|
|
III Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Глава
16
1 И было слово Господне к Иую, сыну Ананиеву, о Ваасе:
2 за то, что Я поднял тебя из праха и сделал тебя вождем народа Моего
Израиля, ты же пошел путем Иеровоама и ввел в грех народ Мой Израильтян,
чтобы он прогневлял Меня грехами своими,
3 вот, Я отвергну дом Ваасы и дом потомства его и сделаю с домом твоим
то же, что с домом Иеровоама, сына Наватова;
4 кто умрет у Ваасы в городе, того съедят псы; а кто умрет у него на
поле, того склюют птицы небесные.
5 Прочие дела Ваасы, все, что он сделал, и подвиги его описаны в
летописи царей Израильских.
6 И почил Вааса с отцами своими, и погребен в Фирце. И воцарился Ила,
сын его, вместо него.
7 Но чрез Иуя, сына Ананиева, уже было сказано слово Господне о Ваасе и
о доме его и о всем зле, какое он делал пред очами Господа, раздражая
Его делами рук своих, подражая дому Иеровоамову, за что он истреблен
был.
8 В двадцать шестой год Асы, царя Иудейского, воцарился Ила, сын Ваасы,
над Израилем в Фирце, и царствовал два года.
9 И составил против него заговор раб его Замврий, начальствовавший над
половиною колесниц. Когда он в Фирце напился допьяна в доме Арсы,
начальствующего над дворцом в Фирце,
10 тогда вошел Замврий, поразил его и умертвил его, в двадцать седьмой
год Асы, царя Иудейского, и воцарился вместо него.
11 Когда он воцарился и сел на престоле его, то истребил весь дом Ваасы,
не оставив ему мочащегося к стене, ни родственников его, ни друзей его.
12 И истребил Замврий весь дом Ваасы, по слову Господа, которое Он изрек
о Ваасе чрез Иуя пророка,
13 за все грехи Ваасы и за грехи Илы, сына его, которые они сами делали
и которыми вводили Израиля в грех, раздражая Господа Бога Израилева
своими идолами.
14 Прочие дела Илы, все, что он сделал, описано в летописи царей
Израильских.
15 В двадцать седьмой год Асы, царя Иудейского, воцарился Замврий и
царствовал семь дней в Фирце, когда народ осаждал Гавафон Филистимский.
16 Когда народ осаждавший услышал, что Замврий сделал заговор и умертвил
царя, то все Израильтяне воцарили Амврия, военачальника, над Израилем в
тот же день, в стане.
17 И отступили Амврий и все Израильтяне с ним от Гавафона и осадили
Фирцу.
18 Когда увидел Замврий, что город взят, вошел во внутреннюю комнату
царского дома и зажег за собою царский дом огнем и погиб
19 за свои грехи, в чем он согрешил, делая неугодное пред очами
Господними, ходя путем Иеровоама и во грехах его, которые тот сделал,
чтобы ввести Израиля в грех.
20 Прочие дела Замврия и заговор его, который он составил, описаны в
летописи царей Израильских.
21 Тогда разделился народ Израильский надвое: половина народа стояла за
Фамния, сына Гонафова, чтобы воцарить его, а половина за Амврия.
22 И одержал верх народ, который за Амврия, над народом, который за
Фамния, сына Гонафова, и умер Фамний, и воцарился Амврий.
23 В тридцать первый год Асы, царя Иудейского, воцарился Амврий над
Израилем и царствовал двенадцать лет. В Фирце он царствовал шесть лет.
24 И купил Амврий гору Семерон у Семира за два таланта серебра, и
застроил гору, и назвал построенный им город Самариею, по имени Семира,
владельца горы.
25 И делал Амврий неугодное пред очами Господа и поступал хуже всех
бывших перед ним.
26 Он во всем ходил путем Иеровоама, сына Наватова, и во грехах его,
которыми тот ввел в грех Израильтян, чтобы прогневлять Господа Бога
Израилева идолами своими.
27 Прочие дела Амврия, которые он сделал, и мужество, которое он
показал, описаны в летописи царей Израильских.
28 И почил Амврий с отцами своими и погребен в Самарии. И воцарился
Ахав, сын его, вместо него.
29 Ахав, сын Амвриев, воцарился над Израилем в тридцать восьмой год Асы,
царя Иудейского, и царствовал Ахав, сын Амврия, над Израилем в Самарии
двадцать два года.
30 И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех
бывших прежде него.
31 Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял
себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу
и поклоняться ему.
32 И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в
Самарии.
33 И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были
прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева, [и
погубил душу свою].
34 В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме
он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота
его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина.
1-7.
Суд Божий над Ваасою, царем Израильским. 8-33. Другие цари Израильские,
современные Асе Иудейскому: Ила (8-10), Замврий (10-15), Фамний (21-22),
Амврий (23-28) и Ахав (29-33). 34. Неугодное Иегове восстановление
Иерихона.
1-7. Впервые по разделении выступает здесь пророк в Израильском царстве
(Вефильский старец-пророк, гл. XIII, не выступает в качестве
общественного деятеля и учителя): и десятиколенное царство, несмотря на
измену Иегове, оставалось народом Божиим, в котором очень многие члены
были связаны самыми тесными связями веры и любви к храму Соломонову с
царством Иудейским, и кроме того, в будущем имели образовать с последним
один народ Божий. Имя пророка Ииуя (евр. Йегу, Vulg. : Iehu),
тождественное с именем одного из царей израильских (4 Цар IX:2 сл. ),
встречается только в данном месте и 2 Пар XIX:2 сл. (ср. 2 Пар XX:34);
вероятно, отец пророка Ииуя Анания (3 Цар XVI:1) - одно лицо с пророком
Ананиею, обличившим Асу и вверженным им в темницу (2 Пар XVI:7, 10).
Грозное пророчества Ииуя на дом Ваасы (ст. 3-4) изложено в выражениях,
близко напоминающих пророчества: Ахии - на дом Иеровоама (XIV:10-11) и
пророка Илии - на дом Ахава (XXI:23-24).
8-10. Два года царствования 4-го израильского царя Илы были неполные
(ср. ст. 10, 15). 3аговорщик 3амврий, начальник половины царской конницы
(ср. IX:19; X:26), воспользовался опьянением Илы на пиру у некоего
царедворца Арсы, а также (ср. И. Флав. Древн. VIII, 12, 4) отсутствием
царских военачальников и войск, направленных для осады Гавафона (ср. ст.
15 и XV:27).
11-15. При второй революции в Израильском царстве Замврием было
произведено еще более решительное истребление низложенной династии
Ваасы, чем как поступил Вааса по отношению к династии Иеровоама (XV:29).
Царствование Замврия продолжалось лишь 7 дней - пока не дошел об этом
слух до войска израильского, осаждавшего Гавафон, которое немедленно
провозгласило царем военачальника Амврия (евр. Омри).
16-21. Теперь началось междуцарствие. Осажденный возвратившимся с
Амврием войском, Замврий кончает жизнь самоубийством, как скоро город
был взят: он сжег себя и царский дворец, зайдя во внутреннюю и
возвышенную комнату его (евр. армон, возвышенный чертог [Так называлась
в больших домах часть, возвышавшаяся над общим уровнем здания. В домах
богатых мирных жителей в этой части, как наиболее безопасной, помещались
женщины; в домах, могущих подвергаться нападениям, эта часть составляла
укрепленное место, последнее убежище (проф. Гуляев, с. 258). Ср. Fr.
Botrther, Neue exegetisch - kritische Aerenlese zum Alten Testament
Leipzig. 1864, II, s. 100. R Kittel. Die Bucher der Konige. Gottingen.
1900, s. 131. I Benzinger. Die Bucher der Konige. Tubingen. 1899, s.
103]; LXX: antpon, Vulg. : palatium). "И мы научаемся через сие, -
говорит блаж. Феодорит (вопр. 48), - что живущих порочно Владыка Бог
карает одних через других, и одного порочного предает другому более
порочному, употребляя последнего как бы вместо исполнителя казни". За 7
дней своего царствования (15 ст. ), Замврий, конечно, не мог заявить
себя ярым последователем Иеровоама (ст. 19), но приверженность к культу
последнего он мог проявить и до своего революционного шага.
22-23. Четыре года с 27 года царствования Асы (ст. 15) до 31-го года
этого царствования (ст. 23) продолжалось совместное царствование Амврия
с противником своим, Фамнией, сыном Гонафа; и только после смерти
последнего (и, по LXX, еще брата его Иорама: kai apeqane Qabni) kai
Iwram o adelfoV autou 'en tw kairw ekeinw; слав. : умре Фамний и Иорам
брат его во время оно, - замечание, которое могло принадлежать
подлиннику, хотя и не сохранилось в масор. т., Амврий стал
единодержавным правителем десятиколенного царства. 12 лет его
царствования, несомненно, не полные (по ст. 15-16, Амврий воцарен был
войском в 27-м году царствования Асы, а по ст. 29, сын Амврия Ахав
воцарился в 38-м году Асы, след. на царствование Амврия падает 11 лет с
месяцами), распадаются так: половину этого времени, 6 лет, Амврий жил в
Фирце (ст. 23), причем первые 4 года из них царствовал одновременно с
Фамнием, а последние 6 лет царствовал, живя уже в Самарии (ст. 24).
24. Желая иметь, может быть, более укрепленную и неприступную по самому
физическому положению столицу, Амврий купил у некоего Семира гору и на
ней построил город Самарию (евр. Шомерон), сделавшийся с тех пор
постоянной столицей Израильского царства, известную и в клинообразных
надписях ассирийских под именем Samerina (арамейск. Шамерайн, 1 Езд
IV:10, 17; греч. Samareia, лат. Samaria; ср. Оnomast. 822). Ирод Великий
впоследствии вновь обстроил этот город, назвав его в честь Императора
Августою, по греч. Севастою (Sebasth). (И. Флав. Древн. 15, 7, 7;
Robinson. Palastin., III, 365 ff. ). "Так, от Семира гора названа
Семирин, а от горы город: Самария. Самария же есть город, именуемый ныне
Севастиею. В ней имели дом цари десяти колен. А когда десять колен
отведены были в плен, и земля та сделалась пустою, цари ассирийские
переселили в оные города жителей из восточных стран. И они от Самарии
стали именоваться самарянами" (блаж. Феодорит, вопр. 48). Гора Семерон и
город Самария находились недалеко к востоку от прежней израильской
столицы Фирцы и северо-восточнее самой первой столицы Израильского
царства - Сихема. Сгоревший в Фирце дворец царский (ст. 18),
по-видимому, не был восстановлен, и Амврий в выборе места для новой
столицы, естественно остановился на Семероне - Самарии, отнюдь не
уступавшей в красоте положения доселешней столице Фирце (ср. Ис
XXVIII:1-4): расположенная на круглой красивой возвышенности, Самария
высилась (на 100 метров - 46 сажень) над плодородной котлообразной
равниной, с холмами и деревнями, а возвышенное положение города давало
возможность надлежаще укрепить его, два таланта серебра на наши деньги
составляют свыше 4000 руб.
25-26. В религиозно-нравственном отношении царствование Амврия было не
только повторением грехов предыдущих царствований, начиная с Иеровоама,
но было чем-то хуже всех предыдущих: может быть, Амврий не только
примером увлекал подданных к богопротивному культу тельцов (названных в
ст. 26, как и в 13, идолами, евр. гавалим, LXX: mataia, Vulg. :
vanitates, слав. суетных), но и пытался укрепить этот культ
законодательными мерами: "сохранились у вас обычаи (с евр. хуккот,
законы, учреждения) Амврия, и все дела дома Ахавова", упрекал пророк
Михей (Мих VI:16) израильтян еще спустя более 150 лет.
27-28. В гражданском и политическом отношении Амврий, основатель сильной
династии Омридов, был известен не только как строитель и администратор
государства, но и мужественный, воинственный вождь и завоеватель:
библейский текст (ст. 27) приписывает ему особое "мужество" (евр.
гебура), обнаруживавшееся, конечно, в воинских подвигах, какое усвояется
немногим царям (Ваасе, ст. 5; Иосафату, XXII:46; Иоасу Израильскому, 4
Цар XIII:12). Об Амврии и его династии знают клинообразные ассирийские
надписи; о завоевательных действиях его против моавитян говорит
известная надпись моавитского царя Меши (с. 4, 7).
29-33. Общий взгляд на царствование 8-го израильского царя, сына Амврия,
Ахава: (LXX: Acaab, слав. : Ахаав) крайнее нечестие этого царя.
Отдельные события его царствования излагаются ниже: гл. XVII-XXII:40;
здесь же (XVI:30-33) делается общее введение к повествованию о
царствовании Ахава и устанавливается религиозно-теократическая точка
зрения на деятельность Ахава, его религиозный синкретизм. С точки зрении
политических интересов страны Израильской, сближение Ахава с финикийским
царем могло быть столь же благодетельно в культурном смысле для
Израильского царства, как и сношения Соломона с Xирамом - для царства
Еврейского. Для Ахава, кроме того, могло быть особое побуждение
обратиться к Финикии за помощью и союзом: предусмотрительный политик
должен был противопоставить угрожающей с востока силе завоевательной
Сирии и Ассирии сплоченный союз Израиля и Финикии. Но полезный в
политико-экономическом отношении союз Ахава с Финикией оказался
чрезвычайно вредным в религиозно-нравственном отношении: не
довольствуясь близким к язычеству почитанием Иеговы в образе золотых
тельцов, Ахав, вследствие брака своего с Иезавелью, дочерью финикийского
царя Ефваала (евр. Етбаал, у И. Флав. Древн. VIII, 13, 1-2; прот. Апиона
I:18 - eiqwbaloV), бывшего жрецом Ваала и Астарты, - ввел в Израильском
царстве формальное отправление культа Ваала [ О культе Ваала см. Movers,
Religion der Phonic., s. 184. Кейль, Руководство к библейской
археологии, рус. перев. (Киев 1871), ч. I. с. 571 сл. М. Пальмов,
Идолопоклонство у древних евреев. Спб. 1897, с. 217-234. О хамманим и
маццебот - у проф. А. А Олесницкого, Мегалитические памятники святой
земли, Спб., 1895, с. 60-78] (евр. (габ. ) Баал, господин, владыка).
Ваал первоначально (как и вавилонск. Бель) общее семитское название
божества, но затем специально собственное имя главного финикийского бога
солнца, преимущественно как носителя и принципа физической жизни, и
производительной силы природы, мыслимой в качестве истечения из существа
Ваала. Как богу солнца, Ваалу посвящались: 1) т. наз. хамманим,
солнечные или огненные столбы или конусообразные статуи (Ис XVIII:8; 2
Пар XXXIV:4) - из золота, смарагда (в храме Тирского Ваала - Мелькарта
стояли две таких статуи - одна из золота, другая из смарагда. Herodot,
II, 44); 2) маццебот - статуи или вообще памятники из камней, а также
деревянные стелы (Лев XXVI:1 и др. ): такую стелу (евр. маццеба) сделал
Ахав для Ваала в Самарии, и только сын его Иорам удалил ее (4 Цар
III:2); впоследствии много статуй Ваала было уничтожено и сожжено Ииуем
(4 Цар X:26-27); 3) наконец, Ваалу, как главному из языческих божеств,
посвящались капища и храмы (Суд IX:4, 46; 3 Цар XVI:32; 4 Цар X:21, 25;
XI:8; 2 Пар XXIII:17). Такой храм Ваалу соорудил и Ахав в Самарии (ст.
32), вероятно, под влиянием фанатично преданной этому культу жены своей
Иезавели, сделавшейся в Библии синонимом нечестия и порочности (Откр
II:20). Рядом с мужским божеством Ваалом Ахав ввел и женское Астарту -
Ашеру (ср. XIV:15), которой посвятил особую статую с рощей при ней (ст.
33). Как широко развит и как сложно организован был введенный в
Израильском царстве Ахавом культ Ваала и Астарты, видно из того, что при
Ахаве здесь было 450 пророков Ваала, 400 пророков Астарты - Ашеры (3 Цар
XVIII:19).
34. Показателем нечестия народного в Израильском царстве явилось и
богопротивное, вопреки заклятию Иисуса Навина (Нав VI:25),
восстановление или собственно укрепление (ср. XI:27; XII:25) Иерихона
(он и ранее, напр., при Давиде не был необитаем, 2 Цар X:5) неким
Ахиилом из Вефиля, причем над этим нарушителем клятвы во всей точности
сбылось грозное слово Иисуса Навина о гибели первенца строителя и
младшего сына его. Иерихон (евр. йерихо, LXX: 'Iericw, Vulg. : Iericho),
лежащий недалеко от Иордана на правом берегу его, близ Мертвого моря, в
области Вениаминова колена (Нав XVIII:21), но теперь принадлежавший
Израильскому царству (4 Цар II:5, 18), славился плодородием, бальзамом,
розами, пальмами (почему и назывался ир гатамарим, город пальм, Втор
XXXIV:3; Суд I:16; III:13). По своему положению Иерихон был ключом
святой земли, занятие которого отдавало всю Палестину в руки евреев (Нав
II:1, 24; VI:1 сл. ) и вместе было началом победы религии и истинного
Бога над ханаанским язычеством. Теперь, при Ахаве, совершился резкий
поворот Израиля в сторону этого самого язычества (культов Ваала и
Астарты, ст. 31-33), и воссоздание Иерихона, этого древнего оплота
ханаанского языческого населения, явилось теперь печальным знамением
времени: Израиль в лице Ахава отрицал теперь истинного Бога, отрицал и
Его спасительное, чудодейственное водительство Израилем, благодаря
которому некогда пал Иерихон [По Евсевию и блаж. Иерониму (Onomast.
553), Иерихон, вновь разрушенный римлянами, был восстановлен опять, и
этот 3-й город существовал в их время, причем сохранялись и остатки двух
первых городов. Теперь - Ериха, в 6 часах к югу от Иерусалима]. Таким
образом, замечание ст. 34, имея тесную связь со ст. 31-33, вместе
образует переход к повествованию об обличителе Ахава пророке Илии,
XVII:1 и сл.