|
|
Книга Бытия
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
Глава
32
1 А Иаков пошел путем своим. [И, взглянув, увидел ополчение Божие
ополчившееся.] И встретили его Ангелы Божии.
2 Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому:
Маханаим.
3 И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир,
в область Едом,
4 и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что
говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне;
5 и есть у меня волы и ослы и мелкий скот, и рабы и рабыни; и я послал
известить о себе господина моего [Исава], дабы приобрести [рабу твоему]
благоволение пред очами твоими.
6 И возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему
Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек.
7 Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и
скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана.
8 И сказал [Иаков]: если Исав нападет на один стан и побьет его, то
остальной стан может спастись.
9 И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака,
Господи [Боже], сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою,
и Я буду благотворить тебе!
10 Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил
рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня
два стана.
11 Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его,
чтобы он, придя, не убил меня [и] матери с детьми.
12 Ты сказал: Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твое, как
песок морской, которого не исчислить от множества.
13 И ночевал там Иаков в ту ночь. И взял из того, что у него было, [и
послал] в подарок Исаву, брату своему:
14 двести коз, двадцать козлов, двести овец, двадцать овнов,
15 тридцать верблюдиц дойных с жеребятами их, сорок коров, десять волов,
двадцать ослиц, десять ослов.
16 И дал в руки рабам своим каждое стадо особо и сказал рабам своим:
пойдите предо мною и оставляйте расстояние от стада до стада.
17 И приказал первому, сказав: когда брат мой Исав встретится тебе и
спросит тебя, говоря: чей ты? и куда идешь? и чье это стадо [идет] пред
тобою?
18 то скажи: раба твоего Иакова; это подарок, посланный господину моему
Исаву; вот, и сам он за нами [идет].
19 То же [что первому] приказал он и второму, и третьему, и всем,
которые шли за стадами, говоря: так скажите Исаву, когда встретите его;
20 и скажите: вот, и раб твой Иаков [идет] за нами. Ибо он сказал сам в
себе: умилостивлю его дарами, которые идут предо мною, и потом увижу
лице его; может быть, и примет меня.
21 И пошли дары пред ним, а он ту ночь ночевал в стане.
22 И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и
одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд;
23 и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него было.
24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари;
25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и
повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.
26 И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не
отпущу Тебя, пока не благословишь меня.
27 И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков.
28 И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты
боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.
29 Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое. И Он сказал: на что ты
спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.] И благословил его там.
30 И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога
лицем к лицу, и сохранилась душа моя.
31 И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое.
32 Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе
бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова.
Видение
Ангелов, молитва Иакова.
1-2 «Поелику прекратился и уже миновал страх Иакова пред Лаваном, а
место его заступил страх пред братом, то человеколюбец Господь, желая
ободрить праведника и рассеять всю его боязнь, даровал ему узреть полк
Ангелов» (Святой Иоанн Златоуст, Бес. 58, с. 625).
Основываясь на свидетельстве кн. Яшар о том, что в противовес 400 мужам
Исава, высланным им по наущению Лавана, Ревекка выслала на защиту Иакова
72 человека, некоторые еврейские толкователи видели в «Ангелах Божиих»
или «ополчении Божием» просто путников, караван которых ободрил Иакова в
его страхе.
Иосиф Флавий (Antiqu. 1:20, 81) говорит о некоторых «видениях»
(fantasmata), бывших Иакову при приближении к Ханаану и предвещавших ему
«благие надежды» в будущем. Но оба толкования явно извращают прямой
смысл библейского текста: «Ангелы Божии» суть те же небесные охранители
избранника Божия, каких он видел во сне на пути в Месопотамию (гл. 28).
Название их «ополчением Божиим» (machoneh Elohim) соответствует
совершенно обычному в Ветхом Завете названию мира ангельского «воинство
небесное» (Нав 5:14; Пс 102:21). Что нередко назывался сонм Ангелов
«ополчением Божиим» видно из 1 Пар 12:22. Двойственная форма имени
«Маханаим» объясняется так, что Иаков разом видит два стана: земной
(собственный) и небесный (Ангелов), или же — два сонма Ангелов;
последнее толкование предложил, между другими, р. Ярхи: по нему, один
сонм был Ангелы-хранители страны Халдейской, сопровождавшие его
невредимым до пределов Ханаана, а другой сонм — Ангелы-хранители земли
Ханаанской теперь принимавшие Иакова от первых на хранение (ср. толков.
28:12–13). Верование в охранение Ангелами отдельных лиц (Пс 33:8 и др.)
и целых народов и царств (Дан 10:13, 21; 12:1) — учение библейское.
Маханаим — впоследствии город убежища (Нав 21:36) упоминается не раз в
истории Давида и Соломона (2 Цар 2:8; 17:24, 27; 19:32).
3 Получив ободрение от небесных вестников-Ангелов (maleachim), Иаков
посылает земных вестников (тоже — maleachim, почему раввины высказывали
абсурдную мысль о посольстве Ангелов Иаковом) к Исаву, в Сеир. Последнее
название, бывшее прозванием Исава (на основании внешнего вида его, Быт
25:25 др. прозвание его — Едом, 36:1, вероятно, ввиду случая с
чечевицею, 25:30), здесь употреблено пролептически (как в Быт 14:6) о
гористой и обильной пещерами территории троглодитов хореев, на восток от
Иордана, позже занятой племенами Исава (Втор 2:12, 4–5, 8). Исав с
семьею переселился туда позже (Быт 36:6), но, может быть, уже кочевал по
своим будущим владениям, представлявшим удобства для его любезного
занятия — охоты.
4-5 Названия: «господин» для Исава и «раб» для себя со стороны Иакова,
получившего высшее благословение и господство над Исавом, — акт
восточной вежливости (ср. Быт 23:6; 1 Цар 24:9), а вместе с указанием на
возможность подарков Исаву — и очевидное captatio benevalentiae.
6 На это приветствие ответа не было получено, напротив, получилось
тревожное известие, что Исав идет на встречу с 400 мужей, — вероятно, из
племени Измаила, с которым Исав уже ранее породнился (28:8–9).
7-8 Боязнь Иакова, несмотря на божественные обетования защиты (28:13–15;
31:13), — на что не без основания обращали внимание уже иудейские
толкователи — обнаруживает, конечно, несовершенство веры Иакова в
Промысл Божий (вера его чрезвычайно уступала в силе и твердости своей
вере Авраама, Быт 15:6). Соответственно этому он употребляет прежде
всего чисто человеческое средство защиты ожидаемых враждебных действий
от Исава. Можно думать, впрочем, что, кроме естественной привязанности к
жизни и страха за себя и семью, внутреннее беспокойство Иакова
вызывалось упреками его совести за обман его в отношении Исава. Этот
высший мотив, естественно, обращает мысль Иакова к Богу.
9-11 В сознании недостаточности человеческих сил и средств, как орудий
защиты от предстоящей опасности, Иаков обращается с молитвою к Богу
отцов. Эта, первая в Библии, молитва (если не считать ходатайства
Авраама за содомлян, 18:23 и д.) имеет все признаки истинной молитвы,
отличаясь искренностью, детской простотой, благодарностью к Богу,
смирением пред Ним и надеждой на Него одного.
В начале молитвы — исповедание Бога Богом спасения и указание на прямое
повеление (31:13) Божие Иакову возвратиться на родину, с обетованием —
быть с ним (10). В сравнении с теми великими благодеяниями, которые
обещал и даровал уже Господь Иакову, он чувствует свое ничтожество,
недостоинство, тем более, что у него налицо — осязательное
доказательство промышления Божия о нем, в виде обогащения его в
Месопотамии, между тем как туда он направлялся с одним посохом
(еврейские толкователи, обращая внимание на конструкцию bemaqeli, с
жезлом, или, точнее, посредством жезла, полагали, что Иаков жезлом
разделил Иордан). Усиленно молясь о спасении, Иаков выражает боязнь за
целость семьи — «чтобы Исав не убил его и матери с детьми» (12).
Последнее выражение — ходячая фраза (Ос 10:14; Втор 22:6), означающая
полноту и вместе жестокость, кровожадность истребления.
12 Основанием надежды Иакова служат обетования Божии ему и отцам его
(28:13; ср. 22:17).
Иаков посылает навстречу брату дары.
13 Иаков остается ночевать на месте молитвы, по мнению Абарбанеля, в
ожидании ответа на нее. Под впечатлением молитвы Иаков отменяет
первоначальное намерение свое — спасти бегством от Исава хотя бы
половину стана (ст. 7) — и решает идти прямо навстречу Исаву, предпослав
прежде дары ему.
14-20 В выборе лучшего из скота и в порядке отправления его — отдельными
стадами, наконец, в поручении рабам подготовить Исава к милостивой
встрече Иакова видно большое знание Иаковом человеческого сердца и
средств действовать примиряюще на самое гневливое сердце.
21-23 Переведя скот и семью через Иавок — на южную сторону его, Иаков
сам остается на северной. Поток Иавок, теперь Зерка, берет начало из гор
Васана и впадает в Иордан с левой стороны, почти на половине расстояния
между Тивериадским озером и Мертвым морем. Остается Иаков один,
вероятно, для молитвы.
Иаков борется с Ангелом.
24-29 Таинственный борец, ночью боровшийся с Иаковом, повредивший ему
бедро и переименовавший его в Израиля, по словам пророка Осии (Ос
12:3–4), был Богом. Сам Иаков (ст. 30) признает, что видел Бога, лицо
Божие. Поэтому иудейское и христианское толкование данного места
одинаково признают борца явлением из небесного мира — Ангелом. При этом
церковные учители и многие позднейшие толкователи христианские видели в
этом Ангеле Ангела несотворенного — Ангела Сущего, ранее являвшегося
Иакову при Вефиле (28 гл.) и в Месопотамии (36 гл.) и, по верованию
Иакова, охранявшего его всю жизнь (48:16).
Мнение некоторых раввинов, будто боролся с Иаковом Ангел-хранитель Исава
или даже демон мстил Иакову за Исава, конечно, странно, но заключает в
себе некоторый элемент истины, поскольку ставит таинственное борение
Иакова с враждебными отношениями его к брату. Иаков доселе боролся с
братом, и средствами не всегда безукоризненными. Теперь Ангел Господень
«влагает смелость в Иакова, который боялся брата» (блаженный Феодорит,
там же). Но Иаков достигает этого благодатного ободрения путем борьбы с
Ангелом Божиим, борьбы, бывшей не только напряжением физической силы
Иакова (Ос 12:3, beono, «в силе, крепости своей»), но и еще большим
напряжением сил духовных, молитвою веры: по пророку Осии, Иаков в
борении своем с Ангелом Божиим «и превозмог, но плакал и умолял Его»
(12:4). Указание на духовный момент борьбы заключается и в повествовании
Моисея — в просьбе Иакова благословить его (ст. 26).
По этой внутренней стороне своей, борьба Иакова с Ангелом Господним,
есть тип духовного борения веры, не поддающейся никаким испытаниям и
трудностям жизни; вместе же с тем она есть и предизображение всей
будущности потомства Иакова, отселе получающего (ст. 28) имя Израиля, —
всей ветхозаветной теократической истории. Вообще, по характеру и
значению своему богоборство Иакова напоминает ночное видение Авраама
(гл. 15), в котором также (но более конкретно) предизображалась будущая
история избранного народа, складывавшаяся также из противодействия
народа божественному призванию, обладания им непреходящими духовными
благами и временных испытаний и потерь материальных.
Что борьба Иакова не была сновидением или вообще явлением визионерным,
видно уже из употребленного в еврейском тексте глагола abaq (ст. 24–25;
Евр 25–26) — сражаться подобно атлету (покрываясь пылью), а еще более из
повреждения состава бедра его (nervus ischiadicus) и хромоты его
вследствие того (ст. 25, 31). Так, «и по пробуждении Иакова стегно его
оставалось поврежденным, и он продолжал хромать, чтобы не почесть ему
видения мечтою, но в точности дознать истину сновидения» (блаженный
Феодорит). Вместе с тем это должно было научить Иакова, что победа
дарована ему только по снисхождению таинственного Борца. И Иаков, как бы
уразумев смысл борьбы, не хочет расстаться с борьбой и Борцом без
благословения с Его стороны (ст. 26). Но Ангел Господень — применительно
к воззрениям древних, что богоявления посещают человека только ночью,
говорит Иакову о необходимости удаления Его с восходом зари (по
раввинскому объяснению, Ангел спешит, чтобы с ангельскими сонмами
принести Богу утреннюю хвалу, Beresch. r. Par. 78, s. 378).
Просимое Иаковом благословение дается ему в перемене его имени,
сообразно обстоятельствам дела и внутренней настроенности Иакова. Отселе
прекращается его борьба хитростью — «запинание» в отношении к людям и
обстоятельствам (в получении благословения, в отношениях к Лавану и
проч.), и начинается священное борение его духом за высшее
богодарованное призвание; посему вместо прежнего природного имени
«Иакова» ему и потомству его даруется священное, теократическое имя
«Израиль» — по объяснению самого текста «богоборец» (святой Иоанн
Златоуст толкует: «видящий Бога», — по значению подходило бы и это
объяснение, но этимологически оно едва ли возможно), — путем постоянства
подвига молитвы (ср. Евр 5:7) принимающий духовные блага от Бога, что
вместе с тем будет залогом победы Иакова-Израиля и над врагами. Получив
новое имя от Ангела Господня, Иаков вопрошает и Его об имени, но Он не
называет Себя.
По сравнению с мазоретским текстом у LXX, в слав. и рус. есть в ст. 29
прибавка к еврейскому тексту: «оно чудно», — сходная с Суд 13:18,
подтверждающая, что боролся он с Ангелом Божиим, и видимо имевшая место
в оригинальном списке.
30 Географическое положение Пенуэла точно неизвестно; упоминается
впоследствии в истории Гедеона (Суд 8:8) и Иеровоама (3 Цар 12:25).
31-32 Обычай неупотребления «вертлюжьей жилы» животного, доселе
соблюдаемый евреями, восходит ко времени до Моисея, который, не внося
его в законодательство свое, отмечает, однако, существование его и дает
видеть важность его, коренящуюся в важности исторического события,
послужившего его опорою.