|
|
Деяния Св. Апостолов
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Глава
11
1 Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли
слово Божие.
2 И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его,
3 говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними.
4 Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря:
5 в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил
некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с
неба, и спустилось ко мне.
6 Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных,
зверей, пресмыкающихся и птиц небесных.
7 И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь.
8 Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не
входило в уста мои.
9 И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не
почитай нечистым.
10 Это было трижды, и опять поднялось все на небо.
11 И вот, в тот самый час три человека стали перед домом, в котором я
был, посланные из Кесарии ко мне.
12 Дух сказал мне, чтобы я шел с ними, нимало не сомневаясь. Пошли со
мною и сии шесть братьев, и мы пришли в дом того человека.
13 Он рассказал нам, как он видел в доме своем Ангела (святого), который
стал и сказал ему: пошли в Иоппию людей и призови Симона, называемого
Петром;
14 он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
15 Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас
вначале.
16 Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: `Иоанн крестил водою,
а вы будете крещены Духом Святым'.
17 Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа
Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?
18 Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и
язычникам дал Бог покаяние в жизнь.
19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до
Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.
20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в
Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к
Господу.
22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в
Антиохию.
23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех
держаться Господа искренним сердцем;
24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И
приложилось довольно народа к Господу.
25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в
Антиохию.
26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и
ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
27 В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки.
28 И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей
вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии.
29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие
братьям, живущим в Иудее,
30 что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.
Недовольство на Петра со стороны верующих иерусалимлян за общение с
необрезанными и успокоение недовольных (1-18). Проповедь Евангелия вне
Палестины, особенно в Антиохии (10-21). Варнава и Савл в Антиохии
(22-26). Пророчество о голоде и милостыня христиан в Иудее (27-30).
3 Примечательно, что верующие из иудеев (обрезанных) упрекают Петра не
за то, что он проповедал язычникам Евангелие и крестил их, а зато лишь,
что "ходил к людям необрезанным и ел с ними..." По существу, они не
могли ничего возразить против проповеди Христа между язычниками, так как
не могли забыть повеления Самого Господа учить все народы, крестя их -
Мф XXVIII:18. Протест их касался лишь допущенного Петром общения с
необрезанными. "Тако быша еще косни ученицы Того, Который Сам некогда
столь сильно боролся против неразумно упрекавших Его "яко с мытари и
грешники Сей яст и пиет..." В данном случае протест крайних ревнителей
иудейского закона и обычаев, даже не заповеданных Моисеем, а лишь
составлявших предания неведомых старцев, был тем опаснее, что был
проявлением того лжеучения, которое после с такою резкостью
распространяли иудействующие лжеучители, и которое готово было требовать
обязательности всего иудейства с его обрезанием и обычаями для
вступления в христианство. Это было уже крайностью, с которой борется
Петр, впоследствии еще более Павел - даже после того, как апостольский
собор раз навсегда покончил с этим вопросом в своих авторитетных
постановлениях.
4-17 Пересказ кесарийского события Петром почти буквально точен с
рассказом Дееписателя. Петр не прямо отвечает на обращенный к нему упрек
о хождении к обрезанным и общении с ними, а просто устраняет его столь
непререкаемо явленной волей Божией относительно принятия язычников в
Церковь Христову. Когда это последнее было сделано, - не столько волею и
действиями Петра, как волею и знамениями Божиими, - было бы, очевидно,
неразумным противодействием Богу не признать их полноправными членами
Братства Христова, общение с которыми уже не могло быть чем-либо
зазорным. После такого объяснения, зазиравшие Петра не только
успокоились, но и славили Бога, даровавшего и язычникам покаяние в
жизнь, т. е. вечную, в вечном Царстве Христовом. "Видишь ли, говорит св.
Златоуст, как все сделано речью Петра, обстоятельно рассказавшего о
случившемся? Потому они и славили Бога, что Он и тем даровал покаяние:
так они смирились от этих слов! Тогда-то, наконец, открылась дверь веры
язычникам..."
19 Изложив события, требовавшие особого к ним внимания и имевшие место
после убиения Стефана, вне взаимной связи между собою (гл. VIII, IX, X.
), Дееписатель переходит к указанию деятельности рассеявшимся верующих
за пределами Иудеи и Самарии, о чем им уже было слегка указано. Теперь
Дееписатель хочет нагляднее представить важные результаты и гонения и
рассеяния. "Гонение, - говорит Златоуст, - немало принесло пользы
проповеди Евангельской. Если бы враги старались нарочито распространить
Церковь, то сделали бы не что иное, как это: разумею рассеяние
учителей".
Финикия - приморская полоса земли к северу от Галилеи, в то время
подчиненная римлянам, со знаменитыми некогда городами Тиром и Сидоном.
Кипр - большой остров ближе к Сирофиникийскому берегу Средиземного моря
(см. IV:36).
Антиохия - большой и цветущий тогда город в северо-западной Сирии, на р.
Оронте, в 6 часов пути от моря (около 30 верст), - основана Антиохом,
отцом Селевка Никатора, основателя царства Селевкидов. Преобладавшее
население ее было греческое, немало было и евреев. Греческое образование
и язык были также господствовавшими в городе.
"Никому не проповедуя слова (т. е. Евангелия), кроме, иудеев..." -
следуя правилу, выраженному однажды Апостолом Павлом, что иудеям первым
надлежало быть проповедану Слову Божию (XIII:46). Таким образом,
благовестники Евангелия иудеям, минуя язычников, "делали это не по
страху человеческому, который считали за ничто, а желая соблюсти закон и
еще снисходя к ним..." (Злат. ), т. е. иудеям, считавшим себя
обладателями преимущественнейших прав на оглашение благовестием
Евангелия.
После кесарийских событий (обращение Корнилия) строгое разграничение
иудеев и язычников в правах на вступление в Церковь Христову совершено
теряло силу, и с этого времени начинается усиленное распространение
Евангелия среди язычников. Особенную ревность в этом проявили верующие
из иудеев-еллинистов (Кипряне и Киринейцы, 20 ст. ), которые, придя в
Антиохию, открыто "говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса" имели
полный успех, создав первую большую общину христиан из язычников,
имевшую столь важное значение в первохристианской Церкви.
21 "И была рука Господня с ними..." (проповедниками), т. е. особая
благодатная сила Божия, знамениями и чудесами укреплявшая дало
проповеди.
22 "Слух о сем..." - o logoV pori autwn". "слово о них..." "До Церкви
Иерусалимской..." - в полном ее составе с апостолами во главе, которые
"и поручили Варнаве идти в Антиохию..." Зачем и почему именно Варнаве?
На случай возникновения каких-либо недоразумений - вроде тех, о каких
говорится выше (2-3 ст. ) - и вообще для руководительства новым
христианским обществом - Варнава был, очевидно, более подходящим для
означенных полномочий. Он был родом из того же Кипра, откуда и некоторые
из антиохийских проповедников (ст. 20; ср. IV:36); пользовался особым
уважением в Церкви Иерусалимской (IV:36-37; IX:26-27); был муж добрый и
благодатный (24 ст. ); имел особый дар убедительности и утешительности в
слове, что показывало и самое имя Варнава (IV:36). Такой человек должен
был казаться особенно способным к умиротворению могущих возникнуть
нестроений и к направлению всей жизни общества в надлежащем духе.
23 Прибыв на место, Варнава мог только возрадоваться о благодати Божией
среди антиохийских христиан, коих умолял держаться Господа искренним
сердцем - th proqesei thV kardiaV prosmenein t Kuriw... - слав. :
"изволением сердца трепетно о Господе..." - буквально - намерением
сердца пребывать при Господе. "Похвалив и одобрив народ, он, вероятно,
обратил этим еще больше..." (Злат. ).
24 "Ибо..." - относится к 22 стиху, обосновывая то, почему послан был
именно Варнава, а равным образом годится и для объяснения того, почему
так возрадовался Варнава и принял близко к сердцу состояние
новообращенных.
25 "Варнава пошел в Тарс искать Савла..." - без сомнения, для того,
чтобы направить его на открывшееся новое широкое поле деятельности, к
которому особенно и предназначался Павел - апостол языков, удалившийся в
Тарс из Иерусалима (IX:15, 29-30).
26 "Собирались в церкви...", т. е. в общие богослужебные собрания
христиан.
"Учили немалое число людей..." - egeneto didaxai oclon ikanon... Учить -
т. е. поучать и утверждать обращенных в истинах веры и правилах жизни
христианской. Замечательно, что здесь проповедническая деятельность
Савла характеризуется (хотя в соединении с Варнавиною) словом учить
(didaxai), что обычно употребляется собственно лишь о проповеди
апостольской (IV:2, 18; V:25, 28, 42; ср. II:42).
"Ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами..." До сих
пор последователи Господа именовали себя учениками, братиями, верующими
и т. п. Два раза встречающееся в Новом Завете (Деян XXVI:28; 1Пет.
IV:16) это название приводится как название вне Церкви употреблявшееся.
Это говорит за то, что усвоение наименования христиан едва ли обязано
самим христианам. Не менее сомнительно, чтобы оно могло изойти и от
иудеев, которые, конечно, не решились бы священного для них имени
Христос (перевод евр. Мессия) усвоить последователям Того, Кого они не
считали таковым. Остается, таким образом, с большею вероятностью
предположить, что название христиан усвоено верующим язычниками
Антиохийскими. Не зная догматического и религиозно-исторического
значения имени Мессии, они приняли его греческий перевод (Христос) за
имя собственное, образовав от него и имя партии Его последователей.
Новое наименование удачно было особенно потому, что в нем как нельзя
лучше соединялись в одно все исповедники новой веры - как из иудеев, так
и из язычников, познавших христианство совершенно самостоятельно от
иудейства.
27 "Пришли.. пророки..." Между разнообразными дарованиями духовными,
коими была так богата первенствующая Христова Церковь, проявлялся в то
время в некоторых верующих и дар пророчества, т. е. предсказания будущих
событий, недоступных для естественного человеческого ведения
(1Кор.XII:10). Один из таких пророков и был Агав, о котором упоминается
еще раз после (XXI:10).
28 "Возвестил Духом..." - eshman? dia tou PneumatoV... - слав. :
"назнаменаше Духом...", т. e. возвестил при посредстве некоего знака,
внешнего образного действия, символически то, что ему было внушено Св.
Духом (ср. XXI:10).
"По всей вселенной... великий голод..." - усиленное выражение,
означающее наступление великого голода повсюду (ср. Лк II:1),
повсеместно, во многих местах вселенной, причем, может быть, и не
одновременно, а в течение целого ряда лет, и по районно, а не сразу
везде. Дееписатель замечает, что таковой голод был при Клавдии Кесаре.
Это был преемник Калигулы, правивший империею 41-54 год. по Р. Х. За все
это время голод свирепствовал то там, то здесь в областях Римской
Империи, причем около 44 года был великий голод по всей Палестине
(Археолог. И. Флавия, XX:2, 6; 5, 2; Евсев. Церк. Ист. II:11). Около 50
года голод был в самой Италии в других провинциях (Тацит. Летоп.
XII:43).
29 Twv de maqhtwn kaqwV hupore?to tiV, wrisan... - буквально: из
учеников же, сколько кто мог, решили... Это было, очевидно, уже при
наступлении голода в Иудее. Тогда-то впервые и выразилась столь
трогательная братская любовь и единение отдельных христианских обществ в
отношении друг к другу.
30 "К пресвитерам..." Первое упоминание в апостольской истории о
пресвитерах. Как видно из дальнейших упоминаний (XV:2, 4, 6, 22, 23;
XX:17 и др. ) и из посланий апостольских (Тит I:4; 1Тим. V:17, 19 и др.
), это были руководители отдельных христианских общин, пастыри и учители
и совершители тайн (ср. XX:17, 28; Еф IV:11; 1Пет. V:1; Иак V:14-15). В
свое служение они посвящались возложением рук апостолов (XIV:23) или
епископов (1Тим. V:22). В тех городах, где христианские общества были
более многочисленны, напр., в Иерусалиме, Ефесе и т. п., пресвитеров
поставлялось несколько (XV:1, 4 и д. ; XX:17). О первоначальном
учреждении сей священной степени нет такого особого известия, как,
напр., об учреждении диаконов (VI:1 и д. ). Ясно одно, что обычай
рукоположения пресвитеров в новоучреждаемые общины христианские
установился очень рано (XIV:27), вызванный, очевидно, настоятельною
потребностью каждой общины иметь авторитетного и уполномоченного
апостольскою властью руководителя, предстоятеля, пастыря и учителя и
совершителя таинств, кроме епископа. Как ближайшим представителям
отдельных общин, пресвитерам и передается пособие антиохиян, без
обременения апостолов.