|
|
III Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Глава
15
1 В восемнадцатый год царствования Иеровоама, сына Наватова, Авия
воцарился над Иудеями.
2 Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Мааха, дочь
Авессалома.
3 Он ходил во всех грехах отца своего, которые тот делал прежде него, и
сердце его не было предано Господу Богу его, как сердце Давида, отца
его.
4 Но ради Давида Господь Бог его дал ему светильник в Иерусалиме,
восставив по нем сына его и утвердив Иерусалим,
5 потому что Давид делал угодное пред очами Господа и не отступал от
всего того, что Он заповедал ему, во все дни жизни своей, кроме поступка
с Уриею Хеттеянином.
6 И война была между Ровоамом и Иеровоамом во все дни жизни их.
7 Прочие дела Авии, все, что он сделал, описано в летописи царей
Иудейских. И была война между Авиею и Иеровоамом.
8 И почил Авия с отцами своими, и похоронили его в городе Давидовом. И
воцарился Аса, сын его, вместо него.
9 В двадцатый год царствования Иеровоама, царя Израильского, воцарился
Аса над Иудеями
10 и сорок один год царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ана, дочь
Авессалома.
11 Аса делал угодное пред очами Господа, как Давид, отец его.
12 Он изгнал блудников из земли и отверг всех идолов, которых сделали
отцы его,
13 и даже мать свою Ану лишил звания царицы за то, что она сделала
истукан Астарты; и изрубил Аса истукан ее и сжег у потока Кедрона.
14 Высоты же не были уничтожены. Но сердце Асы было предано Господу во
все дни его.
15 И внес он в дом Господень вещи, посвященные отцом его, и вещи,
посвященные им: серебро и золото и сосуды.
16 И война была между Асою и Ваасою, царем Израильским, во все дни их.
17 И вышел Вааса, царь Израильский, против Иудеи и начал строить Раму,
чтобы никто не выходил и не уходил к Асе, царю Иудейскому.
18 И взял Аса все серебро и золото, остававшееся в сокровищницах дома
Господня и в сокровищницах дома царского, и дал его в руки слуг своих, и
послал их царь Аса к Венададу, сыну Тавримона, сына Хезионова, царю
Сирийскому, жившему в Дамаске, и сказал:
19 союз да будет между мною и между тобою, как был между отцом моим и
между отцом твоим; вот, я посылаю тебе в дар серебро и золото; расторгни
союз твой с Ваасою, царем Израильским, чтобы он отошел от меня.
20 И послушался Венадад царя Асы, и послал военачальников своих против
городов Израильских, и поразил Аин и Дан и Авел-Беф-Мааху и весь
Киннероф, по всей земле Неффалима.
21 Услышав о сем, Вааса перестал строить Раму и возвратился в Фирцу.
22 Царь же Аса созвал всех Иудеев, никого не исключая, и вынесли они из
Рамы камни и дерева, которые Вааса употреблял для строения. И выстроил
из них царь Аса Гиву Вениаминову и Мицпу.
23 Все прочие дела Асы и все подвиги его, и все, что он сделал, и
города, которые он построил, описаны в летописи царей Иудейских, кроме
того, что в старости своей он был болен ногами.
24 И почил Аса с отцами своими и погребен с отцами своими в городе
Давида, отца своего. И воцарился Иосафат, сын его, вместо него.
25 Нават же, сын Иеровоамов, воцарился над Израилем во второй год Асы,
царя Иудейского, и царствовал над Израилем два года.
26 И делал он неугодное пред очами Господа, ходил путем отца своего и во
грехах его, которыми тот ввел Израиля в грех.
27 И сделал против него заговор Вааса, сын Ахии, из дома Иссахарова, и
убил его Вааса при Гавафоне Филистимском, когда Нават и все Израильтяне
осаждали Гавафон:
28 и умертвил его Вааса в третий год Асы, царя Иудейского, и воцарился
вместо него.
29 Когда он воцарился, то избил весь дом Иеровоамов, не оставил ни души
у Иеровоама, доколе не истребил его, по слову Господа, которое Он изрек
чрез раба Своего Ахию Силомлянина,
30 за грехи Иеровоама, которые он сам делал и которыми ввел в грех
Израиля, за оскорбление, которым он прогневал Господа Бога Израилева.
31 Прочие дела Навата, все, что он сделал, описано в летописи царей
Израильских.
32 И война была между Асою и Ваасою, царем Израильским, во все дни их.
33 В третий год Асы, царя Иудейского, воцарился Вааса, сын Ахии, над
всеми Израильтянами в Фирце и царствовал двадцать четыре года.
34 И делал неугодное пред очами Господними и ходил путем Иеровоама и во
грехах его, которыми тот ввел в грех Израиля.
1-8.
Царствование Авии Иудейского. 9-24. Царствование Асы. 25-34. Израильские
цари: Нават и Вааса.
1-2. В ст. 1, 7-8 имя Авии по евр. масор. тексту читается: Авиам (по
Гезениусу, в нарицательном значении - vir maritimus), Vulg. : Abiam;
между тем в 2 Пар XIII:1 сл. - Авиа, у 70-ти; в 3 Цар - 'Abiou, а в 2
Пар 'Abia (нарицательное значение последней формы: "отец его Иегова").
Правильной формой следует признать последнюю, как образованную по
образцу других имен с именем Иегова (Авия имеется и в 3 Цар XV:1 по код.
253 у Кенникотта); первая же форма (3 Цар), вероятно, случайная описка
или же представляет созвучие, напр., имен: Xирам, Мирьям и др. ; менее
всего можно видеть здесь (с Бенцингером) намеренное удаление имени
Иегова от имени нечестивого царя. Мааха, мать Авии, по Иосифу Флавию (Древн.
VIII, 10, 1) была внучкой Авессалома (ср. 2 Цар XIV:27), что, по
соображению времени истекшего со времени смерти Авессалома и времени
рождения Ровоама (XIV:21), является более отвечающим обстоятельствам,
хотя и допускает натянутое значение евр. бат (не дочь, а внучка). В 2
Пар XIII:2 вместо имени Авессалома стоит имя некоего Урала, в
противоречии с 2 Пар XI:20.
3-5. Общий характер царствования Авии запечатлен изменой чистому
служению Иегове; это был уже 3-й царь, изменивший первому условию
теократического царя, образец которого навсегда дал Давид, и только ради
Давида сохранялся ему светильник в Иерусалиме, т. е. потомство на
престоле (ст. 4 сн. XI:36). Грехи Давида в отношении мужа Вирсавии (2
Цар XI:4) не подрывали основ теократии.
6. Если в XIV:30 говорилось о войне между Ровоамом и Иеровоамом лишь в
смысле враждебности обоих царей, то здесь - о фактической войне между
Иеровоамом и сыном Ровоама Авиею (о чем подробно в 2 Пар XIII:2-20). Имя
Ровоама здесь (ст. 6), предполагают (напр., проф. Гуляев), стоит вместо
имени Авии (имя последнего, действительно, стоит в евр. тексте 30, 70,
89, 100, 149, 158-246 и др. у Кенникотта). При последнем предположении,
вторая половина ст. 7 представляет лишь несколько измененное,
укороченное повторение ст. 6. В Ватиканском тексте 70-ти нет ст. 6.
7-8. По 2 Пар XIII:2 Авия царствовал 3 года; из снесения ст. 1 и 9
данной главы видно, что это было 3 неполных года. По 2 Пар XIII:21 у
Авии было 14 жен, 22 сына и 16 дочерей.
9-10. По евр. т. ст. 10, имя матери Асы было такое же, как и имя Авии
(ст. 2) - Мааха, и также дочь Авессалома. Такое следование двух цариц с
одним именем и отчеством сомнительно, и предполагают, что в ст. 10
повторено имя матери Авии, имя же матери Асы было иное, не сохранившееся
в евр. т. По 70-ти - 'Ana (но многие тексты, у Гольмеса, напр., 52, 92,
120, 121, 123, 134, 153, имеют Мааха), что, вероятно, представляет
позднейшую корректуру. По раввинам, мать здесь - бабка, но если о матери
царя, занимавшей весьма почетное положение, нередко упоминается (II:19;
4 Цар X:13), то о бабке царя нигде не говорится.
11-15. Xарактер царствования Асы, с теократической точки зрения, был
почти безупречен. Пользуясь десятилетним миром в стране по вступлении
его на престол (2 Пар XIII:23), Аса отдался реформам культа в смысле
приближения его к чистоте и централизации его: изгнал
блудников-гиеродулов, появившихся в Иудее при Ровоаме (XIV:24); всюду
уничтожал идолов и всякие другие предметы идолопоклонства (ср. 2 Пар
XIV:2-4); так поступил он и с идолом Астарты (евр. мифлецет лаашера,
Vulg. : in sacris Priapt - идол фаллического культа, наиболее
омерзительного для евреев) матери своей: он изрубил его и сжег у потока
Кедрона, а мать лишил звания царицы (евр. гебира - обычный титул царицы,
матери царя, ср. 4 Цар X:13), слав. : отстави еже не владети ей. Кедрон
- долина и зимний поток на северо-востоке и на востоке от Иерусалима (2
Цар XV:23 и др. Оnom. 610), теперь Wadi en-Nar. "Ручей Кидрон летом
пересыхал, и потому русло его могло быть избрано местом сожжения идола,
с тем чтобы после первого разлива воды, осенью, не осталось и следа
ненавистного изображения" (проф. Гуляев). Только высоты, посвященные
Истинному Богу (блаж. Феодорит, вопр. 47) и издревле получившие
священное значение (сp. III:2) не были отменены Асою (ст. 14; 2 Пар
XV:17), высоты иных богов Аса уничтожал (2 Пар XIV:2), хотя все же
высоты Соломона были оставлены и существовали до Иосии ( 4 Цар
XXIII:13). В целом, по своим религиозным убеждениям, Аса был верен
Иегове во всю жизнь свою, хотя отдельные поступки его обнаруживали
недостаток живой, безраздельной веры в Иегову и совершенного благочестия
(Сир XLIX:5-6 не называет Асу с лучшими царями: Давидом, Езекиею и
Иосиею). Обнаруженная им ревность по Иегове в первые, мирные годы
царствования (во время которых Аса сильно укрепил многие города царства
и организовал крепкую военную силу, 2 Пар XIV:4-7) была вознаграждена
величественной победой над вторгнувшимся в его пределы миллионным
войском некоего Зарая Ефиоплянина (евр. Зерах (гак) Куши), под которым
обычно разумеют египетского фараона Озоркона, преемника Шишака (егип.
Шешенк) или Сусакима [По мнению митр. Филарета, Зарай Ефиоплянин был
царь мадиамский. Но евр. Куш, Куши, имеющее необходимую связь с именем
сына Xамова - Xуш (Быт X:6 сл. 1 Пар I:6 сн. ), означает в Библии, как и
в науке, только кушитские или самитские племена, обычно: ефиоплян,
египтян и близкие к ним племена (Пс LXVII:32; Ис XX:3-5, XXXVII:9, XI:11
Иер XVI:9 и др), причем Ефиопия иногда берется вместо Египта (4 Цар
XIX:9). Мадианитяне же - семиты, потомки Авраама от Xетурры (Быт XXV:4;
Onomast. 660)], 2 Пар XIV:8-14, причем была захвачена Асою богатая
добыча, из которой Аса немало внес в сокровищницу храма, равно как из
сокровищ отца своего (3 Цар XV:15; 2 Пар XV:18), так и из добытого им
самим (2 Пар XIV:12; XV:18). Однако, несмотря на наставления пророка
Азарии и вызванный ими новый подъем религиозной ревности Асы (2 Пар XV),
Аса впоследствии запятнал себя недостойным актом малодушия и маловерия.
Это было во время войны с Ваасою израильским.
16-22. Xронологическая дата описываемой здесь войны; существует
следующее затруднение. По ст. 16, война была между Асою и Ваасою, 3-м
царем израильским, во все дни их. По ст. 33, Вааса воцарился в 3-й год
Асы и царствовал всего 24 года, т. е. до 26-го (27) года царствования
Асы (продолжавшегося, по ст. 10 - 41 год). Но по 2 Пар XIII:23, в первые
10 лет царствования Асы земля его покоилась (т. е. не имела войны); а по
2 Пар XV:19; XVI:1, война Асы с Ваасою открылась лишь в 36-й год
царствования первого. Так как последнее решительно противоречит указанию
3 Цар, что Вааса уже умер в 26-м году царствования Асы, то в объяснение
этого нельзя указать чего-либо лучшего, как догадку старых толкователей
и Кейля, что дата (2 Пар XVI:1) 36 лет обозначает время, протекшее от
разделения царств при Ровоаме, относительно же цифры 10 лет покоя (2 Пар
XIII:23) можно сказать, что покой этот, во-первых, мог быть короче
(включая 3 года царствования Асы до вступления Ваасы и некоторое число
лет после этого события) и, во-вторых, был, вероятнее всего, столь же
относительным, как и война "во все дни". Повод к столкновению -
укрепление Рамы Ваасою для прекращения сношений Асы с севером. Рама -
имя многих городов и местностей древней Палестины, но здесь, очевидно,
имеется в виду город в Вениаминовом колене (Нав XVIII:25; Суд IV:5;
XIX:13), упоминаемый в известном месте кн. пророка Иеремии (XXXI:15; ср.
Ос V:8 и др. ), на 2 часа пути или, по Евсевию - Иерониму, на 6 римских
миль, к северу от Иерусалима (Onomast. 769), ныне Er-Rama (Robinson,
Palest. II, s. 566 ff. ). Опасения Ваасы, побудившие его укрепить Раму,
чтобы не было случаев переселений из пределов его царства в Иудейское,
имели фактическую основу: после блистательной победы Асы над Зараем
многие из колен Ефремова, Манассиина и Симеонова перешли во владения Асы
(2 Пар XV:9; ср. XI:16).
В случае укрепления Ваасою Рамы [О спасении Рамы, как пограничного этапа
между северным (израильским) и южным (иудейским), весьма обстоятельно и
со всей географической точностью говорится у проф. Ф. Я. Покровского,
цит. соч. с. 25, 31-46], Асе в будущем грозила блокада Иерусалима.
Убоявшись этого, Аса малодушно и преступно искал помощи против
единоплеменного Израильского царства в союзе с царем Сирии (Арама)
Венадада, евр. Бен-Гадад ("сын солнца"), Vulg. : Benadad; иначе LXX:
uioV Ader, слав. : сын Адеров (в пользу чтения LXX, по-видимому, говорит
написание этого имени Bir-idri в Дамасской надписи 654-846 гг. до Р. X.
: равным образом код. 246 Кенн. и кодд. 174, 627 Росси имеют Годар). Три
царя Дамасской Сирии с этим именем встречаются в Библии (3 Цар XV:18,
20; ср. 2 Пар XVI:2; 3 Цар XX:1 сл. 34; 4 Цар VI:24; VIII:7 сл. ), и
это, конечно, не дает еще права считать это название титулом царя
Сирийского (вопреки Кейлю). Предложение Асы Венададу расторгнуть союз с
израильским царем и заключить с ним, подкрепленное дарами из
"оставшегося (т. е. после разграбления Сусакимом, XIV:26) в
сокровищницах дома Господня и дома царского серебра и золота",
свидетельствует о глубокой растерянности Асы и о недостатке веры в
помощь того самого Иеговы, Который недавно чудесно даровал ему поразить
Зарая (2 Пар XIV:10). Союз с иноверцами против единоплеменников был
богопротивен, и его преступности не ослабляло то, что он вызван был уже
ранее состоявшимся союзом израильского царя с сирийским: очевидно, по
разделении Еврейского царства, Сирийское царство чрезвычайно усилилось
(начало усилению положил ещё Разон, 3 Цар XI:23-25), и каждое из
еврейских царств искало его союза для опоры против соседнего евр.
царства (уже Авия, видимо, был в союзе с отцом Венадада, ст. 19). Когда
пророк Анания обличил Асу за то, что, оставив Бога и помощь его, он
искал опоры у сириян, Аса не только не сознал греха своего, но, в
раздражении на него, заключил его в темницу, равно как и притеснял
некоторых из народа, быть может, мысливших одинаково с пророком (2 Пар
XVI:7-10. Ср. блаж. Феодорит, вопр. 47). Внешний успех, хотя и
преступными средствами, Асою на этот раз был достигнут: войска Венадада
вторглись с севера в пределы Израильского царства и этим остановили
дальнейшие завоевательные стремления Ваасы: угрожаемый сирийским царем,
он оставил укрепление Рамы и удалился в Фирцу (ст. 21).
Разоренные сирийскими войсками города (ст. 20), после окончательно
отнятые у Израильского царства ассирийским царем Феглаффелассаром (4 Цар
XV:29), расположены были почти все в Неффалимовом колене: Аин (евр.
Ийон, LXX: 'Ain, слав. Аина, Vulg. : Аhion (Onomast. 41), по Робинзону
(Рalast. III, s. 611), находился на северной границе Палестины, в
обильной водой местности Merg-ajjun близ истоков Иордана, нынешнее
селение Tell-Dibbin. О Дане см. прим. к XII:29. Авел-Беф-Мааха (ср. 2
Цар XX:14-18) - на крайнем севере Израиля, близ Дана, вероятно, нынешний
Abil-el-Kamh, вероятно в древности при потоке, впадавшем в верхний
Иордан, отсюда в 2 Пар XVI:4 назван авел-маим (Авел водный); LXX: 'Abel
oikou Maaca, Vulg. : Abel-domum-Maacha, слав. Авеля дому Маахиина.
Кинкероф (евр. киннерот, ед. ч. Киннерет, в Талмуде гиносар, у И. Флав.
Иуд. война III, 10, 7 сл. : Gennhsar, в Евангелии Gennhsaret (Лк I:5):
область и город (Нав XIX:35; XI:2) этого имени лежали в плодороднейшей
местности к западу от Галилейского (позже Геннисаретского,
Тивериадского) озера. - Разорение этих пограничных городов израильских,
заставившее Ваасу прекратить сооружение крепости в Раме, дало
возможность Асе воспользоваться строительным материалом, собранным
Ваасою для укрепления Рамы, - для возведения крепостей в двух иудейских
пограничных городах: Геве или Гиве Вениаминовой (ср. Нав XVIII:24; 1 Цар
XIV:5; Ис X:29; Onomast. 312), теперь Dscheba (Badeker, Palast, s. 116),
и Мицпе или Массифе - также в Вениаминовом колене (Нав XVIII:26; 1 Цар
VII:5 сл. ср. 4 Цap XXV:23; Onomast 689), ныне Hebi Sanwil (Robinson,
Palastina, II, 361 ff. ); оба города были на расстоянии одного часа и
менее от Рамы, часа на два пути от Иерусалима.
23-24. В обыкновенном заключении о царствовании Асы обращает внимание
замечание: "дела Асы ... описаны в летописи царей Иудейских, кроме того,
что (евр. рак) в старости своей он был болен ногами". По-видимому, это
означает, что известие о болезни Асы взято писателем не из общего
источника - "Летописи царей иудейских", а из какого-то другого источника
(так думает проф. Гуляев, с. 255). Но возможно, что здесь имеется
противоположение вроде следующего: все царствование Асы было счастливо,
только последние годы (два года по 2 Пар XVI:12) омрачены были болезнью
ног (по некоторым - подагра или же ревматизм. Schenkel, Bibel-lexion,
Bd. III, ss. 589-590. Т. Попов. Библейские данные о различных болезнях.
Киев, 1904, с. 84); или же противоположение относительно благочестия Асы
в целой жизни и маловерия при болезни: по 2 Пар XVI:12: "но он в болезни
своей взыскал не Господа, а врачей" (ср. блаж. Феодорит, вопр. 48).
25-26. Нават - евр. Надав, см. прим. к XIV:20. Второй царь израильский
царствовал, очевидно, неполные 2 года, так как воцарился во 2-й год Асы
(ст. 25), а умерщвлен был Ваасою в 3-й год того же царствования (28-33),
как и вообще в определении годов царствования обычно неполные годы
принимаются за полные (Иеровоама, ст. 9; Авии, ст. 1-2, 9). Общий
характер правления 2-го царя израильского был тождествен с направлением
отца его Иеровоама.
27-34. Убийца и преемник Надава, Вааса был уже не из Ефремова колена, а
из колена Иссахарова. Заговор и убийство Надава Ваас произвел во время
осады первым филистимского города Гавафона (евр. Гиббетон, ср. XVI:15),
лежавшего в области колена Данова (Нав XIV:44). Вааса истребил весь род
Иеровоама, так что сбылось пророчество об этом Ахии (ст. 29, 30 ср.
XIV:10 сл. ), но сам он действовал совершенно в духе Иеровоама и первого
его преемника (ст. 34), почему и вызвал на себя и дом свой грозный суд
Божий (XVI:3, 7). Ср. блаж. Феодорит, вопр. 48.