|
|
Деяния Св. Апостолов
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Глава
12
1 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к
церкви, чтобы сделать им зло,
2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, - тогда
были дни опресноков, -
4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам
воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о
нем Богу.
6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя
воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув
Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук
его.
8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит
ему: надень одежду твою и иди за мною.
9 Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было
действительно, а думая, что видит видение.
10 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим
в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну
улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь
послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал
народ Иудейский.
12 И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого
Марком, где многие собрались и молились.
13 Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем
Рода,
14 и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав,
объявила, что Петр стоит у ворот.
15 А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же
говорили: это Ангел его.
16 Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и
изумились.
17 Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел
его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом,
выйдя, пошел в другое место.
18 По наступлении дня между воинами сделалась большая тревога о том, что
сделалось с Петром.
19 Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их.
Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и там оставался.
20 Ирод был раздражен на Тирян и Сидонян; они же, согласившись, пришли к
нему и, склонив на свою сторону Власта, постельника царского, просили
мира, потому что область их питалась от области царской.
21 В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на
возвышенном месте и говорил к ним;
22 а народ восклицал: это голос Бога, а не человека.
23 Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы
Богу; и он, быв изъеден червями, умер.
24 Слово же Божие росло и распространялось.
25 А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима
(в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.
Гонение Церкви Иродом: убиение Иакова, заключение в темницу Петра и
чудесное его освобождение (1-18). Смерть Ирода в Кесарии (19-33).
Возвращение Варнавы и Савла в Антиохию (24-25).
1 "В то время...", - т. е. пока Варнава с Савлом исполняли поручение
антиохиян (XI:25, 30).
"Ирод царь..." Это был именно Ирод Агриппа I, сын Аристовула и Вероники,
внук Ирода так называемого Великого, искавшего убить Господа по Его
рождении и вместо Него избившего вифлеемских младенцев (Мф II:1, 13 и д.
), племянник Ирода Антипы Галилейского - убийцы Иоанна Крестителя (Мф
XIV:3 и д. ). Такова эта семья убийц, окровавивших свои руки самою
драгоценною для христианского мира кровью... Родившись около 10 года до
Рождества Христова, Ирод Агриппа воспитывался в Риме. По восшествии на
престол Калигулы, получил от него тетрархию умершего дяди своего Филиппа
(Мф II:22; Лк III:1) и тетрархию Лисания (Лк III:1) с титулом царя.
Вскоре он объединил под своим владением и тетрархию другого дяди своего
Ирода Антипы. Наконец, Клавдий Кесарь, преемник Калигулы, присоединил к
его владениям и Иудею с Самарией, так что он, подобно деду, владел всею
Палестиною (Флав. Археол. XVIII:7, 2; XIX:5, 1; 6, 1; О войне Иудейской
11, 9, 6; 11, 5), причем отдельной прокуратуры римской над Палестиною
уже не было. Умер 44 года по Р. X., процарствовав не более 4 лет, после
чего Иудея снова была обращена в Римскую провинцию.
"Поднял руки... чтобы сделать зло..." - или заключением в темницу, или
телесными наказаниями, или другими жестокими мерами, до убийства
включительно, пример чего указывается далее.
2 Иаков, брат Иоанна (Богослова), Зеведеев - был второй мученик
христианский, на котором точно исполнилось предсказание Господа (Мф
XX:23). Дополняя краткое известие Дееписателя о его мученической
кончине, Церковное предание говорит, что обвинявший апостола сам обращен
был ко Христу обвиняемым и вместе с ним сподобился мученической кончины
(Клим. Ал. у Евсевия, Церк. Ист. II:9; Чет. -Мин., апр. 30) Так,
восклицает св. Златоуст: "уже не иудеи и не Синедрион, но царь поднимает
руки, чтобы сделать зло. Это высшая власть, тягчайшая брань, тем более,
что была в угодность иудеям".
3 "Тогда были дни опресноков..." - дни опресноков начинались со дня
Пасхи и продолжались 7 дней. Если Ирод обычно пребывал в Кесарии,
резиденции тогдашних иудейских правителей, то упоминание о днях
опресночных дает понять, что для гонения на христиан и заключения Петра
к удовольствию иудеев Ирод воспользовался своим пребыванием в Иерусалиме
на празднике Пасхи; как бы то ни было низкая расчетливость, руководившая
им, была такова, чтобы своими действиями угодить можно большему числу
народа: вполне по-иродовски и достойно тех, кому это делалось в угоду.
4 "Четырем четверицам воинов...", т. е. четырем сменам - по четыре
человека в каждой. Такая усиленная охрана полагалась лишь особо важным
преступникам, а в данном случае она сослужила свою службу совсем не так,
как ожидалось, ибо "чем тщательнее была стража, тем более удивительно
обнаружение силы Божией..." (Феофил. ).
"Намереваясь после Пасхи..." В праздник, и притом такой великий, как
Пасха, не позволительно было осуждать на казнь, а потому Ирод Агриппа
хотел осудить Петра по окончании праздника.
"Вывести его к народу..." - для торжественного публичного суда,
осуждения и смертной казни. Любитель зрелищ, воспитавшийся на кровавых
зрелищах римских, царь хотел сделать народное зрелище и из осуждения и
казни первоверховного апостола.
5 "Между тем церковь прилежно молилась о нем Богу..." Замечание дает
понять, что чудесное освобождение апостола было даровано особенно по
молитве за него Церкви. "Они (т. е. верующие) находились теперь в самом
опасном положении. Их устрашало и то, что тот (Иаков) убит, и то, что
этот (Петр) посажен в темницу... Но - они не возмущались, не производили
смут, а обратились к молитве, прибегли к этой непреоборимой
поборнице..." (Злат. ).
6 "В ту ночь...", т. е. перед тем днем, когда Ирод хотел судить Петра
"Петр спал между двумя воинами...", прикованный к ним двумя цепями, как
полагалось усиленною охраною (Флав. Археол. XVIII:6, 7; Плин. Ер. X:65).
7 "Свет осиял темницу..." - fwV elamyen en t oikhmati... - слав. : "свет
возсиял в xpаминe..." - может быть, не во всей темнице, а собственно в
том отделении ее, где спал Петр. Сон Петра в такие тревожные минуты был
настолько крепок, что лишь толчок мог разбудить его. "Видишь" - говорит
Златоуст, - Петр спит, не предается ни унынию, ни страху. В ту самую
ночь, как хотели его вывести на смерть, он спал, предав все Богу..."
8 "Опояшься и обуйся..." Для того повелевает ему опоясаться и обуться,
чтобы и этим внушить ему, что это не привидение, чтобы он воспрянул от
сна и убедился, что это - истина; для того тотчас же и цепи упали с рук
его, и сказано было: востани вскоре. Эта - слова не смущающего, но
убеждающего не медлить..." (Злат. ).
12 "Иоанна, называемого Марком...", который потом сопровождал Варнаву и
Савла в Антиохию (ст. 25). Существует несколько различных преданий об
этом Иоанне Марке: по одним он - одно лицо с евангелистом Марком и
Марком - племянником Варнавы (Кол IV:10). Другие - отличают его и от ев.
Марка и племянника Варнавы (Чет. -Мин. 4 янь). Третьи, отличая от ев.
Марка, считают племянником Варнавы (Чет. -Мин. 11 июня, житие Ап.
Варнавы). Это разногласие, конечно, не может говорить против полной
исторической достоверности повествуемого в настоящем месте книги Деяний.
15 "В своем ли ты уме?.. " - греч. mainh... - слав. : "беснуешися-ли?..
", т. е. безумствуешь? Настолько казалось удивительным и невероятным
сообщаемое.
"Это Ангел его" Как всегда бывает в случаях растерянности пред чем-либо
маловероятным и необъяснимым, стараются подыскать объяснение
совершающемуся не менее трудное и чудесное, и столь же мало объясняющее
возможность невероятного. Учение об Ангеле-хранителе и руководителе
спасения каждого человека могло основываться и подтверждаться на учении
Господа об Ангелах младенцев. Известно это учение и Апостолу Павлу (Евр
I:14).
16 "Когда отворили..." - уже не одна служанка, а все собравшиеся
устремляются к пришедшему и отворяют ему двери.
17 "Уведомьте Иакова...", т. е. предстоятеля Церкви Иерусалимской, брата
Господня, "и братьев...", т. е. остальных верующих - для их успокоения.
"Пошел в другое место...", что требовалось благоразумною осторожностью и
вполне согласовалось с наставлением Господа (Мф X:23). "Не искушал Бога
и не подвергал сам себя опасности, ибо и это они делали только тогда,
когда им было повелеваемо..." (Злат. ). Существует древнее предание, что
Петр был в Риме в первые годы царствования Клавдия (Иерон. cata1. с. I;
Евсев. Церк. Ист, II:14-15). Если так, то удобнейшим временем к такому
путешествию Петра было именно рассматриваемое время. Это было, по всей
вероятности, в 44-й год по Р. Х., после иудейской Пасхи, в 4-й год
царствования Клавдия. О Петре, после сего удаления в другое место, не
упоминается Дееписателем до самого апостольского собора (гл. XV).
В течение этого времени (несколько лет) он вполне мог совершить
предполагаемое путешествие - и в целях лучшей безопасности, и в
удовлетворение своей ревности, увлекшей его проповедовать Христа в самом
центре жизни тогдашнего мира.
19 "Отправился в Кесарию...", обычную тогда резиденцию римских
правителей Иудеи. Праздник Пасхи окончился, и он мог оставить Иерусалим;
притом ему и неудобно было теперь оставаться в Иерусалиме, ему должно
было быть стыдно пред той частью народа с Синедрионом во главе, которую
он только что так обнадежил даровым зрелищем казни апостола.
20 Описывая смерть Ирода непосредственно за рассказом об освобождении
Петра, Дееписатель имеет в виду представить эту смерть, как Божию казнь
Ироду за гонение Церкви Христовой.
"Ирод был раздражен..." - по какой причине, неизвестно.
"Власта, постельника царского..." - ton epi to? kitwnoV tou BasilewV...
- главного служителя при особе царя, хранителя его жизни и сокровищ.
Такие служители очень часто делались и высшими сановниками государства,
пользуясь большим влиянием на царя и государственные дела (ср. VIII:27).
"Просили мира...", нарушенного раздражением, - дружественных отношений,
особенно необходимых ввиду угрожавшего голода (Злат. ). Большую часть
зернового хлеба финикияне получали из Палестины, будучи сами
преимущественно торговым, а не земледельческим народом. Поэтому Ирод без
войны мог весьма навредить им, что и вынуждало их просить его о мире.
21-23 Прием послов происходил в особо назначенный день в торжественной
публичной аудиенции.
"Одевшись в царскую одежду..." - по сказанию Флавия - вытканную из
серебра.
Иудейский историк Иосиф Флавий довольно подробно рассказывает об
обстоятельствах смерти Агриппы, с некоторыми подробностями и отличиями
(Археол. XIX:8, 2; ср. XVIII:6, 7) при общем сходстве с Дееписателем.
Так, царь, по Иосифу, присутствовал в Кесарии на играх в честь Кесаря; в
один из дней этих игр вполне мог состояться и прием послов царем. Его
великолепные, сребротканые одежды блестели на солнце ослепительным
сиянием; это и давало льстецам повод к самым неумеренным похвалам, в
которых они называли его богом и вверяли себя его милости (qeon
prosagoreuonteV). Царю, по-видимому, была по сердцу такая низкая лесть,
что тотчас же и не замедлило навлечь на него гнев Божий: увидя над собою
филина, он впал в суеверный страх и вместе почувствовал такую жестокую
резь в животе, что на руках отнесен был немедленно во дворец, где после
5-дневных мучений скончался.
Страх Агриппы пред филином объясняется тем, что в Риме Агриппе было
сделано одним авгуром предсказание, что он умрет, когда увидит во второй
раз над собою филина. Когда это последнее случилось, Агриппа заболел, с
ужасом вспомнив о предсказании. Это объяснение не устраняет другого,
более серьезного, у Дееписателя, который причину и начало болезни
полагает в невидимом поражении Ирода Ангелом. Не противоречат оба
рассказчика и в указании продолжительности Иродовых мучений - Иосиф,
прямо указывая пять дней, а Лука, выражаясь менее определенно, - "будучи
изъеден червями, умер..."
Рассказ о смерти Ирода важен своею хронологическою датою (44 г. ),
позволяющею определять время собственно христианских предшествовавших и
последовавших событий.
25 Ср. XI:28-30.