|
|
Левит
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Глава
11
1 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им:
2 скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из
всего скота на земле:
3 всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез,
и который жует жвачку, ешьте;
4 только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта:
верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены,
нечист он для вас;
5 и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не
раздвоены, нечист он для вас,
6 и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены,
нечист он для вас;
7 и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез
глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас;
8 мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас.
9 Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и
чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте;
10 а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из
всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас;
11 они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их
гнушайтесь;
12 все животные, у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас.
13 Из птиц же гнушайтесь сих [не должно их есть, скверны они]: орла,
грифа и морского орла,
14 коршуна и сокола с породою его,
15 всякого ворона с породою его,
16 страуса, совы, чайки и ястреба с породою его,
17 филина, рыболова и ибиса,
18 лебедя, пеликана и сипа,
19 цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря.
20 Все животные пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех ногах,
скверны для нас;
21 из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех
только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по
земле;
22 сих ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с
ее породою и хагаб с ее породою.
23 Всякое другое пресмыкающееся, крылатое, у которого четыре ноги,
скверно для вас;
24 от них вы будете нечисты: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист
будет до вечера;
25 и всякий, кто возьмет труп их, должен омыть одежду свою и нечист
будет до вечера.
26 Всякий скот, у которого копыта раздвоены, но нет глубокого разреза, и
который не жует жвачки, нечист для вас: всякий, кто прикоснется к нему,
будет нечист [до вечера].
27 Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для
вас: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера;
28 кто возьмет труп их, тот должен омыть одежды свои и нечист будет до
вечера: нечисты они для вас.
29 Вот что нечисто для вас из животных, пресмыкающихся по земле: крот,
мышь, ящерица с ее породою,
30 анака, хамелеон, летаа, хомет и тиншемет, -
31 сии нечисты для вас из всех пресмыкающихся: всякий, кто прикоснется к
ним мертвым, нечист будет до вечера.
32 И все, на что упадет которое-нибудь из них мертвое, всякий деревянный
сосуд, или одежда, или кожа, или мешок, и всякая вещь, которая
употребляется на дело, будут нечисты: в воду должно положить их, и
нечисты будут до вечера, потом будут чисты;
33 если же которое-нибудь из них упадет в какой-нибудь глиняный сосуд,
то находящееся в нем будет нечисто, и самый [сосуд] разбейте.
34 Всякая пища, которую едят, на которой была вода из такого сосуда,
нечиста будет [для вас], и всякое питье, которое пьют, во всяком таком
сосуде нечисто будет.
35 Все, на что упадет что-нибудь от трупа их, нечисто будет: печь и очаг
должно разломать, они нечисты; и они должны быть нечисты для вас;
36 только источник и колодезь, вмещающий воду, остаются чистыми; а кто
прикоснется к трупу их, тот нечист.
37 И если что-нибудь от трупа их упадет на какое-либо семя, которое
сеют, то оно чисто;
38 если же тогда, как вода налита на семя, упадет на него что-нибудь от
трупа их, то оно нечисто для вас.
39 И когда умрет какой-либо скот, который употребляется вами в пищу, то
прикоснувшийся к трупу его нечист будет до вечера;
40 и тот, кто будет есть мертвечину его, должен омыть одежды свои и
нечист будет до вечера; и тот, кто понесет труп его, должен омыть одежды
свои и нечист будет до вечера.
41 Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно
есть его;
42 всего ползающего на чреве и всего ходящего на четырех ногах, и
многоножных из животных пресмыкающихся по земле, не ешьте, ибо они
скверны;
43 не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не
делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми,
44 ибо Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь,
Бог ваш] свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим
по земле,
45 ибо Я - Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим
Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят.
46 Вот закон о скоте, о птицах, о всех животных, живущих в водах, и о
всех животных, пресмыкающихся по земле,
47 чтобы отличать нечистое от чистого, и животных, которых можно есть,
от животных, которых есть не должно.
1–32.
Различие чистых и нечистых животных. 33–47. Случаи осквернения ими
человека.
1-2 Прежде, чем Израиль, богоизбранное общество Иеговы, начал жить новою
теократическою жизнью по Синайскому закону, он должен был быть
предохранен от разного рода нечистого (Лев XV:31), как-то: 1) от
употребления в пищу нечистых животных (гл. XI); 2) от нечистоты,
связанной с половою человеческою жизнью (гл. XII и XV); 3) от нечистоты
проказы (гл. XIII–XIV). Законы о всех этих предметах даются Моисею
совместно с Аароном (XI:1; XIII:3; XV:11), так как именно священники
обязаны были научать сынов Израилевых всем им, в особенности в отличении
священного от несвященного, чистого от нечистого (X:10–11). Что касается
причины или основания признания в частности целой группы животных
нечистыми, то здесь прежде всего, — как и относительно и других видов
ритуальной нечистоты древнееврейской, — имеет силу инстинктивное,
органическое нерасположение или отвращение человека к известным породам
животных и птиц, именно к породам плотоядным и питающимся падалью;
потому-то разделение животных на чистых и нечистых не только встречается
в библейской древности задолго до Синайского закона — в истории Ноя (Быт
VII:2; VIII:20), но и существовало у других народов древности — египтян,
арабов, персов, индусов, конечно, с своеобразными видоизменениями в
частностях. Затем, физическая нечистота, естественно, служила образом
нравственной нечистоты; Иегова, святый Бог Израилев, требуя от Своего
народа святости, воспрещает ему употребление в пищу и даже
соприкосновение с нечистою пищею и вообще с ритуально нечистыми
предметами (ср. ХI:44–45; Исх XXII:30; Втор XIV:21; Чис V:3; Втор
XXIII:15). Этого рода постановления должны были выделять народ Божий из
среды других народов, воспитывая в нем особую бдительность и памятование
о воле Иеговы и чуткую осторожность к возможным осквернением.
Действительно, по свидетельству Тацита, законы иудейские о чистой и
нечистой пище воздвигли великое средостение между иудеями («separati
epulis, discreti cubilibus», Hist. V, с. 5) и другими народами
древности. В новое время, по почину Г. Спенсера и др., в Библейских
понятиях «чистого» и «нечистого» признают (Nowack, Benzinger, Baentsch и
др.) позднейшую дифференциацию древнего первобытного понятия «табу»
(доселе сохранившегося у австралийцев и др. дикарей), обозначавшего
одновременно и святое, и нечистое, позже же, с развитием религиозного
сознания в Израиле, все чистое и святое приурочено было к культу Иеговы,
а все нечистое — к культу демонов и тотемов. Некоторую вероятность эта
теория имеет, но в целом принята быть не может, как вносящая в развитие
ветхозаветного Царства Божия закон чистой натуральной эволюции. Частные
мотивы запрещения тех или иных животных более подразумеваются, чем прямо
высказываются.
3-8 Чистые и нечистые животные четвероногие млекопитающие. Для них
указывается (ст. 3 и д.) два признака чистоты и годности к употреблению
в пищу: 1) полная раздельнокопытность — присутствие на копытах животного
«глубокого разреза» (Втор XIV:6) и 2) жвачность животного. В
параллельной рассматриваемой главе кн. Лев главе Втор XIV, ст. 4–5,
названы 10 пород животных, удовлетворяющих обоим требованиям и потому
чистых и употребляемых в пищу, но, конечно, под указанные признаки
подходили, а потому и употреблялись в пищу, и многие другие породы
млекопитающих четвероногих. Отрыгание жвачки — принадлежность только
травоядных, след. плотоядные животные этим признаком исключались;
признак же раздельнокопытности ограничивал круг самих травоядных.
Отсутствие какого-либо из этих двух признаков делало животного нечистым.
Первого признака недостает, напр., верблюду — разрез на копытах у него
есть, но неглубокий, и копыто его представляет лапообразную подушку;
также — тушканчику или горной мыши (евр. schaphan, греч. coirogrullioV
ср. Пс CIII:18; Притч XXX:26) и зайцу (ст. 4–6; Втор XIV:7); второй
признак отсутствовал, напр., у свиньи, считавшейся у евреев самым
нечистым и оскверняющим животным (по раввинам, 9/10 всех нечистот в мире
происходит от свиньи, см. Lexic. Buxtorfii под сл. chazir), как по ее
нечистоплотности (ее почитали также источником проказы), так и по
употреблению ее в языческих жертвоприношениях (название «ядущий свинину»
было синонимом идолослужителя, Пс LXV:4; LXVI:17; ср. 2 Мак VI:18; VII:7
и д.). Неядение свинины евреями и в древности, и в новое время считалось
одним из характерных черт этой нации (Ювенал в сатире XIV:96 осмеивал
иудеев за это). Моральный или аллегорический смысл указанного правила о
различении четвероногих животных, по блаж. Феодориту (вопр. 11), таков:
«раздвояющее копыто означает различение дел добрых и противоположных им,
сверх же сего жизнь не в настоящем только веке, но и в будущем, и
предоставление одному веку только необходимого, а другому всего, т. е.
души и тела, и относящегося к телу. А отрыгающее жвание означает
поучение в божественных словесах».
9-12 Закон о рыбах, которые и в истории миротворения названы (Быт I:21)
ранее птиц. Признаки рыб чистых или дозволенных к употреблению в пищу
указаны со всею определенностью — эти рыбы должны иметь: 1) плавательные
перья и 2) чешую (по Мишне, Хуллин, III:7, достаточно было присутствия
лишь последнего признака, так как первый признак, необходимо
предполагается при наличности второго признака). На основании этого
закона, евреи и теперь не употребляют в пищу, напр., осетра (так и
персы-шииты).
13-19 Именем птиц, haoph, названы все существа, способные летать, со
включением летучих мышей и крылатых насекомых. Закон насчитывает 19 (по
Лев XI:13–19) или 20 (по Втор XIV:13–20) пород нечистых летающих, с
неоднократным еще прибавлением: с породою их, т. е. с всеми
разновидностями данной породы. Общих признаков нечистоты этих птиц
Библия не указывает: это пытается сделать уже зоология Талмуда. В Мишне
(Хуллин III:6) даются такие правила на этот счет: «всякая птица, которая
терзает, нечиста», «всякая птица, разделяющая свои лапы, нечиста»,
«если, садясь на вервь, она отделяет два пальца вперед и два назад, то
она нечиста»; «птица, живущая среди нечистых и похожая на нечистых,
нечиста»; чистая птица имеет выдающийся зоб, лишний палец, легко
отдирающийся желудок. Названные в библ. т. птицы большею частью такие,
которые питаются мясом, падалью, червями, насекомыми или омерзительными
для человека предметами. Блаж. Феодорит говорит: «из птиц Моисей
называет нечистыми хищных, питающихся мертвыми телами и любящих тьму,
научая тем нас воздерживаться от любостяжательности, отрицаться
зловонной пище греха и ненавидеть тьму». Отожествление еврейских
названий с существующими породами во многих случаях затруднительно, тем
более, что перевод LXX (особ. в ст. 15–18) вносит здесь вместо пояcнения
ещё большую спутанность (ср., впрочем, Властова, Свящ. летоп.
II:154–157). Нетопырь, евр. atalleph, — летучая мышь по виду своему
отнесена к птицам.
20-23 Мелкие четвероногие и многоногое живые существа, пресмыкающиеся по
земле, и насекомые, имеющие крылья для полета, все признаны нечистыми,
исключая 4 породы саранчи, «у которых есть голени выше ноги» (ст. 21;
Vulg.: per quae salit super terram — что-то вроде кузнечика).
24-25 Если прикосновение к живому животному, даже и нечистому, не делало
нечистым, то труп издохшего животного безусловно осквернял
прикоснувшегося, и нечистота эта, длившаяся до вечера, удалялась
омовением.
26-28 Постановление о нечистых четвероногих («ходящих на руках», т. е.
на лапах) восполняет данное в ст. 3–7, с прибавлением замечания о
нечистоте их трупов.
29-32 и 41–43 восполняют указание (в ст. 20–23) запрещеных
пресмыкающихся, как-то: все змеи, моллюски, черви, улитки, жабы, кроты,
лягушки и т. п.
31-40 Определение присутствия нечистоты или осквернения в разных случаю
соприкосновения самого человека, его одежды, пищи и др. предметов
пользования его с нечистыми животными или их трупами (ср. блаж. Феодор.
вопр. 12 и 13 на Лев.).
44-47 В заключительных замечаниях о законах касательно чистых и нечистых
животных указывается на выделение Израиля Иеговою из среды др. народов и
на требуемую этим особую святость и чистоту его. По блаж. Феодориту
(вопр. 11 на Лев.), «делением животных на чистых и нечистых, Моисей,
кроме того, убеждает ни одного из них не признавать Богом. Ибо кто из
здравомыслящих назовет Богом или нечистое, чего с ненавистью
отвращается, или приносимое в жертву и самим приносящим снедаемое».