|
|
Левит
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Глава
15
1 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
2 объявите сынам Израилевым и скажите им: если у кого будет истечение из
тела его, то от истечения своего он нечист.
3 И вот [закон] о нечистоте его от истечения его: когда течет из тела
его истечение его, и когда задерживается в теле его истечение его, это
нечистота его;
4 всякая постель, на которой ляжет имеющий истечение, нечиста, и всякая
вещь, на которую сядет [имеющий истечение семени], нечиста;
5 и кто прикоснется к постели его, тот должен вымыть одежды свои и
омыться водою и нечист будет до вечера;
6 кто сядет на какую-либо вещь, на которой сидел имеющий истечение, тот
должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера;
7 и кто прикоснется к телу имеющего истечение, тот должен вымыть одежды
свои и омыться водою и нечист будет до вечера;
8 если имеющий истечение плюнет на чистого, то сей должен вымыть одежды
свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;
9 и всякая повозка, в которой ехал имеющий истечение, нечиста [будет до
вечера];
10 и всякий, кто прикоснется к чему-нибудь, что было под ним, нечист
будет до вечера; и кто понесет это, должен вымыть одежды свои и омыться
водою, и нечист будет до вечера;
11 и всякий, к кому прикоснется имеющий истечение, не омыв рук своих
водою, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до
вечера;
12 глиняный сосуд, к которому прикоснется имеющий истечение, должно
разбить, а всякий деревянный сосуд должно вымыть водою [и будет чист].
13 А когда имеющий истечение освободится от истечения своего, тогда
должен он отсчитать себе семь дней для очищения своего и вымыть одежды
свои, и омыть тело свое живою водою, и будет чист;
14 и в восьмой день возьмет он себе двух горлиц или двух молодых
голубей, и придет пред лице Господне ко входу скинии собрания, и отдаст
их священнику;
15 и принесет священник из сих птиц одну в жертву за грех, а другую во
всесожжение, и очистит его священник пред Господом от истечения его.
16 Если у кого случится излияние семени, то он должен омыть водою все
тело свое, и нечист будет до вечера;
17 и всякая одежда и всякая кожа, на которую попадет семя, должна быть
вымыта водою, и нечиста будет до вечера;
18 если мужчина ляжет с женщиной и будет у него излияние семени, то они
должны омыться водою, и нечисты будут до вечера.
19 Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна
сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к
ней, нечист будет до вечера;
20 и все, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и
все, на чем сядет, нечисто;
21 и всякий, кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и
омыться водою и нечист будет до вечера;
22 и всякий, кто прикоснется к какой-нибудь вещи, на которой она сидела,
должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;
23 и если кто прикоснется к чему-нибудь на постели или на той вещи, на
которой она сидела, нечист будет до вечера;
24 если переспит с нею муж, то нечистота ее будет на нем; он нечист
будет семь дней, и всякая постель, на которой он ляжет, будет нечиста.
25 Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее, или
если она имеет истечение долее обыкновенного очищения ее, то во все
время истечения нечистоты ее, подобно как в продолжение очищения своего,
она нечиста;
26 всякая постель, на которой она ляжет во все время истечения своего,
будет нечиста, подобно как постель в продолжение очищения ее; и всякая
вещь, на которую она сядет, будет нечиста, как нечисто это во время
очищения ее;
27 и всякий, кто прикоснется к ним, будет нечист, и должен вымыть одежды
свои и омыться водою, и нечист будет до вечера.
28 А когда она освободится от истечения своего, тогда должна отсчитать
себе семь дней, и потом будет чиста;
29 в восьмой день возьмет она себе двух горлиц или двух молодых голубей
и принесет их к священнику ко входу скинии собрания;
30 и принесет священник одну из птиц в жертву за грех, а другую во
всесожжение, и очистит ее священник пред Господом от истечения нечистоты
ее.
31 Так предохраняйте сынов Израилевых от нечистоты их, чтоб они не
умерли в нечистоте своей, оскверняя жилище Мое, которое среди них:
32 вот закон об имеющем истечение и о том, у кого случится излияние
семени, делающее его нечистым,
33 и о страдающей очищением своим, и о имеющих истечение, мужчине или
женщине, и о муже, который переспит с нечистою.
1–30.
Несколько видов нечистоты, связанной с половой жизнью: 1) болезненное
гноетечение у мужчины (ст. 2–15); 2) семяистечение у мужчины при
поллюции или coitus (ст. 16–18); 3) осквернение женщины при менструации
(ст. 19–24); 4) болезненные кровотечения у женщины (ст. 25–30) и
религиозно-обрядовое очищение этих нечистот. 31–33. Общее заключение
постановления.
1 Общий смысл очистительных предписаний Лев XV, а вместе и всех законов
о чистом и нечистом (гл XI—XV), выражается в словах ст. 31 данной главы:
«так предохраняйте сынов Израилевых от нечистоты их, чтобы не умерли в
нечистоте своей, оскверняя жилище Мое, которое среди них». В частности,
законы о чистоте половой жизни, имевшие, несомненно, высокое
воспитательное значение, «весьма приличны были израильтянам, как людям
крайне похотливым и поползновенным» (блаж. Феодорит, вопр. ХXI на Лев.).
2-15 Речь идет о какой-то болезни мужского полового органа (basar, плоть
вместо pudenda, ср. ст. 19; Иез XVI:26; XXIII:20), но не о семятечении
(как в Вульгате: qui patitur fluxum seminis). Определить болезнь в
терминах современной медицины трудно. По Бейеру (de hemorroidibus ех
lege mosaica impuris, ad Levit. Comment, Lips. 1792), это — геморрой,
текучий и стоячий или слепой, но это противоречит указанию текста на
половой характер болезни. По Михаэлису, Розенмюллеру и др., это — так
называемый gonorrea virulenta или триппер, но известность его древним
евреям ничем не подтверждается.
Кажется, лучше принять мнение Маймонида, что данная болезнь состояла в
крайнем ослаблении половых частей мужчины, вследствие чего гнойная
жидкость истекала непроизвольно (помимо влияний климата, на
происхождение этой болезни влиять могла необузданная неумеренность
половых союзов у евреев). В таком болезненном состоянии человек не
только сам был нечист в первой степени, но и передавал нечистоту (во
второй меньшей степени — на один день) всем другим лицам и всем вещам и
предметам, которых он так или иначе касался. Однако больной не
подвергался никакому принудительному отлучению или даже надзору со
стороны кого-либо; он сам должен был знать, когда будет в состоянии
войти в общение с другими членами общества (ср. Втор ХХIII:11–12). Но
общение его с святилищем требовало, во-первых, семидневного срока
домашнего очищения его (ст. 13) и, во-вторых, жертвенного очищения
выздоровевшего, бывшего, вследствие болезни, отлученным от святилища;
приносились два голуби или горлицы — в жертву греха и во всесожжение.
16-18 Здесь разумеются случайные, преимущественно ночные осквернения —
поллюции (ср. Втор XXIII:11), а также осквернения при coitus. Как
явления почти нормальные, они оскверняли мужчину в меньшей степени, чем
явление болезненное, выше указанное, а потому удалялись простым
омовением, без жертвы. Нравственно-воспитательный смысл этого
постановления блаж. Феодорит определяет так (вопр. 20 на Лев.):
«называет (закон) нечистым и того, с кем бывает осквернение во сне, и
кто преспит с женою по закону брака (ст. 18), хотя сам Бог постановил
закон о браке»… (Быт II:24). «Явно, что сим учит умеренности в
супружеском общении, и вразумляет, что в супружеский союз вступают для
чадорождения, а не для сластолюбия; посему преспавших называет
нечистыми; и повелевает употреблять очищение, чтобы труд очищения
препятствовал частому общению». Заставляя каждого израильтянина быть
осторожным, внимательным к душевной и телесной чистоте своей, закон не
прямо осуждал полигамию и вообще чрезмерное служение плотской — половой
потребности.
19-24 Ту же цель, т. е., ограничение половых сопряжений, имеет и статья
о менструирующей жене. Жертвенного очищения в этом естественном,
нормальном явлении не требовалось (только, по свидетельству предания,
омовение), как и в предыдущем случае (тоже нормальном). Но половое
общение мужчины с нею в это время безусловно воспрещалось (ст. 24).
25-30 Если же кровотечения у женщины не были результатом месячных
очищений, а явлением болезненным и продолжительным (как у исцеленной
Господом женщины, Мф IX:20 и след.), то это состояние ее по степени
нечистоты совершенно приравнивалось аналогичному болезненному состоянию
мужчины (ст. 1–15). Так же, как в последнем случае, и по прекращении
болезни продолжалось 7-дневное состояние нечистоты (ср. ст. 13); такие и
жертвы требовались: жертвы — греха и всесожжение (ср. ст. 14–15).
31-33 Ст. 31 содержит упомянутое же указание цели описанных
постановлений в отношении святилища, а ст. 32–33 поименовывают 4 статьи
закона, изложенные в Лев XV.