе также сгладить
тяжелое впечатление у очевидцев происшествия, приглашает иудейского
пророка в дом для подкрепления и получения дара. Но пророк решительно
отказывается, ссылаясь на совершенно определенное и безусловное ему
повеление Божие - не есть хлеба и не пить воды (ст. 9, 17) в земле
израильской, т. е. - поскольку вкушение пищи с кем-либо есть знак
дружеского общения с данным лицом (Быт XLIII:32; Лк XV:2; Гал II:12; 1
Кор X:8, 20) - не иметь никакого общения со страной и жителями
десятиколенного царства, чем показывалось, что страна израильская,
принявши Иеровоамом введенный культ, сделалась ненавистной Богу, Который
и пророку запрещает вступать в какое-либо общение с жителями ее: "ad
detestationem idolatriae, ut ipso facto ostenderet, Bethelitas idolatras
adeo esse detestabiles et a Deo quasi excommunicates, ut nullum fidelium
cum iis cibi vel potus communionem habere velit" (Cornelius a lapide).
Пророку запрещено было и возвращаться прежней дорогой, - вероятно, чтобы
не быть узнанным и задержанным на обратном пути. На этот раз пророк пока
точно исполнил повеление Божие (ст. 10), чему, однако, воспрепятствовал
некоторый Вефильский пророк (11-24).
11-13. О характере и достоинстве Вефильского пророка (называемого всюду
в тексте именем наби пророк, между тем иудейский именуется везде
"человек Божий", иш гаэлогим, последнее имя, по мнению блаж. Феодорита
(там же), дается только стяжавшим совершенную добродетель, каковы были
Моисей и Илия, или кто подобен им) традиция иудейская давала
неблагоприятные суждения. Таргум называет его пророком лжи или
лжепророком. Талмудисты считают Вефильского пророка даже пророком Ваала,
удостоившимся откровения лишь в момент вкушения пищи иудейского пророка
(ст. 20) именно за свое гостеприимство к последнему. И. Флавий (Древн.
VIII, 9, 1) также считает Вефильского старца лжепророком, который обычно
льстил Иеровоаму и в иудейском пророке увидел соперника, которого и
решил погубить. Но текст библейский нигде не представляет Вефильского
старца лжепророком. "Я полагаю, - говорит блаж. Феодорит (там же), - что
и другой (т. е. Вефильский) был Божий пророк; употребил же лживые слова
не для того, чтобы сделать вред человеку Божиему, но чтобы самому
принять от него благословение... И что он был пророк, а не лжепророк,
явствует из того, что через него Бог предсказал человеку Божию будущее
бедствие; сверх того, поверил он предреченному об этом, и сынам
заповедал, чтобы, когда умрет, погребсти его вместе с телом человека
Божия" (вопр. 43).
14. Узнав от сыновей о пророке Иудейском, его предсказании и действиях в
Вефиле, Вефильский пророк отправляется вслед за ним и находит его
сидящим под дубом (LXX: upo drun), - евр. эла - собственно; теревинф
(Vulg: terebinthus) - "похожее на дуб, дерево с вечнозелеными листьями и
гроздеобразными плодами, достигает значительной высоты, почему и служит
для топографических определений: Быт XXXV:4; Суд VI:11, 19; 1 Цар
XVII:2, 9" (Гезениус). Здесь говорится об известном в Вефиле теревинфе
(га-эла - с членом), может быть, тождественным с тем, под которым
погребена была кормилица Ревекки, Девора (Быт XXXV:8).
15-18. Когда на просьбу Вефильского пророка зайти к нему для вкушения
пищи (ст. 15) иудейский пророк отвечает отказом, повторяя сказанное им
Иеровоаму (16-17, ср. 9), пророк Вефильский так мотивирует свое
приглашение: "и я пророк такой же, как и ты, и Ангел говорил мне словом
Господним и сказал: вороти его к себе в дом" (ст. 18); если утверждение,
что он пророк, соответствует истине и подтверждается далее полученным им
откровением (ст. 20-22), то ссылка на повеление возвратить пророка -
ложь, хотя и употребленная без дурных целей. Но здесь, как и во всем
рассказе, характерно для библейского воззрения на откровение выражение
"слово Иеговы" (ст. 1, 9, 17-18), как обозначение и олицетворение
реально действующей силы Божией, как предизображение новозаветного
Логоса; с другой стороны, знаменательно посредническое участие при
откровении Ангела (ст. 18): эта идея тоже не раз выступает в Ветхом
Завете - у пророков Иезекииля, Даниила, Захарии (см. в диссертации А.
Глаголева, Ветхозаветное библейское учение об ангелах, Киев, 1900, с.
305-404).
20-22. Непослушание пророка иудейского, по суду Божию, конечно, для
современных и будущих судеб Царства Божия, имеет быть наказано тяжким,
особенно для древнееврейских воззрений на загробную жизнь, как на
общение с праотцами (Быт XLVII:29 сл. ; L:5; 2 Цар XIX:38; 3 Цар II:34;
Иер XXVI:33), лишенном погребения в гробнице отцов.
23-26. Трагический конец иудейского пророка - очевидное наказание Божие
(ср. наказание новых жителей страны израильской львами, 4 Цар XVII:25;
Лев XXVI:22). Чрезвычайной смертью Своего посланника Господь показал,
что от Своих избранников Он требует особенной ревности и точности в
исполнении Своих велений. Блаж. Феодорит говорит: "из сего научаемся,
что сильнии сильне истязани будут (Cол VI:6). Кто услышит Божий глас,
тот не должен верить гласу человеческому, утверждающему противное, но
ожидать, когда Повелевший уволит от того, что повелел делать. Думаю же,
что наказание сие положено в подтверждение предречения о жертвеннике.
Ибо невозможно, чтобы утаилось повествование о таком муже; а оного
достаточно было к тому, чтобы внушить страх слышащим". С другой стороны,
"Бог почтил пророка и по кончине, потому что приставил к нему стражем
убийцу" (вопр. 43).
27-32. Отдание погибшему Иудейскому пророку последнего долга со стороны
Вефильского пророка есть с его стороны дань почтения и, может быть,
горького раскаяния; завещание же Вефильского пророка о собственном
погребении с иудейским пророком в одной гробнице, кроме того,
свидетельствует о глубокой вере его истине пророческого слова и имеет в
виду предупредить осквернение собственного праха при грядущей реформе
Иосии: на последнюю цель распоряжения указывает имеющаяся в тексте 70-ти
и слав. (ст. 31 - конец) прибавка: ina swqwsi ta osta mou meta twn ostwn
autou, слав. : да спасутся кости моя с костьми его - пояснительное
замечание, которое могло находиться и в первоначальном тексте (ср. 4 Цар
XXIII:16-18). - "Увы, брат мой!" (ст. 30) - обычная древнееврейская
формула оплакивания умерших родственников и друзей (ср. Иер XXII:18).
Упоминание о Самарии, в качестве притом целой области (ст. 32), в устах
Вефильского пророка употреблено писателем пролептически: Самария
построена была лет 50 спустя после Иеровоама I - Амврием (XVI:24).
33-34. Как миссия Иудейского пророка (ст. 1-10), так и его трагическая
смерть и самое погребение (11-32) имели целью отвратить Иеровоама от
избранного им пути своевольного изменения в области богослужения, но эта
цель не была достигнута [По Иосифу Флавию (Древн. VIII, 9), сам
вефильский пророк разрушил благодетельное действие грозного обличения
Иудейского пророка на Иеровоама, именно объяснил ему грозные знамения:
одервенение руки царя и распадение жертвенника естественным путем, и
вообще подорвал в Иеровоаме доверие к Иудейскому пророку. Но это
одинаково противоречит как 3 Цар XIII:26-32, так и 4 Цар XXIII:18]:
Иеровоам продолжал свою неугодную Богу деятельность, напр., по части
распространения всеобщего священства (ст. 33, сн. XII:31; 2 Пар XI:15;
XIII:9): "кто хотел, того он посвящал" (с евр. : "наполнял руку", слав.
: "исполняше руку свою", ср. Исх XXVIII:41; блаж. Феодорит, вопр. 44).