|
|
Левит
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Третья книга Пятикнижия, названная в евр. тексте, подобно другим частям
Пятикнижия, по первому слову «Вайкра» (vajikra — «и воззвал»), в
предании Иудейском называется, соответственно содержанию, «Torat-kohanim»
— «закон священников», или «Torat-qorbanot» — закон жертв. Равным
образом греческое название (у LXX) книги Leuitikon, латинск. Leviticus,
слав.-рус. «Левит» показывает, что содержание книги составляют
относящиеся к обязанностям священного Левиина колена отправления
ветхозаветного культа: жертвоприношения, религиозно-обрядовые очищения,
праздники, теократические подати и т. п. Книга Левит имеет почти
исключительно законодательное содержание, будучи почти совершенно лишена
повествовательно-исторического элемента: на всем ее протяжении сообщены
лишь два, притом не имеющих существенной связи с целым содержанием всей
книги, факта (смерть Надава и Авиуда после посвящения первосвященника и
священников, гл. X:1–3, и казнь богохульника, XXIV:10–23); все же
остальное содержание книги образует подробное развитие и
непосредственное продолжение статей и постановлений закона, излагаемых
во 2-ой части кн. Исход; всюду законодательство книги Левит
представляется развитием и восполнением возвещенного с Синая откровения
(XXV, XXVI:46; XXVII:34). Главная идея или цель книги (выраженная
особенно ясно в Лев XXVI:11–12) состоит в образовании из Израиля
общества Господня, которое стояло бы в тесном благодатном и нравственном
общении с Иеговою. Этой цели служат находящиеся в кн. Левит
постановления: 1) о жертвах (гл. I–VII); 2) о посвящении
священнослужителей (гл. VIII–X); 3) о чистом и нечистом (гл XI–XVI); 4)
о личной святости членов общества Господня в жизни семейной и
общественной (гл. XVII–XX); 5) о святости и порядке всех отправлений
богослужения, культа, о священных временах и проч. (гл. XXI–ХXVII).
Таким образом идея святости и освящения — господствующая идея книги
Левит, проникающая все намеченные отделы, связанные как исторически или
хронологически, так и логически, развитием одного и того же принципа.
Помимо непосредственной задачи — освящения членов народа Божия во всех
отправлениях религиозной и бытовой жизни, — законы книги Левит по
преимуществу были «тенью и образом грядущих благ» (Евр X:1)
новозаветных.