|
|
Левит
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Глава
10
1 Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили
в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь
чуждый, которого Он не велел им;
2 и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним.
3 И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в
приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон
молчал.
4 И позвал Моисей Мисаила и Елцафана, сынов Узиила, дяди Ааронова, и
сказал им: пойдите, вынесите братьев ваших из святилища за стан.
5 И пошли и вынесли их в хитонах их за стан, как сказал Моисей.
6 Аарону же и Елеазару и Ифамару, сынам его, Моисей сказал: голов ваших
не обнажайте и одежд ваших не раздирайте, чтобы вам не умереть и не
навести гнева на все общество; но братья ваши, весь дом Израилев, могут
плакать о сожженных, которых сожег Господь,
7 и из дверей скинии собрания не выходите, чтобы не умереть вам, ибо на
вас елей помазания Господня. И сделали по слову Моисея.
8 И сказал Господь Аарону, говоря:
9 вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в
скинию собрания, [или приступаете к жертвеннику,] чтобы не умереть. Это
вечное постановление в роды ваши,
10 чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от
чистого,
11 и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь
чрез Моисея.
12 И сказал Моисей Аарону и Елеазару и Ифамару, оставшимся сынам его:
возьмите приношение хлебное, оставшееся от жертв Господних, и ешьте его
пресное у жертвенника, ибо это великая святыня;
13 и ешьте его на святом месте, ибо это участок твой и участок сынов
твоих из жертв Господних: так мне повелено [от Господа];
14 и грудь потрясания и плечо возношения ешьте на чистом месте, ты и
сыновья твои и дочери твои с тобою, ибо это дано в участок тебе и в
участок сынам твоим из мирных жертв сынов Израилевых;
15 плечо возношения и грудь потрясания должны они приносить с жертвами
тука, потрясая пред лицем Господним, и да будет это вечным участком тебе
и сыновьям твоим [и дочерям твоим] с тобою, как повелел Господь
[Моисею].
16 И козла жертвы за грех искал Моисей, и вот, он сожжен. И разгневался
[Моисей] на Елеазара и Ифамара, оставшихся сынов Аароновых, и сказал:
17 почему вы не ели жертвы за грех на святом месте? ибо она святыня
великая, и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их
пред Господом;
18 вот, кровь ее не внесена внутрь святилища, а вы должны были есть ее
на святом месте, как повелено мне.
19 Аарон сказал Моисею: вот, сегодня принесли они жертву свою за грех и
всесожжение свое пред Господом, и это случилось со мною; если я сегодня
съем жертву за грех, будет ли это угодно Господу?
20 И услышал Моисей и одобрил.
1–4.
Божественное наказание старших сыновей Аарона, Надава и Авиуда смертью.
6–7. Запрещение Аарону и священникам оплакивать мертвых. 8–11.
Запрещение священникам употребления спиртных напитков пред входом в
скинию. 12–20. Закон съедания жертв.
1-4 Первые шаги ветхозаветных священников сопровождались роковою ошибкою
или грехом двух из них, Надава и Авиуда. Характер их греха не указан. По
традиции, это было самопревозношение их пред Аароном и произвольное,
несвоевременное каждение, быть может, притом в нетрезвом виде (ср. ст.
9), или же самый фимиам был приготовлен вопреки узаконению о сем
предмете (Исх XXX:7, 34–38), и огонь для него принесен извне ограды
скинии. По блаж. Феодориту (вопр. 9 на Лев.), «поелику Надав и Авиуд,
дети Аароновы, внесли огонь рукотворенный, то попалил их огонь
божественный» (Лев IX:24). Во всяком случае проступок их выражал
неуважение их к святыне, мог поселить такое же и в народе, а потому он и
примерно наказывается — в ограждение святыни святилища и к возвышению
достоинства самого священства (ст. 3, ср. ХIX:22). Пораженный горем,
отец злосчастных священников Аарон не предается обычным на Востоке
бурным проявлениям печали траура, а в сознании тяжести греха и
заслуженности наказания молит, доказывая тем свое понимание высоты и
ответственности своего служения священного.
4-5 Выносят умерших не отец и братья, облеченные в священные одежды и не
могшие касаться мертвых, а близкие родственники, двоюродные братья
Моисея и Аарона (см. Исх VI:22).
6-7 Нарочитое предупреждение Аарона и сынов его — священников не носить
никакого траура по наказанным смертью Надаву и Авиуду: не обнажать
голов, не раздирать одежд и проч., предоставив все это другим
родственникам и всему народу, который в смерти двух священников при
священнослужении, естественно, должен был видеть народное несчастие.
8-11 Обращение Бога непосредственно к Аарону традиция почитает
выражением благоволения Богом ему за его самообладание (ст. 3).
Запрещение священнослужителям употреблять пред служением в скинии вино и
вообще опьяняющие напитки (напр., пиво, известное в Египте и, конечно,
евреям), даваемое теперь Аарону, может наводить на мысль, что грех
Надава и Авиуда мог состоять именно в нетрезвости при первом служении.
Цель или мотив запрещения: чтобы служащие не теряли ясности рассудка и
способности строго различать между священным и мирским, ритуально чистым
и нечистым, законным и незаконным, научая примером своим народ
законному. Запрещено вино (ср. Герод. II:76 о египтянах: oinw o ek
kriuewn pepoihmenw diacrewntai) и проч. спиртные напитки не безусловно,
а лишь на время чреды служения (ср. Иез ХLIV:21) каждого (блаж.
Феодорит, вопр. 10 на Лев.). О различии чистого и нечистого трактует
целый раздел Лев гл. XI–XV.
12-15 Напоминание священникам об употреблении ими положенных частей
жертв (ср. VI:16–19), в частности строгое обличение их Моисеем в
нарушении (вероятно, происшедшем вследствие замешательства,
произведенного смертью Надава и Авиуда) этого закона: вопреки
постановлению Лев VI:26–30 о жертве греха, остатки мяса козла за грех
старейшин были сожжены (16 ст.), хотя кровь этой жертвы не была внесена
в святилище (ср. VI:29–30).
19-20 Оправдание Аарона, проникнутое глубоким смирением и тайною скорбью
о сыновьях, удовлетворяет Моисея.