|
|
Книга Есфири
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Книга
Есфирь называется так по имени главной героини своего повествования -
евреянки Есфири, сделавшейся персидской царицей - супругой царя "Артаксеркса"
и оказавшей в этом звании бессмертную услугу своему народу - спасением
от покушения на его истребление царедворцем Аманом. Это замечательное в
истории еврейского народа событие было поводом (установлению особого
еврейского праздника (Пурим), почему и история Есфири есть вместе
история происхождения праздника "Пурим" (Phuri^m, жребий). По
свидетельству II кн. МаккавейскоЙ, этот праздник праздновался евреями
уже в 160 г. до Р. X. (во времена Никанора); упоминает о нем и Иосиф
Флавий, и до настоящего времени этот праздник торжественно празднуется
евреями в синагогах 13-14 числа месяца адара. Все это в служит
доказательством - с другой стороны - действительности события,
рассказываемого кн. Есфирь, особенно когда принять во внимание
внутренние признаки исторической достоверности повествования, т.е.
полное согласие описания нравов и обычаев со всем, что мы знаем об
обычаях персов за описываемое время.
Писатель книги точно неизвестен. Климент Александрийский и некоторые
раввины усвояют ее Мардохею, Талмуд - великой Синагоге. Принадлежность
книги Мардохею как будто подтверждается в гл. К, 20 ст., хотя из этой же
главы 31 ст. приходится заключить, что самый конец книги, по-видимому,
не принадлежит Мардохею. Во всяком случае Мардохею принадлежит,
вероятно, наибольшая часть всей книги. Немало указаний на это можно
находить в самой книге: рассказчик, несомненно, жил при дворе, потому
что вполне знает персидские обычаи, нравы и двор; говорит о современных
ему событиях персидской империи (существовавшей 536-330 до Р. X.),
ссылается на летописи мидян и персов (X, 2); рассказ писан, по всем
признакам, в Персии, в самых Сузах, что подтверждается и отсутствием
ссылок на Иудею и Иерусалим; на принадлежность книги Мардохею могут
указывать и другие обстоятельные подробности, напр., при описании пира
Агасвера, а также упоминание имен великих сановников и евнухов, жены и
детей Амана и т.п.
Помещаемая в числе канонических, книга Есфирь имеет, однако,
значительные позднейшие вставки или прибавления, составляющие ее
некангоническую часть (в LXX и Вульгате) и не имеющие места в
оригинальном (еврейском) тексте. Таких вставок семь: 1) Сон Мардохея и
раскрытие заговора против царя (LXX впереди I, 1 ст.;Вульг.: XI-XI1);
2)Указ Амана (упоминаемый в III,12) против иудеев (LXX после
III,13;оВульг. XIII,1-7); 3) обращение Мардохея к Есфири (LXX: после
IV,8 Вульг.: XV, 13); 4) Молитвы Мардохея и Есфири LXX после IV, 17;
Вульг.: XIII, 8-XW); 5) Подробности посещения Есфирью царя Aracвepa (LXX:
V, 1-2; Вульг.: XV, 4-19); 6)Указ Мардохея, упоминаемый в VIII, 9 (LXX,
после VIII, 12; Вульг.: XVI); 7) Изъяснение сна Мардохея (LXX: после Х
гл. с упоминанием о введении праздника Пурим в Египте; Вульг.: X, 4-13).