|
|
Левит
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Глава
14
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 вот закон о прокаженном, когда надобно его очистить: приведут его к
священнику;
3 священник выйдет вон из стана, и если священник увидит, что
прокаженный исцелился от болезни прокажения,
4 то священник прикажет взять для очищаемого двух птиц живых чистых,
кедрового дерева, червленую нить и иссопа,
5 и прикажет священник заколоть одну птицу над глиняным сосудом, над
живою водою;
6 а сам он возьмет живую птицу, кедровое дерево, червленую нить и иссоп,
и омочит их и живую птицу в крови птицы заколотой над живою водою,
7 и покропит на очищаемого от проказы семь раз, и объявит его чистым, и
пустит живую птицу в поле.
8 Очищаемый омоет одежды свои, острижет все волосы свои, омоется водою,
и будет чист; потом войдет в стан и пробудет семь дней вне шатра своего;
9 в седьмой день обреет все волосы свои, голову свою, бороду свою, брови
глаз своих, все волосы свои обреет, и омоет одежды свои, и омоет тело
свое водою, и будет чист;
10 в восьмой день возьмет он двух овнов [однолетних] без порока, и одну
овцу однолетнюю без порока, и три десятых части ефы пшеничной муки,
смешанной с елеем, в приношение хлебное, и один лог елея;
11 священник очищающий поставит очищаемого человека с ними пред Господом
у входа скинии собрания;
12 и возьмет священник одного овна, и представит его в жертву
повинности, и лог елея, и принесет это, потрясая пред Господом;
13 и заколет овна на том месте, где заколают жертву за грех и
всесожжение, на месте святом, ибо сия жертва повинности, подобно жертве
за грех, принадлежит священнику: это великая святыня;
14 и возьмет священник крови жертвы повинности, и возложит священник на
край правого уха очищаемого и на большой палец правой руки его и на
большой палец правой ноги его;
15 и возьмет священник из лога елея и польет на левую свою ладонь;
16 и омочит священник правый перст свой в елей, который на левой ладони
его, и покропит елеем с перста своего семь раз пред лицем Господа;
17 оставшийся же елей, который на ладони его, возложит священник на край
правого уха очищаемого, на большой палец правой руки его и на большой
палец правой ноги его, на места, где кровь жертвы повинности;
18 а остальной елей, который на ладони священника, возложит он на голову
очищаемого, и очистит его священник пред лицем Господа.
19 И совершит священник жертву за грех, и очистит очищаемого от
нечистоты его; после того заколет жертву всесожжения;
20 и возложит священник всесожжение и приношение хлебное на жертвенник;
и очистит его священник, и он будет чист.
21 Если же он беден и не имеет достатка, то пусть возьмет одного овна в
жертву повинности для потрясания, чтоб очистить себя, и одну десятую
часть ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в приношение хлебное, и лог
елея,
22 и двух горлиц или двух молодых голубей, что достанет рука его, одну
из птиц в жертву за грех, а другую во всесожжение;
23 и принесет их в восьмой день очищения своего к священнику ко входу
скинии собрания, пред лице Господа;
24 священник возьмет овна жертвы повинности и лог елея, и принесет это
священник, потрясая пред Господом;
25 и заколет овна в жертву повинности, и возьмет священник крови жертвы
повинности, и возложит на край правого уха очищаемого и на большой палец
правой руки его и на большой палец правой ноги его;
26 и нальет священник елея на левую свою ладонь,
27 и елеем, который на левой ладони его, покропит священник с правого
перста своего семь раз пред лицем Господним;
28 и возложит священник елея, который на ладони его, на край правого уха
очищаемого, на большой палец правой руки его и на большой палец правой
ноги его, на места, где кровь жертвы повинности;
29 а остальной елей, который на ладони священника, возложит он на голову
очищаемого, чтоб очистить его пред лицем Господа;
30 и принесет одну из горлиц или одного из молодых голубей, что достанет
рука очищаемого,
31 из того, что достанет рука его, одну птицу в жертву за грех, а другую
во всесожжение, вместе с приношением хлебным; и очистит священник
очищаемого пред лицем Господа.
32 Вот закон о прокаженном, который во время очищения своего не имеет
достатка.
33 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
34 когда войдете в землю Ханаанскую, которую Я даю вам во владение, и Я
наведу язву проказы на домы в земле владения вашего,
35 тогда тот, чей дом, должен пойти и сказать священнику: у меня на доме
показалась как бы язва.
36 Священник прикажет опорожнить дом, прежде нежели войдет священник
осматривать язву, чтобы не сделалось нечистым все, что в доме; после
сего придет священник осматривать дом.
37 Если он, осмотрев язву, увидит, что язва на стенах дома состоит из
зеленоватых или красноватых ямин, которые окажутся углубленными в стене,
38 то священник выйдет из дома к дверям дома и запрет дом на семь дней.
39 В седьмой день опять придет священник, и если увидит, что язва
распространилась по стенам дома,
40 то священник прикажет выломать камни, на которых язва, и бросить их
вне города на место нечистое;
41 а дом внутри пусть весь оскоблят, и обмазку, которую отскоблят,
высыпят вне города на место нечистое;
42 и возьмут другие камни, и вставят вместо тех камней, и возьмут другую
обмазку, и обмажут дом.
43 Если язва опять появится и будет цвести на доме после того, как
выломали камни и оскоблили дом и обмазали,
44 то священник придет и осмотрит, и если язва на доме распространилась,
то это едкая проказа на доме, нечист он;
45 должно разломать сей дом, и камни его и дерево его и всю обмазку дома
вынести вне города на место нечистое;
46 кто входит в дом во все время, когда он заперт, тот нечист до вечера;
47 и кто спит в доме том, тот должен вымыть одежды свои [и нечист будет
до вечера]; и кто ест в доме том, тот должен вымыть одежды свои [и
нечист будет до вечера].
48 Если же священник придет и увидит, что язва на доме не
распространилась после того, как обмазали дом, то священник объявит дом
чистым, потому что язва прошла.
49 И чтобы очистить дом, возьмет он две птицы, кедрового дерева,
червленую нить и иссопа,
50 и заколет одну птицу над глиняным сосудом, над живою водою;
51 и возьмет кедровое дерево и иссоп, и червленую нить и живую птицу, и
омочит их в крови птицы заколотой и в живой воде, и покропит дом семь
раз;
52 и очистит дом кровью птицы и живою водою, и живою птицею и кедровым
деревом, и иссопом и червленою нитью;
53 и пустит живую птицу вне города в поле и очистит дом, и будет чист.
54 Вот закон о всякой язве проказы и о паршивости,
55 и о проказе на одежде и на доме, и об опухоли, и о лишаях, и о
пятнах, -
56 чтобы указать, когда это нечисто и когда чисто. Вот закон о проказе.
1–32.
Обряды очищения выздоровевшего от проказы. 33–56. Проказа еврейских
домов и ее очищение.
1-8 Соответственно полному отлучению прокаженного в течение его болезни
не только от святилища и всяких общественно-богослужебных отправлений,
но и от гражданского общества народа завета, обряд очищения
выздоровевшего от проказы обнимал 2 акта. Сначала священник (в своей
обыденной одежде) вне стана удостоверялся в действительности
выздоровления бывшего прокаженного и затем совершал обряд принятия его в
общество его народа, восстановления его в гражданско-теократических
правах, следующим образом. Священник приказывал взять для очищаемого 2-х
«живых» (может быть — быстро летающих) птиц, евр. zipporim (Vulg.:
passeres; но вероятнее вообще «чистые»; евр.: «tehoruth — птицы, по Vulg.
— «quibus vesci licitum est»), причем, по Мишне (Негаим XIV:5), обе
птицы в отношении цены, величины и внешнего вида должны были быть равны;
брались также кусок кедрового дерева, иссоп и червленая, кармезиновая
нить: последнею обвивался стержень иссопа и прикреплялся к палочке
кедрового дерева (Негаим, XIV:1). Одна из 2-х живых птиц была закалаема
над глиняным сосудом с живой (ключевой, ср. Быт XXVI:19) водой, так что
кровь смешивалась с последнею. Затем священник омокал в это соединение
крови и воды упомянутые 3 предмета и живую птицу (именно верхние перья
на хвосте и крыльях, Негаим XIV:1), 7 раз кропил очищаемого, объявлял
его чистым и отпускал живую птицу в поле. По мнению евр. толкователей,
закланная птица символически означала равную смерти жизнь прокаженного в
болезни (проказа сопоставляется с смертью, напр., в Чис ХII:12), а
выпущение на волю живой птицы — начало обновленной для него жизни по
выздоровлении; равно как и кедровое дерево (этому дереву, считавшемуся
не гниющим, и в частности кедровому маслу в древности усвоялась сила
предохранять даже трупы от разложения), червленая нить (символ крови,
след. жизни) и иссоп (— очищения Пс L:9) указывали (ср. Чис ХIX:6) на
этот переход выздоровевшего из состояния смерти к обновленной жизни.
Переход этот символически обозначался 7-кратными кроплениями — кровью
птицы (птичьей крови в древности усвоялась дезинфицирующая сила в
накожных болезнях) и «живою» водою. Закалаемая птица не сожигалась на
жертвеннике, но заклание одной птицы и отпущение другой, издревле
сопоставляемое толкователями с обрядом 2-х козлов в день очищения (гл.
XVI), выражало идею жертвенного воссоединения (в кроплении)
освободившегося от проказы с общиною. Символом этого, гражданского,
воссоединения было омовение выздоровевшего водою и стрижение им волос.
Но еще 7 дней должны были пройти между воссоединением его с обществом и
с святилищем; он входил лишь в стан, но еще не выдворялся в собственный
шатер.
9-31 По истечении 7 дней совершался 2-й и окончательный акт очищения
прокаженного — акт церковно-религиозного воссоединения бывшего больного
с святилищем и Иеговою. Предварительно совершалось вторичное омовение
всего тела прокаженного после обрития всех волос — на голове, бороде,
бровях и вообще на всем теле для окончательного уничтожения всех следов
болезни и для полного убеждения своего и других, что нигде у него нет
следов бывшей проказы. Теперь, омывшись, как уже чистый, выздоровевший
приступал в 8-й день в святилище с 2-мя овнами (возрастными), одною
однолетнею овцою и хлебным приношением — 3/10 ефы муки (около 9 фунт.) и
1 логом (1/2 гина = по раввинам, вместимости 6 яиц) елея. Священник
поставлял выздоровевшего у входа скинии и, представив овна,
предназначенного в жертву повинности, Господу — посредством
«потрясения», закалал на обычном месте прежде всего эту жертву
повинности: состояние отлучения прокаженного от святилища было как бы
нарушением прав Иеговы, которые и восстановлялись теперь упомянутою
жертвою (как нарушивший, хотя и невольно, право Иеговы, бывший
прокаженный и не принимает активного участия в жертвоприношении). Кровью
жертвы повинности священник помазывал край правого уха, большой палец
правой руки и большой палец правой ноги, т. е. те самые члены, какие
были помазаны у первосвященника и священников в день посвящения их
кровью жертвы посвящения (VIII:23–24). Этим указывалось священническое
достоинство отдельного израильтянина, в котором бывший прокаженный и
восстановлялся теперь. Далее обычным обрядом совершалась жертва греха,
всесожжение и приношение хлебное. Но прежде еще следующим образом был
употребляем елей, служивший необходимым дополнением к существенной
жертве данною обряда — жертве повинности: из лога елея священник наливал
несколько на левую ладонь свою; перстом правой руки, отсюда омокая,
кропил 7 раз пред Иеговою, т. е. пред жертвенником всесожжений (ср.
VIII:11); оставшийся елей на ладони он возливал на только что помазанные
кровью члены тела его, а остальной елей он возливал на голову очищаемого
(как при посвящении Аарона, только на голову последнего возлито было
святое миро, а не простой елей, VIII:12, ср. Исх XXX:30–32), чем
очищаемый всецело воссоединялся с святилищем, и вообще, по выражению Ф.
Аквината, resttuebatur consortio hominum et cultui divino. Кровь
знаменовала завет, здесь возобновляемый с отдельным членом общества
Иеговы, а елей — символ милости к нему Иеговы (ср. блаж. Феодор. вопр.
19). В случае бедности очищаемого 3 последние жертвы — жертва греха,
всесожжение и хлебное приношение могли быть принесены из менее ценного
материала: 2 голубя или горлицы в жертву греха и всесожжение и 1/10 ефы
муки — в хлебное приношение. Но овна повинности вместе с логом елея
ничем нельзя было заменить: жертву повинности одинаково приносил богатый
и бедный. Обряд очищения был существенно тот же.
33-53 Закон о загадочной проказе домов вступил в силу лишь с того
времени, когда Израиль уже не жил в палатках, как при Моисее, но — по
занятии Ханаанской земли — в домах (и другие законы рассчитаны лишь на
время по поселении в Ханаане, ср. XIX:23; XXIII:10; XXV:2): в пустыне
кожи, войлока и ткани для палаток подчинились закону (XIII:47–59) об
одежде. Предписания о действиях священника в случае поражения
какого-либо еврейского дома проказою, видимо напоминая постановления о
проказе на людях и одеждах, несомненно имеют не столько медицинский или
антисептический, санитарный характер, сколько ритуальный: проказа домов
не признавалась прилипчивою, но оскверняющею, — вещи, бывшие в доме, не
считались заразительными, но лишь оскверняли человека по объявлении дома
нечистым; равным образом, люди, входившие в дои, запертый вследствие
проказы, спавшие в нем и вкушавшие пищу, только считались нечистыми до
вечера. Наконец, и очищается проказа домов тем же символическим обрядом,
как и выздоровевший от проказы, «очистившийся» человек (ст. 4–7). В чем
собственно состояло это «цветение» дома (ст. 43), образование на стенах
его зеленоватых и красноватых углублений — ямин (ст. 37), определить
весьма трудно. Произвольно мнение тех исследователей (Абарбанеля,
Трузена и др.), которые и проказу домов (как и проказу одежд) объясняли
заражением от больных проказою людей; но 1) в законоположении о проказе
домов последняя, без сомнения, является не как следствие заразы, как
видно из отмеченных выше указаний о вещах и лицах, бывших в доме и
делавшихся только нечистыми, но не зараженными; 2) самый переход проказы
людей на камни и стены сомнителен. Мало вероятно и объяснение новых
исследователей (Михаэлиса, Винера и др.), по которому рассматриваемое
явление — селитристая ржавчина, так как последняя обычно белого цвета, а
характеристический признак проказы на домах — зеленоватые или
красноватые впадины на стенах — не имеет с предполагаемою ржавчиною
ничего общего. По верованию позднейших иудеев, имеющему некоторую опору
в Библии (ст. 34 гл. XIV Лев.), проказа домов возникала не обычным,
естественным образом, а была сверхъестественным делом Иеговы, и ею
поражались только дома евреев, а не язычников, и лишь в Ханаане, а не
вне этой страны (Маймонид: non accidebat juxta consuetum naturae
ordinem, sed signumet miraculum erat in Israele, ср. Негаим ХII:1–4). По
вероятному объяснению Соммера (Bibl. Abhand. I, S. 220) и Камфаузена
(Riehm, Worterb. Bibl. Alterth., ?. 1, Bd. I:580), проказа домов
состояла в растительных образованиях, лишаевидных наростах, появляющихся
на выветрившихся камнях и отсырелых стенах, несколько углубляющихся в
поверхность камней. Из этих лишаев некоторые породы чрезвычайно сходны с
сыпью на коже, одна из них называется genus spiloma, а другая — самая
распространенная — известна под именем lepraria. Живое воображение и
конкретное мышление древних евреев легка могло сближать эти лишаи на
материалах домов с человеческою проказою и усвоить им это имя.