|
|
Деяния Св. Апостолов
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Глава
1
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему
учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления
Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными
доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о
Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите
обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете
крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время,
Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец
положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне
свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг
предстали им два мужа в белой одежде
11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей
Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы
видели Его восходящим на небо.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая
находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и
Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот,
и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами
и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало
исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об
Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
18 но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось
чрево его, и выпали все внутренности его;
19 и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на
отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови.
20 В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет
живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой.
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все
время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от
нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван
Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих
двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда,
чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к
одиннадцати Апостолам.
Предисловие (1-3). Наставления и обетования Господа апостолам пред
вознесением и вознесение Его (4-11 ст. ). Первая речь Апостола Петра -
об избрании нового апостола на место Искариота и самое избрание (12-26
ст. ).
1 Первую книгу - слав. "первое слово", греч. ton men prwton logon -
очевидное указание на св. Евангелие, написанное ранее Лукою для Феофила
(Лк I:1-4). Поставляя новый свой труд в отношение к первому, как второй,
св. Лука хочет показать, что и по внешнему содержанию, и по внутреннему
существу повествуемых событий эта вторая его книга есть прямое
продолжение и развитие первой, давая вместе с нею возможно обстоятельную
историю основания, распространения и утверждения Церкви Христовой на
земле.
О всем, что Иисус делал... По объяснению Златоуста - "обо всем что
особенно важно и нужно", "не опустив ни одной из вещей существенных и
необходимых, из которых познается божественность и истинность проповеди"
(Феофил). Такие оговорки делаются святыми толкователями ввиду того, что
другой евангелист, Иоанн, признал невозможным делом описать все события
жизни Господа (Ин XXI:25).
Знаменателен буквальный смысл вышеприведенной фразы: "о всем, что начал
Иисус творить и учить..." (wn hrxato o IhsouV poiein te kai didaskein),
Дееписатель как бы хочет сказать, что всею своею земною деятельностью
Господь Иисус только еще начал, положил начало Своим делам и учению.
Продолжением этого начала будет все дальнейшее в делах Его посланников и
их преемников до скончания века (Мф XXVIII:20), составляя в целом
завершение великого дела Христова, впрочем - не ограничиваемого никакими
временами и сроками.
2 До того дня, в который Он вознесся... О вознесении Господа в Евангелии
Луки лишь упоминается кратко (XXIV:50-53). Это событие было концом
евангельской истории и началом апостольской. Посему св. Лука и
предпочитает подробнее сообщить об этом событии в Деяниях.
Вознесению предшествует заповедание - завещание Господа апостолам - дав
Святым Духом повеления апостолам - греч. ente?lamenoV toiV apostoloiV
dia PneumatoV agion... буквальное слав. : заповедав апостолам Духом
Святым. Здесь разумеется или обетование Его - послать апостолам Духа
Святаго, с повелением ждать этого обетования в Иерусалиме (Лк XXIV:49),
или заповедь Его им - быть свидетелями и проповедниками во Имя Его
покаянию и отпущению грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима - (Лк
XXIV:47-48).
Это обетование или заповедь и повеление Господа дается, по выражению
Дееписателя, Духом Святым. "Так говорится, - толкует блаженный
Феофилакт, - не потому, что Сын имел нужду в Духе, но потому, что там,
где творит Сын, содействует и соприсутствует Дух, как единосущный..."
Сей Св. Дух, по благоволению Отца, исполнявший и Сына Его по
человечеству - "не в меру" изобильно (Лк IV:1; XIV:18; Ин III:34);
обещается и апостолам, как объединяющее начало Отца, Сына и некупленного
Им человечества.
Которых Он избрал... - указание на исключительность полномочий и прав
апостольских, в отличие от остальных верующих. Оправданием этой
исключительности является и то, что этим лишь избранникам Своим Господь
и явил Себя живым по страдании Своем, чтобы они могли быть убежденными и
неложными свидетелями и проповедниками о Нем для всего мира.
3 По страдании Своем - т. е. вместе и по смерти Своей, коею заключились
страдания.
Со многими верными доказательствами - т. е. что Он действительно
воскрес, чему они долго и не умели, и не смели верить; что воскрес
действительно Он Сам - распятый и умерший, а не другой кто заменил им
Его; что не привидение Его, а подлинный Он Сам опять стал живым среди
них, для чего Он вкушал пред ними и был даже осязаем рукою Фомы, и в
течение 40 дней вновь продолжал им Свою проповедь о Царствии Божием. Все
это, наконец, дотоле апостолам и непонятное и маловероятное, оказалось
согласно и с Божественными писаниями, для уразумения которых Воскресший
отверз их ум, открыв в этих писаниях все множество других доказательств
для веры в него, как истинного Сына Божия, достойного веры всех народов.
В продолжение 40 дней... Это точное указание времени пребывания
Воскресшего Господа на земле по воскресении имеется только в данном
месте Деяний. Евангельские повествования Марка и Луки не дают никаких
указаний на это время и говорят о вознесении Господа очень кратко, в
общей связи предшествующих событий. А два других евангелиста (Матфей и
Иоанн) и вовсе не упоминают о вознесении. Это делает особенно ценным
рассматриваемое место книги Деяний, как восполняющее столь важные
стороны последних евангельских событий.
О Царствии Божием, т. е. о всем, что касалось до новой жизни людей,
искупленных страданиями Спасителя и призванных образовать новое Царство
Божие, Царство Мессии, Царство нового Израиля, Церковь Христову.
Насколько ученики Христовы нуждались в сем, и как мало они еще проникали
в эти тайны истинного Царствия Божия, показывает дальнейшее в 6 ст.
Полное же посвящение апостолов Христовых в тайны Царствия Божия и в
достойных провозвестников и насадителей его, последовало по сошествии на
них Духа Святаго (Ин XVI:12-13), по обетованию Господа.
4 И собрав их... - греч. kai sunalizomenoV, слав. точнее - "с ними же и
ядый..." Буквально - "и в собрании их вкушав пищу..." Вкушение пищи и
повеление не отлучаться от Иерусалима - на первый взгляд как-то кажутся
не столь удобосвязуемыми в одно предложение мыслями. Это сочетание
мыслей не покажется, однако, странным, если внести в них одну, при
беглом чтении ускользающую нотку. Мысль апостола приобретает тогда такой
ход: "Он вознесся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он
избрал, которым и явил Себя живым по страдании Своем, со многими верными
доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря им о
Царствии Божием, обрадовавши их и удостоверив Себя пред ними до того,
что даже вкушал пред ними пищу, повелел им от Иерусалима не
отлучаться...". Таким образом, выражение "с ними же и ядый" -
sunalizomenoV - как бы увенчивает величайшее основание радости апостолов
и веры их в Спасителя, Который опять поставил Себя живым пред ними по
страдании Своем, уверив это многими верными доказательствами, в числе
коих вернейшим и радостнейшим для неверовавших от радости и чудящихся
апостолов (Лк XXIV:41) было очевидное пред всеми вкушение пищи.
Не отлучаться от Иерусалима - Господь повелевает апостолам для того,
чтобы, начав проповедь в отдаленных местах, они не были бы оболганы, т.
е. обозваны лжецами (синакрарий на Вознесение Господне). В Иерусалиме
это удалось бы гораздо труднее, ибо столько было, помимо апостолов,
других свидетелей и достоверных вестников проповедуемых ими событий. И
так еще жив был в памяти всех Сам проповедуемый!
С повелением от Иерусалима не отлучаться соединяется завет - ждать
Обещанного от Отца, т. е. ниспослания Утешителя Духа Святаго - Ин
XIV:16; XVI:7, 13 и др.
Обещанного от Отца - греч. epaggeian tou patroV... точнее слав. -
"обетования Отче" (ср. еще Лк XXIV:49), обетования Отеческого,
обетования Отца. Ниспослание Духа Святого Господь называет обетованием
Отца, Который еще в Ветхом Завете (Ис XLIV:3 и Ин III:1 и др. ) чрез
пророков дал такое обетование об излиянии Духа Святого во времена
Мессии.
О чем вы слышали от Меня, - точнее греческий и славянский тексты: hn
hkousate mou, "еже (т. е. обетование Отца) слышасте от Мене" - Здесь,
таким образом, Господь дает понять, что Его Обетование есть именно то
самое обетование Его Отца, которое дано в Ветхом Завете и теперь еще раз
высказано устами Сына. Звучит также в словах Господа и та мысль, что Он,
как "едино с Отцом", изрек Свое обетование, и это обетование приняло
силу, как обетование в тоже время Отца, волю Которого в данном случае
творил Сын. Излагая подробнее суть этого Отеческо-Сыновнего обетования,
Дееписатель и приводит его словами Сына (Лк III:16; Ин I:33 и паралл. ).
5 Ибо Иоанн крестил водою... Слав. - "яко Иоанн ибо крестил есть
водою...", греч. oti IwannhV и т. д. Это oti - стоит в очевидной связи с
предыдущим hkousate, пояснительно связывая оба предложения, которые
должны быть переведены так: "ждать обетования Отца, которое вы слышали
от Меня", а именно: что Иоанн крестил водою, а вы... и т. д. Русское
ибо, если переводить греческое oti, то совершенно неверно; если men (oti
IwannhV men...), то совершенно излишне, так как men... de -
непереводимые частицы. Собственно непосредственную связь oti надо
полагать с дальнейшим "имате креститися...". В таком случае выражение
"Иоанн крестил водою" получает значение простой вставки Дееписателя, не
подразумеваемой в выражении Господа "еже слышасте"; к такому пониманию
дела побуждает то обстоятельство, что в Евангелии этих слов не усвояется
самому Господу, а лишь Иоанну (Лк III:16; Ин I:33 и парал. ), хотя мог,
конечно, сказать их и Сам Господь, далеко не все изречения коего вошли в
Евангелие. Выражение "креститься Духом Святым" в соответствие крещению
водою означает всецелое исполнение дарами Духа Святого, как бы
погружение в Его очищающую и оживотворяющую благодать. Об этом так
рассуждает св. Кирилл Иерусалимский: "не частная это благодать, но
всесовершенная сила, ибо как погружающийся и крестящийся в водах
отовсюду окружается водами, так и Духом крещены они были всецело; но
вода омывает внешность, а Дух, ничего не исключая, все крещает до
внутренности самой души. И чему дивиться?.. Если огонь, входя внутрь
грубого железа, целый состав его делает огнем и холодное раскаляется,
черное начинает светиться; и если огонь, будучи веществом и проникая в
вещество железа, действует так беспрепятственно, то чему дивиться, если
Дух Святой входит во внутренность самой души?.. "
Чрез несколько дней после сего... - опять неточный перевод греч. ou meta
pollaV tautaV hmeraV, слав. точнее - не по мнозех сих днех - после
немногих дней или немного дней спустя. Это произошло именно через десять
дней. Столько судил Господь апостолам Своим ждать Обетованного
Утешителя. Не больше и не меньше. Не больше потому, что дальнейшее
продолжение дней ожидания утомило бы ожидавших, допустило бы в их души
рассеянность, невнимание, и это делало бы менее плодотворным тихое
веяние и почитание на них Духа Божия. Не меньше - потому, что
преждевременное пресечение дней ожидания оставило бы души многих в
недостаточно напряженной жажде Утешителя, в недостаточно созревшем
сознании важности предстоящего, в недостаточно оцененной драгоценности и
утешительности Грядущего, что все также ослабляло бы силу и значение
пришествия Духа Божия.
6 Не в сие ли время?.. - греч. ei en tw cronw tontw, - т. е. спустя
немного дней, когда ученики будут крещены Духом Святым (ст. 5).
Восстановляешь царства Израилю... - греч. apokaqistaneiV thn basileian
tw Israhl... Апостолы выражают, очевидно, обычные представления о земном
царствовании Мессии, с порабощением всех других народов и с усвоением
израильскому народу земного величия, славы и могущества. Тако быша еще
косни (отсталы) ученицы - заметим словами церковной песни. Научаемые в
продолжение сорока дней о Царствии Божием явившимся Спасителем, они все
еще "не совсем ясно понимали, что такое это Царствие, так как не были
еще научены Духом.... все еще привязаны были к предметам чувствительным,
хотя и не настолько, как прежде; они еще не сделались лучшими, -
впрочем, о Христе думали уже выше" (Злат. ).
7 Не ваше дело - несколько грубоватый перевод греч, - ouk umwn esti, -
точнее слав. несть ваше... Лучше и вернее выразить ответ Спасителя в
такой форме: "не вам знать..." и т. д. Деликатно уклончивый ответ
Господа на столь неуместный, отзывавшийся грубыми предрассудками вопрос
своих возлюбленных учеников по первому впечатлению как будто оставляет
их в тех же предрассудках, лишь изменяя время их исполнения; в
действительности этот ответ верно рассчитывал на изменение воззрений
апостолов самым ходом событий, имеющих наступить в ближайшее время: но
приимите силу... и т. д. Бесполезно было бы теперь же, сразу, всецело
разочаровывать учеников в том, с чем они слишком сжились, тем более, что
носящие характер грубого предрассудка воззрения и ожидания их так или
иначе получили осуществление, лишь в высшем лучшем, благороднейшем
смысле. На это можно находить указание в выражении Спасителя kairouV -
не вам знать времена или способы обстоятельства, характер осуществления
ваших надежд, что все Отец положил в Своей власти. Русский перевод
выражения kairouV - сроки - не точно выражает мысль Господа и сообщает
ей излишнюю тавтологию.
"Значение времени и способов осуществления надежд на Царствие Мессии
Господь усвояет лишь Отцу - не потому, чтобы Сам не знал, но потому, что
самый вопрос был излишним, и посему Он с пользою для них ответил
молчанием" (Феофил. ).
8 Отвлекая внимание учеников от области несбыточного и ненужного,
Господь обращает это внимание на ожидающий их переворот в самих себе,
когда само собою наступит все, что им наиболее важно и драгоценно;
примете силу... силу именно от нашедшего на все Святаго Духа, - силу
быть Мне свидетелями... даже до края земли, свидетелями и проповедниками
о Мне, о Моей жизни, учении, делах, заповедях, обетованиях и
предвещаниях. "Это изречение, говорит блаж. Феофилакт, есть вместе и
увещание и непреложимое пророчество" Спасителя о том, чем будут и должны
быть ученики Христовы по получении ими силы Духа Святого. Здесь же
кроется и тонкий намек на то, как, чем и когда исполнятся их жизненные
надежды на наступления Царства Мессии, царства Нового Израиля, в которое
Израиль старый войдет лишь как часть, не исчерпывая собою всеобъемлющей
силы и богатства не земных временных, а духовных вечых благ нового
Царства.
Если прежде Господь посылал учеников Своих проповедовать о приближении
Царства Божия только иудеям, запретив ходить с этою проповедью к
язычникам и самарянам (Мф X:5), то это ограничение апостольской
деятельности снимается. Иерусалим лишь полагается начальным пунктом или
центром, откуда лучи Евангельского Света должны озарить всю вселенную
"даже до края земли".
9 Сказав сие, Он поднялся... У ев. Марка: "после беседования с ними"
(XVI:19). У ев. Луки: "когда благословлял их", отступил от них, т. е.
отделился несколько, и стал возноситься на небо (XXIV:51).
И облако взяло Его из вида их... Заключительный момент вознесения,
относительно которого блаж. Феофилакт говорит: "воскрес так, что они не
видели, вознесение же Его видели; видели конец воскресения, но не видели
его начала; видели начало Его вознесения, но не видали его конца".
Облако - вероятно, светлое - (ср. Мф XVII:5) было здесь знамением
особого присутствия Божия, особой Божественной силы, которою совершалось
это славное последнее земное дело Господа.
10 Два мужа в белой одежде... - несомненно - Ангелы (ср. Лк XIV:4; Мк
XVI:5; 5; Мф XXVIII:2; Ин XX:12). "Мужами называет Ангелов, говорит по
поводу этого блаж. Феофилакт, показывая событие в том виде, в каком оно
представлялось зрению, так как Ангелы и на самом деле приняли на себя
образ мужей, чтобы не устрашить".
11 С недоумением и удивлением должны были апостолы вперить свои взоры в
небо, где только что скрылся от них Господь. Это недоумение, быть может,
близкое к оцепенению, разрешают Ангелы кротким и ласковым как бы
упреком: "что стоите и смотрите?..." Время обратиться от бесцельного уже
созерцания вьют воздушных к обычной действительности, где их ожидает
полная кипучей деятельности жизнь апостольского призвания.
Придет таким же образом... Здесь разумеется, очевидно, второе славное
пришествие Господа, о котором говорил ученикам и Сам Он (Мф XXV:31) и
которое будет в том же прославленном Его теле и тоже на облаках небесных
(Мф XXIV:30).
12 Тогда, т. е. после полученного от Ангелов вразумления, они
возвратились в Иерусалим... В Евангелии Лука добавляет к сему с радостью
великою (XXIV:52).
Упоминание горы Елеона, как места, откуда возвратились в Иерусалим
апостолы по вознесении Господа, означает, очевидно, что эта гора была и
местом вознесения. Дееписатель точно определяет при этом и
местоположение названной горы, - очевидно, потому, что Феофилакт, для
которого предназначалась книга, был незнаком с топографией Иерусалима.
Близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути... - слав. субботы имущие
путь (греч. имущая - sabbatou econ odon. ), т. е. от горы имеющей путь
субботы, или такой путь, какой позволялось пройти в субботу. Этот путь
раввинскою строгостью относительно субботнего покоя определялся в 2000
шагов (около версты), на таком расстоянии отстояли самые крайние палатки
от скинии Моисеевой, во время странствования евреев по пустыне. Если в
Евангелии св. Лука (XXIV:50) говорит, что Господь вознесся извед их вон
до Вифанию, то это выражение, не в противоречии с рассмотренным,
означает, что место вознесения находилось на пути из Иерусалима в
Вифанию. Последняя отстояла от Иерусалима на расстоянии вдвое большем
Елеона, на расстоянии двух субботних путей, и указывается просто для
определения направления, по которому извел Господь учеников на место
Своего вознесения.
13 Взошли в горницу где и пребывали... единодушно в молитве и молении.
Быть может, это была та же горница, в которой совершена последняя тайная
вечеря (большая горница, Лк XXII:12) и хозяин которой, вероятно, был в
числе последователей Господа. Удаленная от шума уличного, она
представляла удобнейшее место для молитвенных собраний, в которых
ученики Господа подготовляли себя молитвами и молениями к обетованному
крещению Духом Святым.
Пребывали - не в смысле безысходного проживания в горнице в течение всех
10 дней. Выражение означает лишь, что ученики на разошлись каждый в
место свое, но - взойдя в известную горницу, постоянно потом собирались
в ней для единодушных молений. В Евангелии Лк XXIV:51 - пребывали всегда
в церкви, прославляя и благословляя Бога. Это означает, что ученики
Господа оставались и всегдашними посетителями еще не замененных новыми
священнодействиями богослужений ветхозаветного храма. Но уже и теперь
эти богослужения, заметно, не удовлетворяли учеников Господних, и новые
впечатления их и верования заставляли их вырабатывать свои новые формы
для их удовлетворения. Так, то в храме, то в горнице - они постоянно
пребывают в молитвах и хвалениях Бога, постоянно собираясь в ожидании
обещанной перемены в их осиротелой доле.
Имена апостолов (без Иуды Искариота) и порядок - почти те же, что и в
Евангелиях, с незначительными изменениями (ср. Мф X:2-4; Мк III:17-18;
Лк VI:14-16).
Леввей или Фаддей - приводится с именем Иуды Иаковлева (ср. Ин XIV:22),
а Симон Кананит называется Зилотом ("ревнитель"), как принадлежавший к
партии зилотов, крайних ревнителей закона Моисеева.
Перечисление имен апостолов имеет в виду привести в известность главных
лиц, составлявших средоточие первого христианского общества и бывших
главными действующими лицами в описываемых событиях - утверждения и
распространения Церкви Христовой, по избранию Самого Ее Основателя.
14 С женами. Здесь разумеются, очевидно, те благочестивые почитательницы
Господа, которые сопутствовали Ему при жизни, служа от имений своих (Лк
VIII:2-3; ср. Лк XXIII:55; XXIV:1). Драгоценно упоминание о Матери
Иисусовой, а также и братиях Его, которые еще не так давно не веровали в
Него, как в Мессию (Ин VII:5), но теперь, очевидно, были в числе
верующих.
15 В те дни... - т. е. между вознесением и Пятидесятницей. Петр, став
посреди учеников, сказал... Петр, "уста апостолов, всегда пламенный и
верховный в лике апостолов" (Злат., толк. на Матфея, XVI:15),
первенствует здесь как "такой, которому Христос вверил стадо Свое"
(Феофил. ), предлагая восполнить умаленный Иудою лик XII-ти.
16 Замечание относительно числа собравшихся имеет в виду отметить общее
единодушие, господствовавшее в собрании учеников Господа, а также
показать участие общего их собрания в решении вообще важных дел,
подобных описываемому. В данном случае это участие верующих выразилось в
таких действиях: поставили Иосифа и Матфея (ст. 23), помолились о них
(ст. 24) и бросили жребий (ст. 26). Имея в виду такой порядок решения
дел, Златоуст говорит: "смотри, как Петр все делает с общего согласия и
не распоряжается ничем самовластно и как начальник".
Около 120 человек... Действительное число последователей Господа было
значительно больше, так как при одном из явлений Его по воскресении
(1Кор.XV:6) уже упоминается более 500 братий. Надо полагать отсюда, что
на описываемом собрании были далеко не все, а только не отлучившиеся
далеко от Иерусалима и удостоившиеся быть свидетелями вознесения
Господня.
В речи Апостола Петра две главных мысли: отпадение бывшего Апостола Иуды
и восполнение лика апостольского другим лицом. Так как печальная участь
Иуды и его дерзновенно-страшное дело могли колебать слабых верою, то еще
Господь на Тайной вечере разъяснял апостолам это событие во свете Слова
Божия (Ин XIII:18). Теперь, подобно Господу, то же делает Петр, указывая
в случившемся исполнение предсказанного устами Давида Духом Святым (ст.
20).
17 Получил жребий служения сего... - т. е. апостольского, был призван к
служению апостольскому.
18 Приобрел землю неправедною мздою... - ироническое выражение, имеющее
в виду последствия ужасного злодеяния Иуды (Мф XXVII:7-8).
Когда низринулся, расселось чрево его... - греч. prhnhV genomenoV
elakhse mesoV..., точнее слав. : ниц быв, проседеся посреде...,
буквально - сделавшись наклоненным головою вниз, разорвался посреди,
чревом. Евангелие говорит, что Иуда удавился. Вероятно, по удавлении,
тело его оборвалось, отчего и произошло то, о чем говорит Апостол Петр.
19 Село крови... - т. е. село, купленное на деньги, за которые был
продан умерщвленный Иисус,
На отечественном их наречии... - очевидно, вставка, сделанная Лукою для
Феофила, равно как и пояснение слова "Акелдама".
20 (к ст. 16). Пророческие указания на Иуду заимствуются из двух псалмов
- 68 (ст. 26) и 108 (ст. 8). Толкуя эти пророчества в применении к Иуде,
св. Златоуст и блаж. Феофилакт под двором разумеют село (купленное: "ибо
что могло бы быть пустее кладбища?") и дом Иуды, а под епископством -
апостольское звание.
В обоих указанных псалмах Давида изображается невинно-страждущий от
врагов праведник, произносящий в молитве к Богу о защите приведенные
Петром угрозы врагам. Применение этих угроз к Иуде (с переменою множ.
числа на единственное) оправдывается постольку, поскольку изображаемый
здесь праведник был прообразом Мессии, невинно пострадавшего от врагов и
поскольку Иуда был главным представителем их и виновником успеха их
злодейского замысла.
21 Существенным условием для избрания в звание апостола Петр поставляет
то, чтобы избираемый был свидетелем-очевидцем всей земной деятельности
Господа, начиная от крещения Иоаннова до дня вознесения. Это,
по-видимому, чисто внешнее условие имело, однако, и важную внутреннюю
силу: оно давало более надежд на устойчивость, полноту и зрелость веры и
любви к Господу такого лица и указывало, так сказать, на большую
солидность его подготовки - в непрерывавшемся общении с Божественным
Учителем всех их. Только такая подготовка - непрерывная и от Самого
Господа, всею совокупностью Его дел и учений и событий Его жизни в
период общественного служения - давала право на столь высокое служение.
22 Был вместе с нами свидетелем воскресения Его... Так определяется
сущность апостольского служении быть свидетелем воскресения Христова
(ст. 8; ср. 1Кор.XV; Рим X:9) - "не чего-либо другого, говорит
Феофилакт, потому, что кто явится достойным свидетельствовать о том, что
евший и пивший с ними и распятый Господь восстал, тому гораздо более
можно и должно поручить свидетельствовать и о прочих событиях, потому
что искомым было воскресение, так как оно совершалось втайне, а прочее -
явно..."
23 Поставили двоих, т. е. из числа удовлетворявших высказанному условию
наметили двоих. "Почему не многих? Чтобы не вышло большего нестроения,
притом же и дело касалось немногих..." (Феофил. ),
Избранные - Иосиф Варсава (Иуст) и Матфий - оба неизвестны в
евангельской истории. Вероятно, "они были из числа 70, бывших с 12-ю
апостолами, и из других верующих, но более пламенно веровавшие и более
благочестивые, чем прочие" (Феофил. ).
24 Помолились и сказали - kai probeuxamenoi eipon - точнее слав. : "и
помолившеся реша" - и, помолившись, сказали. Вероятно, приводимую затем
молитву от лица собрания произнес Петр.
Молитва обращается, очевидно, к Господу Иисусу Христу, Который при этом
именуется Сердцеведцем. Так как в другом месте Петр называет
сердцеведцем Бога (XV:8 и д. ), то употребление и здесь означенного
наименования в приложении к Иисусу Христу выражает не иное что, как веру
в Божественные свойства Его и исповедание Его Божества.
Покажи... - т. е. посредством жребия, "Не сказали - избери, но покажи,
говорят, избранного: они знали, что у Бога все наперед определено"
(Злат. ). Как при жизни своей на земле Господь Сам избрал Себе
апостолов, так и теперь, хотя Он вознесся на небо, но обещавшись всегда
пребывать в Церкви Своей, должен Сам избрать и двенадцатого апостола.
25 Идти в место свое... - т. е. в место осуждения, геенну.
26 Определение по жребию есть установление ветхозаветное, и в решении
дел по жребию ведали действие Самого Бога (Лев XVI:8 и Чис XVII:1 и д. ;
XXXIV:13; Нав XIV:2; 1Пар. X:20).
Но - "почему, говорит Златоуст, апостолы предпочитают избрание
посредством жребия?" Потому, что "они еще не считали себя достойными
того, чтобы самим сделать выбор, а потому и хотят узнать (о сем выборе)
посредством какого-нибудь знака...". "И Дух Святый еще не сходил на
них... и жребий имел великое значение..."
Причисленный к апостолам св. Матфей проповедовал Евангелие в Иудее и
Ефиопии и скончался в Иерусалиме, побитый камнями (память его 9
августа).
Иосиф (Иосия - Иуст) был после епископом Елевферополя иудейского и тоже
скончался мученически (пам. 30 окт. ).