|
|
Книга Бытия
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
Глава
39
1 Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян,
приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник
телохранителей.
2 И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина
своего, Египтянина.
3 И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает,
Господь в руках его дает успех.
4 И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил
его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его.
5 И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что
имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было
благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле [его].
6 И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего,
кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем.
7 И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною.
8 Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не
знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки;
9 нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя,
потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред
Богом?
10 Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы
спать с нею и быть с нею,
11 случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого
из домашних тут в доме не было;
12 она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он,
оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон.
13 Она же, увидев, что он оставил одежду свою в руках ее и побежал вон,
14 кликнула домашних своих и сказала им так: посмотрите, он привел к нам
Еврея ругаться над нами. Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною, но я
закричала громким голосом,
15 и он, услышав, что я подняла вопль и закричала, оставил у меня одежду
свою, и побежал, и выбежал вон.
16 И оставила одежду его у себя до прихода господина его в дом свой.
17 И пересказала ему те же слова, говоря: раб Еврей, которого ты привел
к нам, приходил ко мне ругаться надо мною [и говорил мне: лягу я с
тобою],
18 но, когда [услышал, что] я подняла вопль и закричала, он оставил у
меня одежду свою и убежал вон.
19 Когда господин его услышал слова жены своей, которые она сказала ему,
говоря: так поступил со мною раб твой, то воспылал гневом;
20 и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены
узники царя. И был он там в темнице.
21 И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему
благоволение в очах начальника темницы.
22 И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в
темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем.
23 Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках,
потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал
успех.
Иосиф
в доме Потифара.
1 После некоторого отступления, гл. 38, от нити рассказа об Иосифе
37:36, священнописатель продолжает историю последнего.
Если в Ханаане, как показывает история Иуды, 38 гл., потомкам Авраама
предстояла опасность сближения и даже слияния с хананеянами, то
отведение Иосифа в Египет, в конце концов вызвавшее переселение всего
потомства Иакова в Египет, предуказывало на необходимость развития и
вступления богоизбранного племени в общество Господне в исключительных
условиях жизни в Египте, где потомки Иакова, с одной стороны,
позаимствовали многие блага египетской цивилизации, но, с другой
стороны, при значительной изолированности своей от египтян (гнушавшихся
евреями и другими номадами, 43:32), сумели сохранить свою национальную
цельность и чистоту религиозного наследия.
2-3 Выражение «был Господь с Иосифом» иудейские толковники понимают так,
что, оторванный от отца и родной семьи, Иосиф постоянно имел Бога в
мысли и сердце своем, почему и Бог, как Отец небесный, являл ему особое
попечение (Мидраш делает сравнение, напоминающее причту Господа о
попечении Бога об одной заблудшей овце более, чем о 99 не заблудших). «В
дому господина», т. е., по иудейскому толкованию, не был принуждаем к
черным (земледельческим) работам.
4 Благословение Божие на Иосифе и делах его не укрывается от взора
язычника — господина его (ст. 3, как благословение Бога над Исааком было
примечено филистимлянами, 26:28; над Иаковом — Лаваном, 30:27), и он
облекает его полным доверием и властью в доме и сделал надсмотрщиком над
своими рабами (в Риме такой надсмотрщик называется atriensis;
надзиратели этого рода часто встречаются изображенными на египетских
скульптурах; ср. Мф 24:45–47; Лк 12:42–44).
5 «Всюду, куда приходят праведники, идет с ними шехина», замечает Мидраш
по поводу слов священного писателя о благословении дома Потифара ради
Иосифа.
6 Видя особенную благоуспешность дел своих с прибытием Иосифа в дом
свой, Потифар вверил ему все отправления жизни, кроме (только) хлеба,
который он ел. Последнее выражение Раши понимал как эвфемизм для
выражения представления о жене Потифара. Другие видят здесь указание на
то, что Потифар, как египтянин (43:32), гнушался принимать пищу от еврея
Иосифа. Может быть, это образное выражение отмечает ленивую беспечность
египтянина Потифара. Упоминание в 6 ст. о красоте Иосифа имеет
непосредственную связь с речью о злоключениях его, которые явились
последствием его привлекательной внешности.
Целомудрие Иосифа, клевета и заключение его в темницу.
7 Факт глубокого нравственного развращения жены Потифара всецело
подтверждается показанием древних авторов, что Египет издревле почитался
страной распутства и повсеместных измен жен мужьям; по Геродоту (2:111),
при сыне Сезостриса в целом Египте напрасно искали жены, верной мужу. С
рассказом Быт 39 весьма близкое сродство имеет египетская легенда о
«двух братьях» (Vigouroux).
8-9 Увещания Иосифа отличаются полнотой и обстоятельностью: он указывает
на следующие моменты, которые должны были бы отрезвить преступную жену:
1) чувство благодарности своей к Потифару, которое не могло допустить
преступной связи его с женою его;
2) чувство чести и личного достоинства («нет больше меня»);
3) напоминание женщине о супружеских обязанностях («ибо ты жена ему»);
наконец
4) чувство вездеприсутствия и страха Божия, равно и святости закона
нравственного («как согрешу»).
10-12 Искушение это продолжалось для Иосифа многие дни, и когда
нравственная стойкость его оставалась непреклонной (Мидраш в этом именно
смысле понимает слова Иакова, 49:24, об Иосифе: «тверд остался лук
его»), то постыдная страсть египтянки возросла до последних пределов,
всякая женская стыдливость ее исчезла, и она, как подлинная блудница
(Притч 7:13 и д.), пытается насилием склонить Иосифа к греху. Тогда
Иосиф убегает, оставив одежду в руках египтянки и как бы не заботясь о
том, что этим даст в руки развратной и мстительной женщине вещественное
доказательство мнимого его преступления.
13-15 Отвергнутая страстная любовь по психологическому закону (ср. 2 Цар
13:15), особенно у натур необузданных, переходит в ненависть, и
египтянка мстит Иосифу клеветой на него сначала перед домашними своими
(ст. 13–15), затем — перед мужем (ст. 16–18), с тем хитрым и коварным,
но верном расчетом, что первая ложь, последовавшая непосредственно после
инкриминируемого факта и имевшая (в лице домашних) приобрести свидетелей
своей истинности, сделает более вероятной ложь вторую.
Клевету свою на Иосифа она ведет с великим искусством. Она с величайшим
презрением называет «еврея» (ср. 43:32; 46:34) и таким образом,
лицемерно выражая свое отвращение к Иосифу и даже стараясь передать это
отвращение и домашним («над нами», ст. 14), она пытается в корне
уничтожить противоположное (о ее отвергнутой любви) предположение людей,
едва ли, впрочем, особенно расположенных к любимцу хозяина дома —
Иосифу. В свидетельство истины своих слов она указывает 2 момента,
фактически верные, но извращенно мотивированные и умышленно
переставленные один на место другого: 1) крик ее и 2) якобы добровольное
оставление Иосифом одежды (ст. 15), между тем последнее произошло раньше
и было следствием насилия Иосифу со стороны египтянки, крик же ее о
помощи или защите явился вынужденной симуляцией обиды уже после сего.
16-18 То же искусство — занять вместо положения обвиняемой роль
обвинительницы — выражает жена Потифара и в обращении к мужу (о нем
пренебрежительно упомянула она еще, ст. 14, в разговоре с домашними):
ему она высказывает свой притворный гнев и упреки за то, что он,
неосмотрительно введя в дом «раба-еврея», сам был последней, хотя и
косвенной, причиной ее и семьи позора.
19 Потифар «воспылал гневом»; на кого — на Иосифа или на жену, не
сказано. По иудейским толковникам, Потифар не поверил обвинению жены
своей, потому что в противном случае он казнил бы человека,
покусившегося осквернить его ложе; но он не хотел далее расследовать
дело, избегая позора для себя и семьи своей. Что однако гнев его по
крайней мере в первое время обращен был на Иосифа, а не на жену, видно
из последствия описанного происшествия и изложенной клеветы: он
заключает Иосифа в темницу (ст. 20), вероятно, и не выслушав
обвиняемого, о самозащите которого текст ничего не говорит. «Если, —
говорит святой Иоанн Златоуст (Бес. 62, с. 669) о Потифаре, — он не
верил, то не следовало заключать его в темницу; а если поверил тому, что
слова египтянки правдивы, то Иосиф заслуживал уже не заключения в
темницу, а смертной казни и самого высшего наказания… Но рука Вышнего
удержала чужеземца, и не допустила его тотчас устремиться на убийство
юноши».
Милость Божья к Иосифу.
20-23 Название темницы — sohar, не встречающееся нигде в Библии, кроме
истории Иосифа (39:20–23; 40:3–5), и употребляемое здесь с пояснительным
замечанием: место, «где заключены узники царя» (т. е. преступники
государственные), Абен-Эзра считал египетским словом, а Яблонский
сближал это слово с коптск. soncharch — «стража связанных». Но Гезениус
находит возможным видеть здесь слово одного корня с еврейским sachar,
ограждать, откуда sohar (sochar) — укрепление, что наиболее подходит к
ocurwma у LXX-ти (слав. «твердыня»). Начальник темницы (ст. 21, 22, 23),
у которого Иосиф заслужил благоволение, отличен от Потифара, при доме
которого, вероятно, находилась темница и которому начальник последней
был, вероятно, подчинен. Так исчезает противоречие, находимое критиками
в библейском рассказе — в том именно, что Иосиф имел двух господ и что
было 2 начальника стражи. Пс 104:17–18, упоминает о заключении Иосифа в
оковы; но это было, вероятно, лишь в первое время по заключении.
Заключен был Иосиф, может быть, 28 лет от роду, так как после 2-летнего
заключения, при возвышении на пост первого министра фараона, он имел 30
лет (41:46).