|
|
Деяния Св. Апостолов
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Глава
18
1 После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф;
2 и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно
пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, - потому что Клавдий
повелел всем Иудеям удалиться из Рима, - пришел к ним;
3 и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их
было делание палаток.
4 Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов.
5 А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был
духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос.
6 Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои,
сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к
язычникам.
7 И пошел оттуда, и пришел к некоторому чтущему Бога, именем Иусту,
которого дом был подле синагоги.
8 Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим,
и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились.
9 Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не
умолкай,
10 ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много
людей в этом городе.
11 И он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию.
12 Между тем, во время проконсульства Галлиона в Ахаии, напали Иудеи
единодушно на Павла и привели его пред судилище,
13 говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону.
14 Когда же Павел хотел открыть уста, Галлион сказал Иудеям: Иудеи! если
бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину
выслушать вас,
15 но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то
разбирайте сами; я не хочу быть судьею в этом.
16 И прогнал их от судилища.
17 А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его перед
судилищем; и Галлион нимало не беспокоился о том.
18 Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в
Сирию, - и с ним Акила и Прискилла, - остригши голову в Кенхреях, по
обету.
19 Достигнув Ефеса, оставил их там, а сам вошел в синагогу и рассуждал с
Иудеями.
20 Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился,
21 а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести
приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если
будет угодно Богу. И отправился из Ефеса. (Акила же и Прискилла остались
в Ефесе).
22 Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и
отошел в Антиохию.
23 И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну
Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.
24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый
и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и
учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла
приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
27 А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним
ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много
содействовал уверовавшим благодатью,
28 ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что
Иисус есть Христос.
Павел
в Коринфе (1-17). Отплытие его через Ефес в Иерусалим (18-23). Начало
третьего апостольского путешествия (22-23). Аполлос Александрианин
(24-28).
1 Коринф - знаменитейший в древности, большой торговый и богатый город,
на перешейке между Эгейским и Ионийским морями, с двумя гаванями на
восточной и западной стороне, резиденция в то время римского правителя -
проконсула.
2 Иудей, именем Акила, и жена его Прискилла, - вероятно, еще не были
тогда просвещены верою Христовою, и Павел остановился у них благодаря не
одинаковости веры, а одинаковости ремесла. Впрочем, вероятно, вскоре все
они были обращены в христианство апостолов (см. ст. 26).
Акила - греческое произношение латинского имени Аквила; каково было
еврейское имя его, неизвестно.
Родом Понтянина - жителя Мало-Азийской провинции Понта, примыкавшей к
Черному морю.
Об изгнании иудеев из Рима, по указу императора Клавдия, говорит римский
историк Светоний (гл. 25 жизнеописания Клавдия), сообщая, что поводом к
этому были возмущения иудеев, производимые каким-то иудейским
возмутителем, выдававшим себя за Христа. Когда, по смерти Клавдия,
многие из изгнанных иудеев стали возвращаться опять в Рим (XXVIII:17 и
д. ), и Акила с Прискиллою поступили также (Рим XVI:3).
Прискилла - уменьшительное имя от латинского Приска.
3 "Делание палаток" - для путешественников, для военных надобностей и т.
п. - было довольно обычным и выгодным ремеслом. Павел был обучен ему -
по обыкновению того времени обучать детей своих какому-либо ремеслу,
хотя бы это были дети богатых родителей, чтобы обеспечить им полную
независимость в средствах пропитания. На эту независимость много раз
ссылается Павел, как на одно из немаловажных условий успеха своей
проповеди (XX:34; 1Кор.IV:12; 1 Сол II:9; 2 Сол III:8).
4 "Говорил... убеждал..." в синагоге, что предполагает само собою
разговорный способ проповеди, дозволявшийся в синагогах, как видно и из
Евангелия (Ин IV:25-59). Из дальнейшего (6 ст. ) видно, что проповедь
апостола не приносила вначале желанных плодов ("противились и
злословили"), так что и для подкрепления апостола потребовалось
нарочитое явление ему Господа (9-10 ст., ср. 1Кор.XIV:9, 18).
5 "Пришли из Македонии Сила и Тимофей..." - см. XVII:14.
"Понуждаем был духом..." - выражение, указывающее на особое напряженное
состояние духа апостола, в противовес особо упорному противлению иудеев.
6 "Отрясши одежды свои..." - то же, что отрясти прах от ног своих
(XIII:51) - выражение решительного разрыва и отделения от неверующих.
"Кровь ваша на главах ваших..." (Мф XXIII:35; XXIV:25) - т. е. ваша
вина, ваша и расплата за нее - кровавыми наказаниями Божиими,
возвещенными в Евангелии, и вечною гибелью.
"Я чист..." - поскольку исполнил все от меня зависящее, чтобы вы познали
истину и, познав, отвратили от себя не только временную, но и вечную
гибель, уготованную непокорным (Рим I:32; VI:16, 21, 23; VII:5-10, 13 и
др. ).
"Отныне иду к язычникам..." - ср. XIII:46.
7 Переход апостола к проповеди язычникам и поселение в доме подле
синагоги, являя его возбужденное состояние и решительность характера,
сообразовалось сего правилом возбуждать ревность сродников своих по
плоти (Рим XI:14). "Поселился в соседнем доме, чтобы это самое соседство
возбудило в них ревность, если бы они захотели" (Злат. ). И
действительно, столь решительная и величавая мера не замедлила
произвести свое спасительное для многих действие. Пример подал сам
начальник синагоги (ср. XIII:15), Крисп, один из немногих крещеных самим
апостолом (1Кор.I:14). Этот Крисп был впоследствии епископом на острове
Егине, у берегов Греции, в Саронском заливе (Чет. -Мин., Янв. 4).
9 "В видении..." - не во сне, хотя и ночью, а именно в видении, в
бодрственном состоянии (ср. XVI:9). Возможно, что под влиянием
тягостного чувства и опасений открытого возмущения иудеев апостол думал
оставить Афины или ослабить проповедь, подобно Иеремии (XX:7 и д. ).
Посему Господь и воодушевляет его, заповедуя не бояться и не умолкать и
обещая Свою помощь и заступление.
10 "У Меня много людей в сем городе..." Под этими людьми, коих Господь
называет Своими, разумеются не только обратившиеся уже к Нему и
известные Павлу, но главным образом (ср. Ин X:16; XI:52) имеющие
обратиться к Нему, предоставленные к вечной жизни в этом городе
(XIII:48).
12 "Во время проконсульства Галлиона в Ахаии..." По римскому разделению
провинций, Ахаия обнимала всю собственно Грецию со включением и
Пелопоннеса. Сначала, как сенатская провинция, она управлялась
проконсулами; потом же, при Тиверии, сделавшись императорскою, стала
управляться прокураторами. Но Клавдий опять отдал ее сенату и под
управление проконсулов. В описываемое Дееписателем время (53-54 годы по
Р. X. ) проконсулом Ахаии упоминается Юний Анней Галлион, брат
известного философа Сенеки, воспитателя Неронова, умерший так же, как и
Сенека, от руки Нерона. Фамилия Галлион принята им от усыновителя своего
- ритора Л. Юния Галлиона, прежде же того он назывался Юлий Анней Новат.
По отзыву брата его Сенеки, это был весьма мягкий, честный,
человеколюбивый и опытный правитель, что согласно и с рассказом
Дееписателя.
13 "Чтить Бога не по закону..." - глухое выражение, имеющее в виду
указать, вероятно, на деятельность Павла, как вообще на нечто
разрушительное для законов и, в частности, для закона Моисеева.
14-15 Галлион совершенно справедливо отклоняет от себя возбужденное
иудеями дело, объявляя его не подлежащим судебному разбирательству, как
дело скорее научной, а не судебной компетенции.
"Об учении и об именах", - вероятно - именах Мессии, предвозвещенных в
Ветхом Завете, которые разбирал Павел, доказывая, что Иисус есть
истинный Мессия (ст. 5).
"О законе вашем..." - верный взгляд Галлиона на это дело, как дело, не
касающееся законов римских, охранение которых лежало на обязанности
проконсула.
16-17 "Прогнал их...", очевидно, силою, вызванный к тому, вероятно,
обычною назойливостью иудеев, добивавшихся осуждения Павла с нарушением
порядка и всякого приличия. Изгнание иудеев из судилища сопровождалось
побоями их, в чем приняли участие, кроме слуг проконсула, все Еллины, т.
е. из бывших тут, причем более всех пострадавшим был Сосфен, начальник
синагоги (вероятно, преемник Криспа), расправа с которым должна была
дать особенную острастку остальным иудеям. Этот Сосфен был потом обращен
апостолом ко Христу, был его сотрудником (1Кор.I:1) и после епископом в
Колофоне, в Малой Азии (Чет. -Мин. Янв. 4).
"Галлион ни мало не беспокоился о том", что иудеям причинялась уже явная
обида (ст. 14), подлежавшая судебным полномочиям проконсула. Так
исполнилось обещание Господа апостолу, что никто не сделает ему зла;
напротив пострадали лишь сами пытавшиеся причинить это зло. Вероятно,
Галлион отнесся так безучастно к расправе над иудеями, находя, что суд
толпы исполняет в данном случае только то, что должен был сделать сам
закон в применении к нарушившим всякое к нему уважение назойливо
противозаконными домогательствами.
18 Здесь и текст несколько неясен, и событие упоминаемое несколько
загадочно. Неясно прежде всего то, к кому относится выражение остригши
голову, так как, кроме Павла как главного действующего лица в этом
повествовании, это может быть отнесено и к Акиле, имя которого,
по-видимому, недаром и поставлено в греческом тексте позади имени жены
(Прискилла и Акила), в непосредственной близости с данным событием. Как
бы то ни было, и Павел, и Акила могли допустить над собою еврейский
обряд, без большого соблазна для верующих и без особого противоречия
своим убеждениям. Известно из дальнейшего, что Павел участвует в
совершении подобного обряда в Иерусалиме по совету старейших апостолов
(XXI:22 и дал., ср. XVI:3).
Что касается значения самого факта острижения головы по обету, то это
было, вероятно, христианизированное исполнение ветхозаветного закона о
назорействе по обету (Чис VI гл. ). По этому закону дававший Богу обет
назорейства на известное определенное время не должен был, между прочим,
стричь волосы на голове своей; острижение совершалось только или по
истечении срока обета, или в случае осквернения обета (предусмотренных
законом), когда самый обет предписывалось начинать снова. Так как все
эти обряды соединялись с принесением жертвы и, следовательно, могли
иметь место только при храме, исключение чего едва ли допускалось для
живущих в рассеянии и путешествующих, то упоминаемое Дееписателем
острижение главы означало, вероятно, окончание какого-либо частного
обета, для коего апостол воспользовался узаконенным символом.
"В Кенфеях..." - Кенфейская гавань к востоку от Коринфа, откуда Павел со
спутниками отплыл в Сирию.
19 Ефес - главный город малоазийской провинции Ионии, входившей в состав
так называвшейся тогда проконсульской Азии (Асии, см. прим. к XVI:6),
большой торговый приморский город, центр деятельности св. Апостола
Иоанна Богослова. Упоминаемое здесь посещение Ефеса было первым для
апостола язычников.
20-21 Обычная проповедь Ап. Павла в синагоге пришлась, по-видимому, по
сердцу ефесских иудеев, которые "просили его побыть у них долее", но
"приближающийся праздник в Иерусалиме", - вероятно, Пасхи или
Пятидесятницы - было "нужно непременно провести" апостолу (почему?
неизвестно) в Иерусалиме, и он не мог исполнить их просьбы, обещая
вернуться опять, что и исполнил (XIX:1).
"Если будет угодно Богу..." - ср. Иак IV:13-16.
22 "Побывав в Кесарии", так называемой Стратоновой, приморском городе
Палестины, где апостол высадился после переезда через море.
Кратковременное пребывание Павла в Иерусалиме, без указания на особенную
какую-либо деятельность его в этом городе, объясняется, вероятно,
осторожным опасением его, как бы не возбудить излишнего раздражения
иудеев, могущего расстроить его дальнейшие планы, как случилось в
следующее посещение им Иерусалима (XXI:27 и дал. ). Посему, боясь не
смерти и страданий за Христа, а лишения возможности проповедать Слово
Божие, он спешит в новое путешествие в языческие страны (23 ст. и д. ).
Апостол направляется прежде всего в Антиохию Сирийскую (см. XI:19). "Он
питал к этому городу особенную любовь - это человеческое чувство: потому
что здесь ученики стали называться христианами; здесь он был предан
благодати Божией; здесь он успешно окончил дело касательно учения об
обрезании" (Злат. ).
23 "Отправился..." - начало третьего апостольского путешествия Павла.
"Проходил страну Галатийскую и Фригию, - см. к XVI:6, - утверждая всех
учеников..." - т. е. в вере и христианской жизни, что и было целью
посещения этих стран и основанных в них обществ (ср. XIV:21-22, XVI:6).
О посещении апостолом других малоазийских общин не говорится или по
краткости речи, или потому, что апостол и не был в них на сей раз. Не
упоминается и о спутниках Павла, хотя из дальнейшего видно, что с ним
были Тимофей и Epacт (XIX:22).
24 Аполлос - сокращенное имя из Аполлониос. Аполлоний - был сильный
деятель по насаждению христианства в Коринфе (см. 1 Кор), почему
Дееписатель и отмечает его особым вниманием.
"Иудей из Александрии" (Египетской), бывшей центром не только обширной
торговли, но и высшего развития иудейско-еллинской образованности,
представителем которой тогда был знаменитый иудей Филон.
25 Ученый и красноречивый, сведущий в книгах Свящ. Писания, убежденный и
пламенный проповедник, Аполлос обещал особенный успех. "Вот и ученые
мужи начинают проповедовать!... Видишь ли успех проповеди!" - восклицает
по сему случаю Златоуст.
"В начатках пути Господня", т. е. учения и жизни соответственно
заповедям Господа (ср. IX:2).
В начатках, т. е. не вполне, так что Аполлос нуждался еще в точнейшем
объяснении этого пути Господня (ст. 26), что и сделано дальше (26 ст. ).
"Зная только крещение Иоанново...", как и ученики ефесские, упоминаемые
далее (XIX:2-3). Такая неполнота знания и учения Аполлоса о Христе,
конечно, не была неправильностию знания и учения, почему и не
препятствовала Аполлосу, горя духом (Рим XII:11), говорить и учить о
Господе правильно, хотя и неполно.
Получив более полное и обстоятельное познание об учении и делах и лице
Господа Иисуса от Акилы и Прискиллы и приняв крещение во имя Господа
Иисуса и благодать Св. Духа (св. Злат. ), Аполлос выступает в Ахаии уже
облагодатствованным проповедником (27 ст. ).
27-28 Благотворная деятельность Аполлоса в Ахаии прекрасно
охарактеризована Ап. Павлом в 1Кор.III:6: "я насаждал, Аполлос
поливал..." "В том, что он опровергал всенародно, являлось его
дерзновение; в том, что твердо, открывалась сила; в том, что доказывал
Божественными Писаниями, выражалась опытность; ибо и дерзновение само по
себе нисколько не приносит пользы, если нет силы, и сила - без
дерзновения" (Злат. ). Впоследствии Аполлос был епископом в Смирне (в
Малой Азии) пред известным Поликарпом (Чет. -Мин. Янв. 4).