|
|
Книга Бытия
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
Глава
26
1 Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама;
и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар.
2 Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой
Я скажу тебе,
3 странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе
и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву [Мою], которою Я
клялся Аврааму, отцу твоему;
4 умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все
земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные,
5 за то, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что
Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои.
6 Исаак поселился в Гераре.
7 Жители места того спросили о [Ревекке] жене его, и он сказал: это
сестра моя; потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня,
думал он, жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом.
8 Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь Филистимский,
посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею.
9 И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты
сказал: она сестра моя? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть
бы мне ради ее.
10 Но Авимелех сказал [ему] : что это ты сделал с нами? едва один из
народа [моего] не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех.
11 И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснется к сему
человеку и к жене его, тот предан будет смерти.
12 И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так
благословил его Господь.
13 И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того,
что стал весьма великим.
14 У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных
полей, и Филистимляне стали завидовать ему.
15 И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его
Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею.
16 И Авимелех сказал Исааку: удались от нас, ибо ты сделался гораздо
сильнее нас.
17 И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и
поселился там.
18 И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни
Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама
[отца его]; и назвал их теми же именами, которыми назвал их [Авраам,]
отец его.
19 И копали рабы Исааковы в долине [Герарской] и нашли там колодезь воды
живой.
20 И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И
он нарек колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним.
21 [Когда двинулся оттуда Исаак,] выкопали другой колодезь; спорили
также и о нем; и он нарек ему имя: Ситна.
22 И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не
спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал
нам пространное место, и мы размножимся на земле.
23 Оттуда перешел он в Вирсавию.
24 И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего;
не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое,
ради [отца твоего] Авраама, раба Моего.
25 И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там
шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь, [в долине Герарской].
26 Пришел к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол,
военачальник его.
27 Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели
меня и выслали меня от себя?
28 Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы
сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз,
29 чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали
тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен
Господом.
30 Он сделал им пиршество, и они ели и пили.
31 И встав рано утром, поклялись друг другу; и отпустил их Исаак, и они
пошли от него с миром.
32 В тот же день пришли рабы Исааковы и известили его о колодезе,
который копали они, и сказали ему: мы нашли воду.
33 И он назвал его: Шива. Посему имя городу тому Беэршива [Вирсавия] до
сего дня.
34 И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра
Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина;
35 и они были в тягость Исааку и Ревекке.
Пребывание
Исаака в Гераре.
Глава 26 — единственная в книге Бытия глава, посвященная исключительно
истории Исаака, тогда как со ст. 20 гл. 25, равно и в гл. 27 и 28, 16
ст., история Исаака соединяется с историей сынов его, а ранее того она
входила в историю Авраама. Эта глава излагает внешние обстоятельства
жизни Исаака, имевшие место спустя, не менее 75 лет после подобного же,
по обстоятельствам дела, посещения Герара и Вирсавии Авраамом (Бытие 20
и 21 гл.). При очевидном сходстве двух библейских рассказов они
представляют и немало различий, имеют явно неодинаковые сюжеты, так что
ничто не оправдывает мнения некоторых библейских критиков (напр., Н.
Gunkel, в Handkommentar z. Alt. Test. hrgs. n. W. Nowack, Genesis,
Gottingen 1901), будто в упомянутых эпизодах 26 гл. мы имеем лишь
неудачные дублеты аналогичных рассказов гл. 20 и 21.
1-2 «Авимелех» — «отец мой царь» или «царь отец мой» — обычный титул
царей филистимских, как «фараон» египетских: имя Авимелеха носят цари
филистимские времен Авраама (Быт 20–21 гл.), Исаака (26) и Давида (Пс
30, ср. 1 Цар 21:13). Вероятно, Исаак имеет дело с преемником Авимелеха
— современника Авраама: современный Аврааму Авимелех является с чертами
большего благородства, чем современник Исаака. Возможно, впрочем, и то,
что в обоих случаях действует одно и то же лицо (припомним долголетие
того времени). Последнее можно предположить и о Фихоле, военачальнике
Авимелеха, тоже выступающем и в истории Авраама, и в истории Исаака,
хотя некоторые склонны видеть и в имени «Фихол» (с еврейского — «уста
всех») нарицательное имя докладчика просьб или жалоб у филистимского
царя. Герар, по Деличу, — теперь Кир-бет-Ель-Герар, в южной части
Палестины. История Исаака по 26 гл. начинается тем же бедствием голода,
каким посещен был Авраам в первое время по поселении его в Ханаане
(12:10). По примеру отца, Исаак имел двинуться в Египет. Но Бог каждого
избранника Своего ведет сообразно его потребностям, а прежде всего —
соответственно Своим премудрым планам. Посему Он и не дозволил Исааку
путешествия в Египет, что разрешено было Аврааму.
«Владыка Бог, говорит блаженный Феодорит (вопр. на Бытие, 78-й), во всем
дает видеть Свою премудрость и попечительностъ. Ибо и Аврааму дозволил
идти в Египет не потому, что затруднялся пропитать его в Палестине, но
чтобы египтянам показать добродетель сего мужа и побудить их к
соревнованию добродетели патриарха. Исааку же повелел оставаться в
Палестине и снабдил его обилием всего необходимого… Ибо при скудости и
недостатке необходимых вещей, когда земля сделалась бесплодною, Исаак,
посеяв, собрал обильный плод (12 ст.)» По мнению еврейских
комментаторов, Исаак не мог оставлять святую землю, как освященный в
жертвоприношении (L. Philippson, Dieisraelitische Bibel. Th. 1, 1859, s.
124). Может быть, имела здесь значение и непродолжительность голода.
3-6 Для ободрения Исаака Господь повторяет ему обетования, данные
Аврааму (ср. 12:3–7; 13:15; 15:7–18; 18:18), но частью с сокращением,
частью с нарочитым указанием, что милости Божии даруются Исааку именно
ради Авраама — его верности всему заповеданному Богом: повелениям (евр.
мицвот), уставам (хуккот) и законам (торот). Последние термины носят
специфический характер Моисеевой терминологии и чаще всего встречаются
во Второзаконии. Различие между этими терминами, указываемое иуд.
комментаторами (Раши, Абарбанель), очень неопределенно (см. Philippson,
s. 125–126); во всяком случае по отношению к Аврааму они имеют
совершенно общий смысл, без специального отношения к отдельным случаям
его жизни (по Абарб.: мицва — обрезание Исаака и изгнание Измаила; хукка
— жертвоприношение Исаака; тора — женитьба Исаака на родственнице);
раздельным же указанием этих терминов «премудрость Божия, по словам св.
И. Златоуста, возбуждает дух праведника (Исаака), ободряет его и
направляет к тому, чтобы он стал подражателем отцу своему» (Творен. св.
И. Злат. в русск. перев., Спб. 1898, т. IV, кн. 2-я, Бес. 41, с. 552).
Приключение с Ревеккою.
7-11 Слав.: царь герарский, по LXX (в некоторых, впрочем, списках
LXX-ти) Fulistiim (57, 130, 15, 72, 82, 135 у Гольмеса), русск.:
филистимский, Евр: pelischtim, Vulg.: Palestinorum. Приключение это,
вполне аналогичное с двукратным случаем с Авраамом и Саррой в Египте
(12:13 и д.) и в Гераре же (20:2 и след.), отличается от последних по
некоторым подробностям.
Малодушие Исаака является менее извинительным и благовидным, так как он,
по-видимому, подвергался меньшей опасности, чем Авраам. Супружеские
отношения Исаака к Ревекке обнаруживаются в данном случае для царя не
через грозное божественное посещение (как при Аврааме), а случайно —
через любовное обращение Исаака (таково значение «играния» его, ст. 8) с
женой. Авимелех не берет Ревекки в свой дом, как то сделали с Саррою
фараон и после царь филистимский, а лишь опасается за возможность
преступления (ашам, ст. 10–11, ср. 20:9) в отношении к ней со стороны
кого-либо из его народа (Куртц и Делич видят здесь указание на
преклонный возраст Авимелеха). Во всяком случае грозное вразумление царя
и народа при Аврааме жило в памяти жителей Герара.
Обогащение Исаака и удаление его из Герара.
12 Если Авраам был простым номадом и разве иногда делал насаждение
деревьев (21:33), то Исаак начинает уже, наряду со скотоводством,
заниматься и земледелием, и Иаков развивает эту отрасль промышленности,
по-видимому, в больших размерах (ср. сон Иосифа о снопах, 37:7).
Подобным образом поступают и нынешние бедуины Аравии, Сирии и Палестины.
Начало регулярного земледелия у древних евреев относится ко времени
жизни их в Египте. По сирийскому тексту (Пешито), LXX, славян, и
русскому, Исаак сеял ячмени. LXX и др. читали в еврейском тексте seorim,
ячмень («ekatosteuousan kriqhn»); в масоретском текте: schearim, шеарим
— мера неизвестной величины; Vulg.: centuplum. Следует, кажется, отдать
предпочтение последнему чтению, т. е. видеть здесь мысль о хлебе вообще,
а не о ячмене только (ср. Суд 7:13; 3 Цар 4:28; ячмень был основным
продуктом питания большинства древних евреев. Пшеница же была достаточно
элитным продуктом и почти всегда упоминается при жертвоприношении и
наряду с вином и елеем). Сторичный урожай, весьма редкий в Палестине и в
древнее время (Мф 13:8), и теперь (обычный урожай — сам 25–30), был
даром особенного благоволения Божия Исааку за его послушание.
13 Locupletatus est homo (Vulg.). M. Филарет: сделался богатым.
14-16 Богатство и сила Исаака возбуждают зависть филистимлян, которая
обнаруживается сначала косвенно, хотя и весьма чувствительно для него, в
засыпании его колодцев, без которых он со стадами уже не мог кочевать в
окрестности Герара (засыпание колодцев на Востоке весьма большое
преступление, выражающее и вызывающее сильную вражду; обычным было во
время войны). Затем Авимелех прямо требует удаления Исаака из Герара, из
опасности для себя со стороны сильного шейха. Несправедливое и
немилосердное, хотя и естественное политически (ср. опасение фараона,
Исх 1:8–9), требование это явилось как бы наказанием за ложь Исаака
относительно Ревекки.
17-22 Кроткий Исаак уступает насилию и покидает резиденцию Авимелеха
(ср. ст. 8) и поселяется в долине близ Герара. Но столкновения из-за
воды продолжаются, и Исаак, по-прежнему уступая филистимлянам,
увековечивает свое право на отбираемые ими колодцы и несправедливость их
притязаний — в именах колодцев: «Есек» (спор, ссора), по LXX (читавшим
escheq) «adikia» слав. «обида», ст. 20, и «Ситна» (ожесточенная,
сатанинская вражда), по LXX tecuria, у Акилы: antikeimenh, ст. 21. Но
затем Бог дает кроткому Исааку свободу от врагов, и он называет колодезь
«Реховоф» (пространные места), у LXX: Eurucwria. Во время этих споров
Исаак, вероятно, не раз переменял место и стана своего (имеет, поэтому,
значение добавление у LXX в ст. 21: «двинулся оттуда Исаак»). Намек на
имена последних двух колодцев можно видеть в лежащих к северо-востоку от
Газы колодцах Schutein и Ruhaibeh.
23-25 Новое богоявление Исааку успокаивает его насчет опасности от
филистимлян (ср. 15:1), подтверждая обетования, данные Аврааму, причем
Бог впервые называется «Богом Авраама», конечно, «не в том смысле, как
будто бы одним патриархом Он ограничивает владычество Свое, но чтобы
показать великое Свое к нему благоволение» (св. И. Злат., с. 561).
Построение (ст. 25) Исааком жертвенника прежде шатра своего есть дело
его благочестия, и совершенно напрасно оно признается доказательством не
подлинности отрывка (Gunkel, s. 276).
26-30 Евр. Achusath merehu LXX передают: Ocozaq o numfagwgoV autou,
понимая первое слово как собств. имя лица (так русск., слав.; Vulg,:
Ochosath amicus). Тарг. Онкелоса, арабскские переводчики и блаженный
Иероним понимают первое слово в нариц. смысле: collegium amicorum. Но
первое понимание, помимо его большей логической естественности, следует
предпочесть и ввиду аналогии имени Ахузаф с Голиаф (1 Цар 17), Гениваф
(3 Цар 11:20). Фихол упоминается и в истории Авраама (21:22–33), может
быть — одно и то же лицо. При сходстве рассказа 26:26–31 о союзе Исаака
с Авимелехом и 21:22–32, тем резче выступает и большая уступчивость и
кротость Исаака сравнительно с Авраамом, и меньшее благородство
Авимелеха, слова которого (ст. 29) представляют явное искажение истины.
31 Исаак великодушно прощает бывших врагов, ставит с ними союз и
устраивает пир.
32-33 По удалении Авимелеха, Исаак находит проявление милости Божьей в
нахождении пастухами его воды. Чтение LXX: ouc euromen (слав. не
обретохом воды) обязано ошибочному чтению Евр lo (ему) как l’о (не);
некоторые кодексы LXX (у Гольмеса) опускают ouc. Контекст опровергает
подлинность этой частицы: в след. стихе читаем, что Исаак дает имя этому
колодцу «Шива», — что же за колодезь без воды? Шива (ст. 33) собств.
седьмерица, затем клятва, у LXX orkoV (слав.: клятва); Акила и Симмах
читали евр. sabeah, насыщение, и передали: plhsmonh; подобно и в Vulg. —
abundantia, и у блаженного Иеронима — saturitas. Но чтение и понимание
LXX заслуживает предпочтения, так как здесь же (ст. 33) приводится
название города Беершива (Вирсавия) от евр. schibea или schebuah,
клятва, — как прямо изъяснено в 21:31; упоминание о клятве для Исаака
вполне естественно как по подражанию отцу (см. указ. м. и ср. ст. 18
данной гл.), так и по заключению союза с Авимелехом — (ст. 26–31).
34-35 Говоря о женитьбе Исава (по примеру Исаака, 25:20, 40 лет)
одновременно на 2-х женах, дают видеть необузданную чувственность его и
небрежение о чистоте своей крови — обе жены были хананеянки (имена их
немало разнятся по данному м., и по 36:2–3), к ним после он взял еще
3-ю, дочь Измаила (28:9). Замечанием о непокорности их Исааку и Ревекке,
по мысли святого Иоанна Златоуста (с. 566), показывается причина, почему
Ревекка и Исаак, по 27 гл., лишают Исава благословенья на первородство.