|
|
III Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Глава
2
1 Приблизилось время умереть Давиду, и завещал он сыну своему Соломону,
говоря:
2 вот, я отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и будь мужествен
3 и храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы
Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его, как написано
в законе Моисеевом, чтобы быть тебе благоразумным во всем, что ни будешь
делать, и везде, куда ни обратишься;
4 чтобы Господь исполнил слово Свое, которое Он сказал обо мне, говоря:
`если сыны твои будут наблюдать за путями своими, чтобы ходить предо
Мною в истине от всего сердца своего и от всей души своей, то не
прекратится муж от тебя на престоле Израилевом'.
5 Еще: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин, как поступил он с
двумя вождями войска Израильского, с Авениром, сыном Нировым, и Амессаем,
сыном Иеферовым, как он умертвил их и пролил кровь бранную во время
мира, обагрив кровью бранною пояс на чреслах своих и обувь на ногах
своих:
6 поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в
преисподнюю.
7 А сынам Верзеллия Галаадитянина окажи милость, чтоб они были между
питающимися твоим столом, ибо они пришли ко мне, когда я бежал от
Авессалома, брата твоего.
8 Вот еще у тебя Семей, сын Геры Вениамитянина из Бахурима; он злословил
меня тяжким злословием, когда я шел в Маханаим; но он вышел навстречу
мне у Иордана, и я поклялся ему Господом, говоря: `я не умерщвлю тебя
мечом'.
9 Ты же не оставь его безнаказанным; ибо ты человек мудрый и знаешь, что
тебе сделать с ним, чтобы низвести седину его в крови в преисподнюю.
10 И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом.
11 Времени царствования Давида над Израилем было сорок лет: в Хевроне
царствовал он семь лет и тридцать три года царствовал в Иерусалиме.
12 И сел Соломон на престоле Давида, отца своего, и царствование его
было очень твердо.
13 И пришел Адония, сын Аггифы, к Вирсавии, матери Соломона, [и
поклонился ей]. Она сказала: с миром ли приход твой? И сказал он: с
миром.
14 И сказал он: у меня есть слово к тебе. Она сказала: говори.
15 И сказал он: ты знаешь, что царство принадлежало мне, и весь Израиль
обращал на меня взоры свои, как на будущего царя; но царство отошло от
меня и досталось брату моему, ибо от Господа это было ему;
16 теперь я прошу тебя об одном, не откажи мне. Она сказала ему: говори.
17 И сказал он: прошу тебя, поговори царю Соломону, ибо он не откажет
тебе, чтоб он дал мне Ависагу Сунамитянку в жену.
18 И сказала Вирсавия: хорошо, я поговорю о тебе царю.
19 И вошла Вирсавия к царю Соломону говорить ему об Адонии. Царь встал
перед нею, и поклонился ей, и сел на престоле своем. Поставили престол и
для матери царя, и она села по правую руку его
20 и сказала: я имею к тебе одну небольшую просьбу, не откажи мне. И
сказал ей царь: проси, мать моя; я не откажу тебе.
21 И сказала она: дай Ависагу Сунамитянку Адонии, брату твоему, в жену.
22 И отвечал царь Соломон и сказал матери своей: а зачем ты просишь
Ависагу Сунамитянку для Адонии? проси ему также и царства; ибо он мой
старший брат, и ему священник Авиафар и Иоав, сын Саруин, [военачальник,
друг].
23 И поклялся царь Соломон Господом, говоря: то и то пусть сделает со
мною Бог и еще больше сделает, если не на свою душу сказал Адония такое
слово;
24 ныне же, - жив Господь, укрепивший меня и посадивший меня на престоле
Давида, отца моего, и устроивший мне дом, как говорил Он, - ныне же
Адония должен умереть.
25 И послал царь Соломон Ванею, сына Иодаева, который поразил его, и он
умер.
26 А священнику Авиафару царь сказал: ступай в Анафоф на твое поле; ты
достоин смерти, но в настоящее время я не умерщвлю тебя, ибо ты носил
ковчег Владыки Господа пред Давидом, отцом моим, и терпел все, что
терпел отец мой.
27 И удалил Соломон Авиафара от священства Господня, и исполнилось слово
Господа, которое сказал Он о доме Илия в Силоме.
28 Слух об этом дошел до Иоава, - так как Иоав склонялся на сторону
Адонии, а на сторону Соломона не склонялся, - и убежал Иоав в скинию
Господню и ухватился за роги жертвенника.
29 И донесли царю Соломону, что Иоав убежал в скинию Господню и что он у
жертвенника. И послал Соломон Ванею, сына Иодаева, говоря: пойди,
умертви его [и похорони его].
30 И пришел Ванея в скинию Господню и сказал ему: так сказал царь:
выходи. И сказал тот: нет, я хочу умереть здесь. Ванея передал это царю,
говоря: так сказал Иоав, и так отвечал мне.
31 Царь сказал ему: сделай, как он сказал, и умертви его и похорони его,
и сними невинную кровь, пролитую Иоавом, с меня и с дома отца моего;
32 да обратит Господь кровь его на голову его за то, что он убил двух
мужей невинных и лучших его: поразил мечом, без ведома отца моего
Давида, Авенира, сына Нирова, военачальника Израильского, и Амессая,
сына Иеферова, военачальника Иудейского;
33 да обратится кровь их на голову Иоава и на голову потомства его на
веки, а Давиду и потомству его, и дому его и престолу его да будет мир
на веки от Господа!
34 И пошел Ванея, сын Иодаев, и поразил Иоава, и умертвил его, и он был
похоронен в доме своем в пустыне.
35 И поставил царь Соломон Ванею, сына Иодаева, вместо его над войском;
[управление же царством было в Иерусалиме,] а Садока священника поставил
царь [первосвященником] вместо Авиафара.
35 [И дал Господь Соломону разум и мудрость весьма великую и обширный
ум, как песок при море.
35 И Соломон имел разум выше разума всех сынов востока и всех мудрых
Египтян. И взял за себя дочь фараона и ввел ее в город Давидов, доколе
не построил дома своего и, во-первых, дома Господня и стены вокруг
Иерусалима;
35 в семь лет окончил он строение.
35 И было у Соломона семьдесят тысяч человек, носящих тяжести, и
восемьдесят тысяч каменосеков в горах. И сделал Соломон море и подпоры,
и большие бани и столбы, и источник на дворе и медное море,
35 и построил замок и укрепления его, и разделил город Давидов.
35 Тогда дочь фараона перешла из города Давидова в дом свой, который он
построил ей;
35 тогда построил Соломон стену вокруг города. И приносил Соломон три
раза в год всесожжения и мирные жертвы на жертвеннике, который он
устроил Господу, и курение совершал на нем пред Господом, и окончил
строение дома. Главных приставников над работами Соломоновыми было
35 три тысячи шестьсот, которые управляли народом, производившим работы.
И построил он
35 Ассур, и Магдон, и Газер, и Вефорон вышний и Валалаф; но эти города
он построил после построения дома Господня и стены вокруг Иерусалима. И
еще при жизни Давид завещал Соломону, говоря:
35 вот у тебя Семей, сын Геры, сына Иеминиина из Бахурима; он злословил
меня тяжким злословием, как я шел в Маханаим; но он вышел навстречу мне
у Иордана, и я поклялся ему Господом, говоря: `я не умерщвлю тебя
мечом'. Ты же не оставь его безнаказанным, ибо ты человек мудрый и
знаешь, что тебе сделать с ним, чтобы низвести седину его в крови в
преисподнюю.]
36 И послав царь призвал Семея и сказал ему: построй себе дом в
Иерусалиме и живи здесь, и никуда не выходи отсюда;
37 и знай, что в тот день, в который ты выйдешь и перейдешь поток
Кедрон, непременно умрешь; кровь твоя будет на голове твоей.
38 И сказал Семей царю: хорошо; как приказал господин мой царь, так
сделает раб твой. И жил Семей в Иерусалиме долгое время.
39 Но через три года случилось, что у Семея двое рабов убежали к Анхусу,
сыну Маахи, царю Гефскому. И сказали Семею, говоря: вот, рабы твои в
Гефе.
40 И встал Семей, и оседлал осла своего, и отправился в Геф к Анхусу
искать рабов своих. И возвратился Семей и привел рабов своих из Гефа.
41 И донесли Соломону, что Семей ходил из Иерусалима в Геф и
возвратился.
42 И послав призвал царь Семея и сказал ему: не клялся ли я тебе
Господом и не объявлял ли тебе, говоря: `знай, что в тот день, в который
ты выйдешь и пойдешь куда-нибудь, непременно умрешь'? и ты сказал мне:
`хорошо';
43 зачем же ты не соблюл приказания, которое я дал тебе пред Господом с
клятвою?
44 И сказал царь Семею: ты знаешь и знает сердце твое все зло, какое ты
сделал отцу моему Давиду; да обратит же Господь злобу твою на голову
твою!
45 а царь Соломон да будет благословен, и престол Давида да будет
непоколебим пред Господом во веки!
46 и повелел царь Ванее, сыну Иодаеву, и он пошел и поразил Семея, и тот
умер.
1-11.
Последние распоряжения и смерть Давида. 12-46. Первые шаги
самостоятельного правления Соломона - меры к ограждению неограниченной
царской власти.
1. Смертельный исход болезни Давида, уже ранее предуказанный (I:1-4,
15), обусловливал вторичное, торжественное помазание Соломона (1 Пар
XXIX:20-22).
2. "Путь всей земли" (ср. Нав XIII:14) - неизбежный для всех людей
жребий смерти.
2б-3. Увещания Давида сыну очень напоминают наставления Иеговы Иисусу
Навину (Нав I:6-7). Теократический царь народа Божия для успеха своего
правления, должен всю свою деятельность основывать на законе Моисеевом
(Втор XVII:18-19), соблюдая уставы (евр. хуккот) Иеговы, заповеди (мицвот),
определения (мишпатим) и постановления (эдот) Его. Специальный смысл
отдельных терминов закона не может быть точно выражен (по раввинам,
хуккот - законы в отношении к Богу, для которых не надо нарочитого
обоснования, мицвот - законы также в отношении Бога с определенно
выраженным основанием; мишпатим - законы об отношении к людям; эдот -
законы, опирающиеся на исторические факты); в совокупности своей (ср.
Втор VIII:11; Пс CXVIII:5-7 сл. ) они означают всю целость закона об
отношении к Богу и людям.
4. Положительное обещание Божие (2 Цар VII:11-16) выражено здесь (как и
в 3 Цар VIII:25; IX:5; Иер XXXIII:17) в отрицательной форме.
5-6. Советы и наставления умирающего Давида Соломону относительно
наказания Иоава, а также Семея (8-9) нередко рассматривались
толкователями как свидетельство кровожадной мстительности Давида. Но
Давид не знал христианского всепрощения: для ветхозаветного человека
кровомщение было институтом, регулированным законом (Чис XXXV:19 сл. ;
Втор XIX:6, 12; Нав XX:3, 5, 9), и совершенно обычным явлением жизни (2
Цар XIV:11); следовательно, требовать от Давида христианской
добродетели, неведомой древнему миру, нельзя, как нельзя, с другой
стороны, и пытаться оправдывать Давида: из-за стремления очистить Библию
от всех яко бы пятен мы не должны забывать, что священная история дает
нам точный и совершенно беспристрастный образ данной эпохи и действующих
лиц (припомним, с каким беспристрастием сообщается в Евангелиях и
апостольских посланиях о несовершенствах апостолов). - "Ты знаешь, что
сделал мне Иоав" (5) - по некоторым (напр., проф. Гуляев), имеется в
виду главная скорбь, причиненная Давиду Иоавом, - убиение Авессалома (2
Цар XVIII:14), но скорее здесь - общее указание на преступное поведение
Иоава, сейчас же поясняемое раздельно называемыми двумя примерами
совершенного им вероломного убийства двух главных полководцев: Авенира
(2 Цар III:27) и Амессая (2 Цар XX:9-10). Предлагая Соломону применить к
Иоаву закон кровомщения, Давид, однако, все предоставляет мудрости,
бдительности, осторожности сына; опасность для него со стороны Иоава он
хотел предотвратить: "боялся Давид, что Иоав по обычному своему
злонравию станет презирать Соломона по его юности и сделает одно из
двух: или, прикрываясь личиною благожелательности, умертвит Соломона
тайно, как предал смерти Авенира и Амессая, или вооружится открыто и
произведет разделение в Израиле (блаж. Феодорит, вопр. 4 на 3 Цар). -
Преисподняя (ст. 6, 9) евр. шеол, LXX: adhV, Vulg. : inferi, слав. ад (ассирийск.
Siwan - область за горизонтом): подземная темная область (Иов X:21-22;
Притч IX:18), где находятся все без изъятия мертвые (Пс XV:10; Ос
XIII:14; Притч V:5; XXIII:14; Ис XXXVIII:18); как ненасытное чудовище,
преисподняя требует (евр. гл. шал откуда, может быть, и вышло название
шеол) новых и новых жертв смерти (Ис V:14; Авв II:5: Пс СXL:7; Притч
I:12; XXVII:20); в царстве шеола невозможно прославление Бога (Пс VI:6),
равно как прекращается всякая вообще деятельность (Еккл IX:10).
7. В благодарность галаадитянину Верзеллию за верность и гостеприимство
его Давиду во время бегства его от Авессалома (2 Цар XVII:27-29), Давид
тогда же, по миновании опасности, обещал ему принять к своему двору сына
Верзеллия Кимгама (2 Цар XIX:32-40), и теперь подтверждает то обещание и
для других сынов его.
8-9. Воспоминая противоположное к себе отношение при том же случае Семея
вениамитянина (2 Цар XVI:13-16) из селения Бахурим (в Вениаминовом
колене, близ Иерусалима, по Иосифу Флавию Древн. VII, 9, 7; Евсев. -
Иероним, Onomastic. 220), Давид, хотя и поклялся в свое время не убивать
его (2 Цар XIX:21), теперь, однако, советует Соломону поступить с ним по
государственной мудрости (ср. блаж. Феодорит, вопр. 5). По Иосифу Флавию
(Древн. VII, 15, 1), Соломон должен был, по совету Давида, найти
благовидную причину, aitian eulogon для умерщвления Семея: это и было
сделано Соломоном (ниже, ст. 36-46).
10. "И почил (евр. ишкав, LXX: 'ecoimhse, Vulg. : dormivit) Давид с
отцами своими" - о духовном посмертном общении Давида с отцами (ср. Быт
XXV:8; XXXV:29, XLIX:23), а не в смысле совместного погребения, так как
фамильной гробницей предков Давида был Вифлеем, а он "был погребен в
городе Давидовом", т. е. на Сионе (ср. 2 Цар V:7, сн. блаж. Феодорита,
вопр. 6; Евсевия - Иеронима, Onomastic. 875), именно на восточном склоне
горы в долине Тиропеон, прорезывавшей Иерусалим с севера к югу (И. Флав.
Иуд. война, V, 4, 1), близ источника Силоама (Неем III:15-16, по И.
Флав. , to de mnhma para thV Siloam einai); здесь были погребены и
другие цари Давидовой династии (напр., 3 Цар XI:43; XIV:31; XV:8), без
сомнения, не все (см. 2 Пар XXVI:23; XXVIII:27; 4 Цар XXI:18, 26).
Нынешние так называемые "царские гробницы" (арабск. "Калба шавуа") к
северу от Иерусалима, по вероятнейшему предположению археологов, служат
остатками гробниц царей Адиабенских, около времени Иисуса Xриста
принявших иудейство и поселившихся в Иерусалиме (И. Флав. Древн. XX, 4,
3; Иуд. война V, 2, 2; 4, 2. См. Е. Robinson. Palastina (1841) Bd. tt,
183-192). По И. Флавию (Древн. VII, 15, 3, сн. блаж. Феодорита вопр. 6),
в гробницу Давида Соломоном были положены несметные сокровища, так что
впоследствии Гиркан мог достать из нее на военные нужды 3000 талантов
серебра (Древн. XIII, 8, 4; Иуд. война I, 2, 5), а позже Ирод нашел там
множество драгоценностей (Древн. XVI, 7, 1). Место гробницы Давида было
общеизвестно еще в евангельское время (Деян II:29); позже предание об
этом было утрачено, и уже в III в. указывали ее в Вифлееме, в средние
века - в юго-западной части Иерусалима, в так называемом Coenaculum, а
ныне к юго-западу от города за Сионскими воротами.
11. Продолжительность царствования Давида - 40 лет; не раз указывается в
Библии (2 Цар V:4; 1 Пар XXIX:27); в 2 Цар V:5 показано 40 лет 6
месяцев, так у И. Флавия (Древн. VII, 15, 2).
12 ст. (ср. 1 Пар XXIX:23) образует переход ко 2-й части главы - о мерах
Соломона к укреплению своей власти.
13-25: гибель Адонии. Адония, забыв поставленное ему Соломоном условие
(I:52), делает новую попытку получить право на престол - путем брака с
последней женой Давида Ависагою, - чисто восточная черта царского быта:
преемник овладевал гаремом своего предместника (2 Цар III:7; XII:8;
XVI:21-22), как именно и понял Соломон домогательство Адонии (22).
15. Выражение притворной покорности со стороны Адонии совершившемуся
факту воцарения Соломона, как делу Божию, имело целью предрасположить
Вирсавию в свою пользу.
19-20. Соломон оказывает величайшую почесть Вирсавии - матери своей
(иной прием имела она у мужа своего Давида (I:16)); сидение по правую
руку царя - знак равенства (Пс CIX:1; И. Флав. Древн. VI, 11, 9). Важное
значение царицы - матери царствующего государя, называвшейся гебира,
владычица (3 Цар XV:13), в древнееврейском царстве видно уже из
постоянных библейских указаний имени матери каждого царя (3 Цар XIV:21;
XV:2); подобное значение принадлежит теперь султанше - матери правящего
сутана - в Турецкой империи. Xодатайство свое за Адонию Вирсавия
называет "небольшою просьбою", видимо, не представляя себе политической
важности нового замысла Адонии.
22. Соломон сейчас же представляет дело в истинном свете, усматривая в
домогательстве Адонии не только его искание царства, но и политический
заговор с участием Авиафара и Иоава (сн. I:7). Конец ст. 22 с евр. т.
дает такую мысль: "проси царства ему (Адонии), и священнику Авиафару, и
Иоаву". Напротив LXX: kai autw 'Abiaqar kai autw Iwab etairoV; Vulg. :
et habet Abiathar sacerdotem et loabum; слав. : и ему Авиафар и Иоав
друг (так и русск. синод. ). Евр. текст имеет видимое преимущество пред
переводами LXX и Vulg., которые вынуждены вставлять новые слова
(etairoV, habet); точно передается евр. т. у проф. Гуляева.
23-25. Ввиду нарушения Адониею условия, на каком дарована была ему жизнь
(I:52), Соломон клянется (формула клятвы - обычная в Ветхом Завете, Руфь
I:17; 1 Цар III:17; XIV:44; XX:13 и др. ), что Адония должен погибнуть.
24. "Устроивший (Иегова) мне дом": династия Давида прочно утвердилась на
престоле в лице Соломона и с него (2 Цар VII:12-29).
25. Казнь Адонии, как затем Иоава (ст. 34) и Семея (46), совершает
Ванея, начальник хелефеев и фелефеев (I:38), которым, кроме служения
телохранителей, вероятно, принадлежало и дело палачей, подобно
телохранителям царским в Египте (Быт XXXVII:36) и Вавилонии (4 Цар
XXV:8; Дан II:4). О самом убийстве Соломоном брата блаж. Феодорит
говорит: "различна жизнь человеческая: одни упражняются в высоком
любомудрии, другие в так называемой гражданской добродетели; иные
управляют царством или войском. Поэтому надобно судить каждого по тому
роду жизни, какой он проходит. Следовательно, от Соломона должно
требовать не пророческого, или апостольского, совершенства, но
сообразного царям... радея о безмятежии царства, повелел умертвить
брата" (Вопр. 7). Удаление Авиафара от первосвященства (26-27 ст. ),
равно как и казнь Иоава (28-34 ст. ), стоят в очевидной причинной связи
с убиением Адонии: кара постигает и его союзников (сн. I:7). Анафов -
левитский город в Вениаминовом колене (Нав XXI:18; Ис X:30; Иер I:1 и
др. ), на 1 1/2 часа пути к северу от Иерусалима, родина пророка Иеремии
(Иер I:1), по Евсевию и блаж. Иерониму (Onomastic. 92), в 3-х римских
милях от Иерусалима; теперь арабская деревня Аната со 100 жителями -
мусульманами (Robinson. Palastina II, 319). Смягчающими вину Авиафара
обстоятельствами, по признанию Соломона (26), являются не столько высота
его священнослужения, сколько заслуги, оказанные им Давиду: (Авиафар)
"носил ковчег Владыки Господа пред Давидом" - в тяжкое для Давида время
бегства от Авессалома (2 Цар XV:24 сл. ), а еще раньше в не менее тяжкие
для него дни гонений Саула разделял с ним все, что терпел Давид (1 Цар
XXII:20 сл. ); посему Соломон наказывает двукратное участие Авиафара в
политическом заговоре Аронии лишь удалением Авиафара от священнодействия
при скинии. В этом решении Соломона, по мысли священного писателя (ст.
27), исполнилось, - без сомнения, помимо воли и намерения Соломона (евр.
лемалле, ст. 27, слав. "якоже сбытися" вполне одинаково по значению с
новозаветным "да сбудется", ?na plhrwqh, Мф I:22 и под. ), - грозное
определение суда Божия на дом предка Авиафара первосвященника Илия (2
Цар III:31-36): после избиения Саулом священников в Номве Авиафар
оставался единственным представителем линии Ифамара (1 Цар XXII:20), и с
его удалением первосвященство переходит, в лице Садока, в старшую линию
потомков Аарона - в линию Елеазара (сн. Чис XXV:13; 1 Пар XXIV:5-6).
28. Слух о казни Адонии и удалении Авиафара побуждает сообщника их
Иоава, видимо, не считавшего себя свободным от подозрений, искать
спасения, по примеру Адонии (I:50), в скинии у жертвенника. "Не
склонялся на сторону Соломона", имя Соломона читается и в принятом
тексте LXX, в Vulg., Chald., слав. ; напротив, во всех евр. рукописях и
печатных изданиях, равно и в Алекс. и Ватиканск. списках 70-ти, стоит
имя Авессалома. Последнее чтение, без сомнения, правильное, имя Соломона
давало бы речи излишний плеоназм: само собою понятно, что Иоав,
сторонник Адонии, не мог быть на стороне Соломона; упоминание же о
неучастии Иоава в мятеже Авессалома может выражать мысль об измене
политических убеждений Давидова военачальника с тех пор.
29. Краткое сообщение евр. -русск. текста распространено вставкой в
70-ти и слав. т. ; по слав. т. : "и посла царь Соломон ко Иоаву,
глаголя: что ти бысть, яко убежал еси во олтарь; и рече Иоав: яко
убояхся от лица твоего, и бежах ко Господу..." - прибавка, имеющая вид
распространительной глоссы. В конце стиха и русск. текст имеет лишнее
против евр. т. : "и похорони его", LXX: kai qayon aeton, - добавление,
может быть, из ст. 31.
31-33. По закону кровомщения (Исх XXI:12-14; Чис XXXV:16-21; Втор
XIX:16-21), на доме Давида как бы тяготела пролитая Иоавом и доселе
неотмщенная кровь Авенира и Амессая (2 Цар III:27; XX:10). Казнь Иоава
снимала эту кровь с Соломона и дома Давида (31).
34. (сн. 31). Позор казни Иоава, однако, не был усилен лишением его
погребения (сн. 3 Цар XIV:11; 4 Цар IX:35); во внимание к прежним
государственным заслугам Иоаваон был погребен даже на собственном
участке, как был обычай (ср. 1 Цар XXV:1).
35. Места опальных военачальника (Иоава) и первосвященника (Авиафара)
занимают, естественно, лица, с самого начала заявившие свою преданность
Соломону (I:8 сл. ): Ванея и Садок. Далее в греческ. и слав. русск.
текстах следует, прибавка, видимо, составленная из разных мест
дальнейшего библейского повествования о Соломоне (напр., см. IV:29-30;
V:15-16; VI:33 и др. ); подобная же вставка имеется в принятом тексте
LXX-ти и после 46 ст. данной главы.
36-46. По подозрению к Семею (сн. ст. 8-9), который мог иметь сильные
связи в родном ему Вениаминовом колене (ср. 2 Цар XIX:19 сл. ), Соломон
связывает его словом (по LXX и слав. - и клятвою: kai qayon aeton, и
заклят его, ст. 37, ср. Иосифа Флав. Древн. VIII, 1, 5) не покидать
Иерусалима, не переходить потока Кедрона - восточной границы Иерусалима
(2 Цар XV:23; 4 Цар XXIII:4, 6, 12; Иер XXXI:40, ср. Onomastic. 610:
теперь - Wadi-en-Nahr), за которой лежали Бахурим, родина Семея. Xотя
отлучка последнего к Анхусу филистимскому (ср. 1 Цар XXI:11; XXVII:2) по
совершенно невинному поводу не давала основания к обвинению Семея в
обнаружении злой воли, но Соломон спешит воспользоваться этим поводом и
за вражду к дому Давидову (ст. 44) казнит Семея (ср. блаж. Феодор, вопр.
8). Заключение главы "и утвердилось царство в руках Соломона", т. е.
благодаря мерам его, описанным в 23-46 ст., - в переводах LXX, Vulg.,
слав. -русск. отнесено к началу III главы, но по свойству
библейско-еврейской историографии замечание это, дающее итог
предыдущего, должно иметь место, занимаемое им в евр. масор. тексте, т.
е. в конце II главы.