|
|
III Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Глава
12
1 И пошел Ровоам в Сихем, ибо в Сихем пришли все Израильтяне, чтобы
воцарить его.
2 И услышал о том Иеровоам, сын Наватов, когда находился еще в Египте,
куда убежал от царя Соломона, и возвратился Иеровоам из Египта;
3 и послали за ним и призвали его. Тогда Иеровоам и все собрание
Израильтян пришли и говорили [царю] Ровоаму и сказали:
4 отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нам жестокую работу
отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем
служить тебе.
5 И сказал он им: пойдите и чрез три дня опять придите ко мне. И пошел
народ.
6 Царь Ровоам советовался со старцами, которые предстояли пред
Соломоном, отцом его, при жизни его, и говорил: как посоветуете вы мне
отвечать сему народу?
7 Они говорили ему и сказали: если ты на сей день будешь слугою народу
сему и услужишь ему, и удовлетворишь им и будешь говорить им ласково, то
они будут твоими рабами на все дни.
8 Но он пренебрег совет старцев, что они советовали ему, и советовался с
молодыми людьми, которые выросли вместе с ним и которые предстояли пред
ним,
9 и сказал им: что вы посоветуете мне отвечать народу сему, который
говорил мне и сказал: `облегчи иго, которое наложил на нас отец твой'?
10 И говорили ему молодые люди, которые выросли вместе с ним, и сказали:
так скажи народу сему, который говорил тебе и сказал: `отец твой наложил
на нас тяжкое иго, ты же облегчи нас'; так скажи им: `мой мизинец толще
чресл отца моего;
11 итак, если отец мой обременял вас тяжким игом, то я увеличу иго ваше;
отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами'.
12 Иеровоам и весь народ пришли к Ровоаму на третий день, как приказал
царь, сказав: придите ко мне на третий день.
13 И отвечал царь народу сурово и пренебрег совет старцев, что они
советовали ему;
14 и говорил он по совету молодых людей и сказал: отец мой наложил на
вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я
буду наказывать вас скорпионами.
15 И не послушал царь народа, ибо так суждено было Господом, чтобы
исполнилось слово Его, которое изрек Господь чрез Ахию Силомлянина
Иеровоаму, сыну Наватову.
16 И увидели все Израильтяне, что царь не послушал их. И отвечал народ
царю и сказал: какая нам часть в Давиде? нет нам доли в сыне Иессеевом;
по шатрам своим, Израиль! теперь знай свой дом, Давид! И разошелся
Израиль по шатрам своим.
17 Только над сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных, царствовал
Ровоам.
18 И послал царь Ровоам Адонирама, начальника над податью; но все
Израильтяне забросали его каменьями, и он умер; царь же Ровоам поспешно
взошел на колесницу, чтоб убежать в Иерусалим.
19 И отложился Израиль от дома Давидова до сего дня.
20 Когда услышали все Израильтяне, что Иеровоам возвратился [из Египта],
то послали и призвали его в собрание, и воцарили его над всеми
Израильтянами. За домом Давидовым не осталось никого, кроме колена
Иудина [и Вениаминова].
21 Ровоам, прибыв в Иерусалим, собрал из всего дома Иудина и из колена
Вениаминова сто восемьдесят тысяч отборных воинов, дабы воевать с домом
Израилевым для того, чтобы возвратить царство Ровоаму, сыну Соломонову.
22 И было слово Божие к Самею, человеку Божию, и сказано:
23 скажи Ровоаму, сыну Соломонову, царю Иудейскому, и всему дому Иудину
и Вениаминову и прочему народу:
24 так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями
вашими, сынами Израилевыми; возвратитесь каждый в дом свой, ибо от Меня
это было. И послушались они слова Господня и пошли назад по слову
Господню.
25 И обстроил Иеровоам Сихем на горе Ефремовой и поселился в нем; оттуда
пошел и построил Пенуил.
26 И говорил Иеровоам в сердце своем: царство может опять перейти к дому
Давидову;
27 если народ сей будет ходить в Иерусалим для жертвоприношения в доме
Господнем, то сердце народа сего обратится к государю своему, к Ровоаму,
царю Иудейскому, и убьют они меня и возвратятся к Ровоаму, царю
Иудейскому.
28 И посоветовавшись царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]:
не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели
тебя из земли Египетской.
29 И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане.
30 И повело это ко греху, ибо народ стал ходить к одному из них, даже в
Дан, [и оставили храм Господень].
31 И построил он капище на высоте и поставил из народа священников,
которые не были из сынов Левииных.
32 И установил Иеровоам праздник в восьмой месяц, в пятнадцатый день
месяца, подобный тому празднику, какой был в Иудее, и приносил жертвы на
жертвеннике; то же сделал он в Вефиле, чтобы приносить жертву тельцам,
которых сделал. И поставил в Вефиле священников высот, которые устроил,
33 и принес жертвы на жертвеннике, который он сделал в Вефиле, в
пятнадцатый день восьмого месяца, месяца, который он произвольно
назначил; и установил праздник для сынов Израилевых, и подошел к
жертвеннику, чтобы совершить курение.
1-25.
Разделение Еврейского царства на два: Иудейское (южное) и Израильское
(северное), 26-33. Введенный Иеровоамом в Израильском царстве культ
золотых тельцов и произвольное изменение им порядков в богослужении.
1-3. Сихем - город в Ефремовом колене, у подошвы г. Гаризима (Onomast.
895), известный издревле по священным воспоминаниям (ср. Быт XII:6; Нав
XXIV:1 сл. ), и по разделении царства еврейского на два бывший до
построения Самарии одной из столиц северного Израильского царства. - "Воцарить"
Ровоама - после того, как он уже воцарился (XI:43), т. е. подтвердить
воцарение Ровоама и над прочими коленами, а не только над коленом
Иудиным, собрались, без сомнения, представители этих других колен -
"Израильтяне", а не Иудина колена, уже признавшего Ровоама в царском
достоинстве. "Иеровоам, вызванный из Египта своими единомышленниками,
был душой сего собрания", причем самое место - Сихем - было "избрано для
собрания, вероятно, потому, что народ свободнее мог здесь действовать,
нежели в Иерусалиме" (Филарет. Начертание Церковно-библейской истории,
с. 231).
4. В словах народных представителей 10 колен выражается обратная или
теневая сторона блестящего царствования Соломона: блеск этот требовал
для своего поддержания великого напряжения народной силы: тяжкое иго
(евр. : сот, греч. : kloioV, Vulg. : jugum - ярмо животных, Чис XIX:2;
Втор XXI:3; 1 Цар VI:7, а затем - рабская работа, принудительная, Втор
XXVIII:48; Лев XXVI:13) и жестокая работа стали уделом народа. В этом
случае исполнялось пророческое слово Самуила о тягостных последствиях
для народного благосостояния со стороны деспотически организованной
царской власти (1 Цар VIII:11-17). Однако при суждении о жалобах
представителей 10 колен следует иметь в виду, что жалобы эти выходят из
уст толпы, ревниво относившейся к царственному колену Иудину (ср. 2 Цар
XIX:41-43), руководимой бунтовщиком Иеровоамом и готовой уже к
отпадению, след. могли сильно преувеличивать действительное положение
повинностей: из IX:21-22, ср. 2 Пар VIII:9, известно, что Соломон при
распределении государственных работ делал различие между природными
евреями и хананеями; вообще об угнетениях народа повинностями во всем
предыдущем повествовании нет речи. Истинный мотив настоящего требования
заключался, как видно из ст. 16, в давней розни и отчуждении "Израиля",
т. е. 10 северных колен, от Иуды, т. е. населения южной части
Палестинской территории: колен Иудина и Вениаминова с прибавлением
некоторых элементов из др. колен (Симеонова, Левиина и проч. ). Эта
рознь и была действительной причиной отпадения Израиля от дома Давидова
(ст. 19). Ср. Филарета, Начертание Церковно-библейской истории, с. 231;
проф. Я. А. Богородского, Еврейские цари, Казань, 1834, с. 423 сл. ;
проф. Ф. Я. Покровского, Разделение Еврейского царства, с. 280 сл.
5-15. Неразумный ответ Ровоама представителям (ст. 14, ср. Сир XLIX:27),
вызвавший раздражение их и побудивший к решению отложиться от дома
Давидова (ст. 16), есть, таким образом, не более как повод к обнаружению
и разрешению давней неприязни 10 колен к колену Иудину и династии
Давида. Однако нельзя оправдать и поведения Ровоама: он пренебрег
благоразумным советом старцев, "которые предстояли пред Соломоном" (ст.
6, 8), т. е. истинных советников Соломона, членов его придворной
коллегии (ср. IV:2-6), и послушал высокомерного совета молодых
советников своих, "которые выросли вместе с ним" (8: при восточных
дворах царских наследные принцы воспитывались в круге придворных
юношей-сверстников). Последние "называются отроками, 3 Цар XII:8, как и
сам Ровоам называется юнейшим 2 Пар XIII:7, не столько по возрасту (ибо
сей имел уже в сие время 41 год от рождения), сколько по незрелости
рассудка и по неопытности" (Филарет, цит. соч. 232, прим. ). Прямо
непонятно крайнее ослепление Ровоама гордостью, при котором он так
превозносится пред отцом своим (10, 14). В объяснение этого можно
привести мысль свящ. писателя: "так суждено было Господом" (евр. сибба
меим Иегова, LXX: metastrofh h para тоu Kuriou, слав. : превращение от
Господа, ст. 15), как после Иегова через пророка Самея объявил Ровоаму и
царству его, что отпадение Израиля произошло по воле Божией; но,
конечно, воля Божия лишь не стесняла естественных, в данном случае
дурных движений воли человеческой - Ровоама, Иеровоама и мятежников из
10 колен. Здесь имело место подобное же действие Божие, как в
ожесточении сердца Фараона (Исх XIV:4 и др., ср. Рим IX:17). Цель
божественного попущения печального распадения богоизбранного народа на
два враждебные царства, очевидно, состоит в наказании династии Давида и
народа за факты неверности Соломона и народа Иегове. Ср. блаж. Феодорит,
вопр. 40.
16. Слова: "какая нам часть в Давиде...", - старый революционный клич
недовольных династией Давида, слышавшийся еще во время возмущения Савея
при Давиде (ср. 2 Цар XX:1), теперь произнесенный со всей решительностью
и бесповоротностью. Относительно выражения "по шатрам своим" (евр.
огалеха, огалав) некоторые полагают, что первоначальное чтение его было
иное: "к богам своим" (элогеха, элогав) и что настоящее чтение,
получившееся через перестановку одной буквы на место другой (??? и ???)
явилось корректурою текста, так как это воззвание находили несогласным с
общим мнением, что израильтяне во время Соломона были чистыми
поклонниками Иеговы (проф. Д. А. Xвольсон. История ветхозаветного текста
и очерк древнейших его переводов по их отношению к подлиннику и между
собою. Xрист. Чтен. 1874, май, с. 50-53; проф. Ф. Я. Покровский,
Разделение Еврейского царства, с. 239 прим. ). При настоящем чтении
воззвание ("по шатрам своим...") имеет отношение ко времени
странствования евреев по пустыне, когда стан народный был рассположен по
коленам.
17. К Ровоаму, кроме колен Иудина и Вениаминова, присоединились также
израильтяне Симеонова колена, жившие в пределах колена Иудина (Нав
XIX:1-9; Иуд. I:3 сл. ), а равно многие из Левиина и др. колен (2 Пар
X:12-16). Все же царство Иудейское равнялось не более 1/4 владений
Соломона. Заиорданье также принадлежало Израильскому царству (ст. 25).
18. Ровоам, однако, не терял, по-видимому, надежды убедить израильтян к
покорности и с этой целью посылает к ним для увещаний и переговоров
начальника над податьми Адонирама (евр. : Адорам, ср. IV:6 и 2 Цар
XX:24); но вид ненавистного им по самому роду службы чиновника привел их
в ярость, и они побили Адонирама камнями, а Ровоам должен был поспешно
спасаться бегством в Иерусалим.
19. "Отложился Израиль от дома Давидова": отложился, евр. : "согрешил"
(глагол паша одного корня с пеша, грех), - так как оставил богоизбраный
дом Давида, а вместе с тем и храм Иерусалимский (ср. ст. 26 сл. ) и
вообще общую теократическую организацию. - "До сего дня" - выражение,
которого не мог употребить писатель, переживший падение Израильского
царства, отведение израильтян в ассирийский плен и падение Иудейского
царства (4 Цар XVII и XXV), - а лишь лицо, не дожившее до падения обоих
царств, т. е. один из составителей "Летописей царей иудейских и
израильских" (Проф. Юнгеров. Прав. Собес. 1905, июль-авг. 418 с. ).
20. Оставаться без царя израильтяне не могли, и главенствующее среди них
Ефремово колено выдвинуло, как единственного кандидата на престол,
ефремлянина Иеровоама, за которого говорили его прошлые освободительные
(с точки зрения ефремлян) стремления; он и сделался царем над 10
коленами. За Ровоамом остались Иудино колено, Вениаминово (LXX слав. ),
с указанными выше добавлениями из др. колен.
21-24. Ровоам решился было на последнее средство - присоединить к своему
царству непокорных израильтян: он собрал значительное войско из колен
Иудина, Вениаминова и др. - 180 тысяч (это он мог легко и скоро сделать:
в одном Иудином колене, по бывшей при Давиде переписи, оказалось 500 000
человек, способных носить оружие, 2 Цар XXIV:9). Но братоубийственная
война на этот раз была предотвращена пророком Самеем или Семаиею
(жившим, вероятно, в Иерусалиме), который именем Иеговы еще раз
засвидетельствовал, что распадение единого Еврейского царства
совершилось по воле Божией, и что борьба бесцельна (ср. 2 Пар XI:2-5). В
Ватиканском кодексе греч. перевода после ст. 24 следует вставка,
составленная из разных библейских замечаний о царствовании Иеровоама.
25. Первым делом Иеровоама было внешнее укрепление своего государства:
постройка и укрепление важнейших в каком-либо отношении городов Сихема и
Пенуила. Оба города давно существовали - с патриархальных времен: Сихем
известен из истории Авраама (Быт XII:6), Иакова (Быт XXXIII:18-XXXIV) и
Иисуса Навина (Нав XX:7; XXIV:1); сыном Гедеона Авимелехом он был
разрушен (Суд IX:45), но затем был восстановлен (ст. 1 данной главы), и
Иеровоам должен был лишь укрепить и обстроить Сихем как столицу в начале
своего царствования. Пенуиль, у 70-ти слав. Fanouhl. Фануил, встречается
в истории патр. Иакова (Быт XXXII:30. Onomast. 918), находился при
потоке Иавоке в Заиорданье (сближается теперь с развалинами Эл-Маара).
Гедеоном впоследствии был разрушен (Суд VIII:9, 17). Иеровоам укрепляет
его частью против нападений моавитян, частью от Иудейского царства. По
предположению Stada (Gesch. I, 351), Иеровоам даже перенес резиденцию
свою за Иордан в Пенуил по случаю разрушения Сихема при нашествии
Сусакима (XIV:25).
26-27. Иеровоам чувствует опасность для своего царства и с другой
стороны - со стороны интимной религиозной связи израильтян с Иерусалимом
и храмом: разделением царства на два разорвана была лишь династическая
связь между обоими царствами, но религиозное тяготение Израиля к храму
Соломонову оставалось во всей силе, выражаясь в частых посещениях
израильтянами Иерусалимского храма для жертвоприношений (ст. 27, 2 Пар
XI:16). Это, по справедливому опасению Иеровоама, могло со временем
привести к слиянию обоих царств, и, конечно, под скипетром потомка
Давидова - Ровоама. И вот, для предотвращения этого нежелательного для
Иеровоам исхода, он углубляет образовавшееся разделение единоплеменного
народа религиозным расколом между двумя царствами - введением нового
богослужебного культа для своего, Израильского, царства. "Так благодарит
он Бога, давшего ему царство! Так верует Богу, обещавшему сохранить
оное!" (Филарет, с. 233, прим. ).
28-33. Сущность религиозной реформы Иеровоама, задуманной и выполненной
по указанным политическим мотивам, состояла в том, что, посоветовавшись,
может быть, с главами государства, он слил (XIV:9) двух золотых тельцов
(по LXX: duo damaleiV, так и блаж. Феодорит, вопр. 42; слав. : две юницы
златы), поставил их на противоположных концах своего царства - южном, -
в Вефиле (евр. Бет-эл - на границе колен Ефремова и Вениаминова, Нав
VIII:9; Быт XXVIII:10 сл. ; XXXV:14; Onomast. 205. теперь Betin) и
северном - в Дане (прежде Лахис, Нав XIX:47; Суд XVIII:19; Иер IV:15,
получил название "Дан" от колена этого имени; по И. Флав. Древн. VIII,
3, 4, ср. V, 3, 1, лежал у истоков Малого Иордана, близ Сидона; по
Евсевию и Иерониму, самое название "Иордан" происходит от слова "Дан",
Onomast. 308; теперь Дан - Tell-el-Kadi); поставил "на пределах царства,
чтобы, одни, приходя к одной (юнице), а другие к другой, и не
затрудняясь в этом по причине близости, охотно согласились не ходить в
столицу" (блаж. Феодорит, вопр. 42). Xотя оба эти пункта могли и ранее
почитаться священными, по крайней мере, о Вефиле это известно, но при
назначении средоточных пунктов богослужения Иеровоам руководился,
видимо, соображением удобства посещения этих святынь и возможно большей
децентрализации культа. По мысли Иеровоама, в тельцах его представлен
был образ истинного Бога, Иеговы (по И. Флав. , Древн. VIII, 8, 4,
Иеровоам соорудил "два тельца в виде символических представителей
Господа Бога"), почему он усвояет им изведение Израиля из Египта (ст.
28, сн. Исх XXXII:4, 8) и затем устрояет храмы для них (31 ст. ) и
учреждает культ по образцу Иерусалимского (31-32), с теми двумя
изменениями, что ввел всеобщее священство, с уничтожением исключительных
прав на него Левиина колена (ст. 31, 2 Пар XI, 14; "В этом одном, -
замечает блаж. Феодорит, - поступал разумно, потому что священники Божии
не должны были служить тем, которые не боги"), и праздник Кущей (не
названный прямо в тексте, ср. Суд XXI:19; Иез XLV:25) перенес с седьмого
месяца на 15-е число восьмого месяца - по климатическим условиям
северного царства (вследствие более позднего здесь созревания хлебов),
как полагают некоторые, или просто для отличия от Иудейского царства. И
священный писатель признает введенное Иеровоамом тельцеслужение менее
ненавистным Богу, чем чистое язычество (XVI:31-33; 4 Цар III:2-3;
X:30-31). Тем не менее, воплощение Иеговы в чувственном образе тельца
было прямым и грубым нарушением второй заповеди десятословия и попранием
основного духа Ветхого Завета с его требованием без образного служения
Иегове (Исх XX:4-5; Лев XXVI:1; Втор IV:15-19, 23; V:8-9 и др. ); было
именно тяжким "грехом" (30 ст. ) Иеровоама и народа, обнаруживших в этом
чисто языческое настроение, ищущее своего удовлетворения в чувственном
изображении невидимого, неизобразимого Бога. "Это-то обстоятельство, -
говорит И. Флавий, - стало для евреев началом всех бедствий, и было
причиной того, что они впоследствии были побеждаемы в войне с
чужеземными народами и подпадали игу их", а в конце концов царство
Израильское перестало существовать. О сущности, характере, происхождении
и устройстве культа тельцов см. в обстоятельной диссертации П. М.
Красина, Государственный культ Израильского (десятиколенного) царства,
Киев, 1904, а также у проф. Ф. Я. Покровского, цит. соч., с. 299-331.