|
|
Деяния Св. Апостолов
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Глава
13
1 В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители:
Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил,
совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне
Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили
их.
4 Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в
Кипр;
5 и, быв в Саламине, проповедывали слово Божие в синагогах Иудейских;
имели же при себе и Иоанна для служения.
6 Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка,
Иудеянина, именем Вариисуса,
7 который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей,
призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.
8 А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь
отвратить проконсула от веры.
9 Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него
взор,
10 сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын
диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей
Господних?
11 И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца
до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и
сюда, искал вожатого.
12 Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению
Господню.
13 Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии.
Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.
14 Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в
синагогу в день субботний, сели.
15 После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать
им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.
16 Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся
Бога! послушайте.
17 Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время
пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее,
18 и около сорока лет времени питал их в пустыне.
19 И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие
землю их.
20 И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до
пророка Самуила.
21 Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из
колена Вениаминова. Так прошло лет сорок.
22 Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал,
свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева,
который исполнит все хотения Мои.
23 Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя
Иисуса.
24 Перед самым явлением Его Иоанн проповедывал крещение покаяния всему
народу Израильскому.
25 При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы
меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать
обувь на ногах.
26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам
послано слово спасения сего.
27 Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив,
исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу,
28 и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата
убить Его.
29 Когда же исполнили все написанное о Нем, то, сняв с древа, положили
Его во гроб.
30 Но Бог воскресил Его из мертвых.
31 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из
Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.
32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил
нам, детям их, воскресив Иисуса,
33 как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя.
34 А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление,
о сем сказал так: Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно.
35 Посему и в другом месте говорит: не дашь Святому Твоему увидеть
тление.
36 Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к
отцам своим, и увидел тление;
37 а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления.
38 Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается
вам прощение грехов;
39 и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым,
оправдывается Им всякий верующий.
40 Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков:
41 смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни
ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам.
42 При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о
том же в следующую субботу.
43 Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога,
обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые,
беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.
44 В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие.
45 Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и
злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел.
46 Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало
быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя
делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.
47 Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам,
чтобы Ты был во спасение до края земли.
48 Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и
уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни.
49 И слово Господне распространялось по всей стране.
50 Но Иудеи, подстрекнув набожных и почетных женщин и первых в городе
людей, воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих
пределов.
51 Они же, отрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию.
52 А ученики исполнялись радости и Духа Святого.
Путешествие Варнавы и Савла в Кипр и обращение проконсула Сергия Павла
(1-12). Путешествие в Пергию и Антиохию Писидийскую и речь Павла в
синагоге Антиохийской (13-41). Действие речей Павла на язычников и
иудеев, гонение на Варнаву и Павла и уход их в Иконию (42-62).
1 "Были некоторые пророки и учители..." Пророчество и учительство были в
первохристианской Церкви особенными дарами Св. Духа, коих удостаивались
некоторые избранники Божии (1Кор.XII:28; Еф IV:11). Применительно к
современному пониманию, можно сказать, что это было нечто вреде
"прозорливости" и старчества нашего времени.
Пророчество - прозорливое ведение будущего, объявляемое прочим иногда
каким-либо соответствующим символическим действием, а иногда просто
предсказанием или образным изречением. Учительство - высшая духовная
мудрость, открывающая в человеке способность учить и руководить других
советами и наставлениями во всех случаях жизни.
В числе таких благодатных лиц Антиохийской церкви приводятся: Варнава,
заслуживший уважение всей первохристианской Церкви (XI:22) и послуживший
устроению Антиохийской церкви; Симеон Нигер (т. е. черный), вероятно, из
латинян, судя по прозванию; Луций Киринеянин - из Киринеи (см. II:10) -
может быть, тот, которого называет Ап. Павел в XVI:21 посл. к Римлянам,
и один из упоминаемых Дееписателем выше киринейцев (XI:19); Манаил или
Манаим, совоспитанник Ирода четверовластника, т. е. Антипы, тетрарха
Галилейского (Мф II:22). По поводу сего замечает блаж. Феофилакт: "вот
что значит характер каждого; и воспитание не оказывает влияния:
посмотри, каким нечестивцем остался Ирод, а его совоспитанник Манаил так
изменился, что удостоился даже дара пророчества...".
Наконец, последним упоминается Савл, так как он позднее других вступил в
общение в Антиохийской церковью, и его апостольская деятельность только
лишь начиналась (Злат. и Феофил. ).
2 "Когда они служили Господу..." - leitourgountwn de autwn t Kuriw...
Греческое выражение означает общественное богослужение, в данном случае,
вероятно, евхаристию (служили Господу, т. е. Иисусу); следовательно,
приведенные слова относятся не к 5 только поименованным лицам, а ко всей
церкви Антиохийской.
"Дух Святый сказал" - вероятно, через пророка или пророков (Злат. ),
которые пред всем собранием и изъяснили повеление Св. Духа.
"Отделите...", т. е. из среды своей - в смысле избрания и посвящения
избранных на особенное служение.
"На дело, к которому Я призвал их..." Самое дело не называется прямо. Но
оно, без сомнения, было известно Церкви Антиохийской (ср. IX:15), как
видно и из выражения "отпустили их", зная то дело, на которое отпускали,
т. е. что они идут с проповедью Евангелия в мир языческий.
3 "Совершив пост и молитву и возложив них pyки..." Как дело особенной
важности, требующее особенного напутствования, исполнение повеления
Божия относительно избранных предваряется постом и молитвою. Затем уже
совершается посвящение их на новое и особенное святое служение через
возложение рук, само собою разумеется - не всего общества, а его
предстоятелей. Так будущий великий апостол языков приял второе
рукоположение на дело высшего апостольского служения. "Что значит:
"отделите Мне... на дело"? - На апостольство. Таким образом Павел
рукополагается на апостольство, чтобы проповедовать со властью..."
(Злат., ср. Феофил. ).
4 "Сии, быв посланы Духом Святым..." - новым, особым откровением,
отличным от только что упомянутого. С этою оговоркою следует описание
его великого путешествия Апостола Павла с проповедью Евангелия, что
составляет содержание двух глав XIII-XIV Деяний. Путь или порядок и
направление этого путешествия указывается ясно и точно, начинаясь и
кончаясь Антиохиею (как и все другие, за исключением последнего - в
узах, начавшегося в Иерусалиме и кончившегося в Риме мученическою
смертью апостола).
"Пришли в Селевкию..." - kathlqon eiV thn Seleukeian... - слав. :
"снидоста в Селевкию". Выражения греческое и славянское - указывают на
географическое и геологическое положение Селевкии в отношении к Антиохии
- спустились (сошли сверху вниз) в Селевкию (подобно Лк X:30).
Селевкия, иначе Пиерия - небольшой портовый город при впадении в море р.
Оронта (на которой выше народилась и Антиохия).
Из Селевкии "отплыли в Кипр..." - ближайший к Антиохии остров
Средиземного моря. С этого острова родом был Варнава (IV:36) и,
вероятно, - имел здесь множественное родство и знакомство, через которое
легко было завязать сношения не только с населением самого острова, но и
окружающими материками, поддерживавшими самые оживленные торговые
сношения с предприимчивыми островитянами. Все это делало Кипр особенно
удачным пунктом отправления "во языки" для просветителей языков.
5 Саламин - приморский кипрский город на восточном берегу острова,
обращенном к Сирийскому берегу.
"Проповедывали в синагогах иудейских..." - так как Варнава был родом из
кипрских иудеев, то естественно было ему и Савлу обратиться с проповедью
о Христе прежде всего к иудеям, как делали они с Павлом везде и всегда
(ст. 46).
"Имели при себе и Иоанна для служения..." - очевидно, Иоанна Марка, того
самого, которого взяли с собою из Иерусалима в Антиохию (XII:25), для
служения - т. е. для исполнения их поручений, может быть, в том числе и
для совершения крещения над обращаемыми (X:48; ср. 1Кор.I:14).
6 Паф - главный город острова, местопребывание римского проконсула, на
противоположном Саламину конце острова.
"Некоего волхва, лжепророка..." - очевидно, подобного Симону волхву
(VIII:9).
Вариисус = сын Иисуса. Может быть, это имя не было собственным именем
волхва, так как выражает лишь его иудейское отчество (подобно тому, как
собственное имя Варфоломея, т. е. сына Фоломеева - было Нафанаил, см.
пророка Мф X:3). Упоминаемое далее арабское Елима точно так же, кажется,
не служит собственным именем лжепророка, а является лишь обозначением
его профессии, ибо Елима и означает волхв мудрец по преимуществу.
7 "Находился с проконсулом" - очевидно, имея его под своим влиянием. При
Октавиане Августе Кипр некоторое время был провинцией императорской и
управлялся пропретором, но Август отдал эту провинцию сенату, и с тех
пор она стала управляться проконсулом, каковым и был в описываемое время
Сергий Павел. Дееписатель характеризует его мужем разумным, что отчасти
объясняет его общение с волхвом, у которого он, очевидно, искал
удовлетворения своим духовным запросам, а также и оправдывается тем, что
он, несмотря на противодействующее влияние волхва, сумел беспристрастно
отнестись к новым проповедникам высшей мудрости и найти в ней истинное
удовлетворение своего любомудрия.
8 "Противился им..." - т. е. возражал, оспаривал их учение, силясь
опровергнуть его, представить неистинным, не заслуживающим внимания
проконсула и других людей.
9 "Савл, он же и Павел..." Здесь в последний раз Дееписатель употребляет
еврейское имя Савл и в первый - римское Павел, которое отселе становится
исключительным именем апостола языков. В этой перемене имени и
совпадении ее с обращением проконсула Павла, по справедливости,
усматривается не простая случайность, а особая знаменательность и
намеренность Дееписателя. По объяснению древнейших толкователей Павел
принял это новое имя в воспоминание о столь замечательном, совершенном
им, обращении ко Христу проконсула римского С. Павла (Иерон. De vir. 5).
К этой же перемене могло побуждать его и то еще обстоятельство, что он
шел теперь с проповедью о Христе в греко-римский мир, в обращении коего
он видел особое свое предназначение, почему представлялось более удобным
и имя новое, римское, кстати, так сходное с его еврейским именем.
Замечательно также, что с этого времени Дееписатель допускает и другую
важную перемену, поставляя главным лицом описываемого апостольского
путешествия Павла, а не Варнаву, как было прежде (Варнава и Савл..., а с
сего времени почти постоянно пишет - Павел и Варнава...). - Очевидно,
обращением проконсула и грозным наказанием волхва Павел явил в себе
такую силу Божию, которая давала считать его первым лицом этой миссии и
высшим апостолом язычников, что оправдалось потом во всей дальнейшей его
деятельности.
"Устремив на него взор...", что означало глубочайшее проникновение души
волхва с ее низкими свойствами.
10 "О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства..." Греческое
radiourgiaV (злодейства) собственно значит: плутовства, которое вместе с
коварством составляло необходимые свойства народного обманщика.
"Сын диавола..." - гневное выражение противоположности его имени
Вариисус - сын спасения или спасителя. Сын диавола - человек, которого
все душевное настроение является воплощением духа лжи и злобы - врага
Бога и людей (ср. Ин VIII:44).
"Совращать с прямых путей Господних", - ведущих проконсула к правой вере
во Христа и блаженству, в отличие от путей кривых, от Христа отводящих и
вводящих в вечную пагубу.
11 "Се - рука Господня на тебя...", т. е. наказующая, карающая сила
Божия (Суд II:15; Иов XIX:21 и др. ).
"Будешь слеп, и не увидишь солнца..." - усиленное выражение тяжести
божественного наказания волхву - будешь совершенно слеп, в соответствии
чему и дальнейшее усиленное выражение - "напал на него мрак и тьма".
"До времени", т. е. пока не перестанет противодействовать проповедникам
и не покается. Неизвестно, воспользовался ли Елима оставленною ему
милостью.
12 "Учению Господню", возвещаемому устами апостолов (VIII:25).
13 "Павел и бывшие при нем..." (См. прим. к 9 ст. ), т. е. Варнава и
Иоанн Марк и, может быть, еще кто-либо из уверовавших кипрян.
Памфилия - малоазийская прибрежная область к северу от Кипра; Пергия -
главный город этой области, лежавший недалеко от моря на р. Цестре и
известный в древности храмом Дианы.
"Иоанн, отделясь от них, возвратился в Иерусалим" - причина не указана,
но из дальнейшего видно, что не вполне одобрительная; по крайней мере,
Павел не одобрял ее. Может быть, здесь проявилась некоторая слабость
характера Иоаннова и боязливость предстоявших великих трудов,
соединенных с немалыми опасностями и лишениями, которые и могли
показаться не по силам юного Иоанна (Феофил. ; ср. Злат. ; Чет. -Мин. 11
июня - "юн сый").
14 Антиохия Писидийская - многолюдный город, причислявшийся в разные
времена, смотря по обстоятельствам, то к Фригии, то к Памфилии, то к
Писидии - малоазийским провинциям.
15 "После чтения закона и пророков", т. е. чтения положенных на эту
субботу отделений из Пятикнижия Моисеева и книг пророческих.
"Начальники синагоги..." Собственно, начальник синагоги был один
(архисинагог, Лк VIII:41; XIII:14; Мф IX:18 и др. ). Вероятно, здесь
начальниками названы и старцы, состоявшие членами совета при
архисинагоге.
"Послали сказать им..." Вероятно, уже ранее этого посещения синагоги
Павел и Варнава стали известны, как мужи учительные, искусные в
разумении и истолковании Писания, почему им и предлагается слово.
16 "Дав знак рукою...", что он хочет говорить. "Таков был обычай у
иудеев" - поясняет Златоуст. Достопримечательно, что теперь "Варнава
уступает Павлу, как Иоанн уступает везде Петру" (Феофил. ).
"Сказал..." Речь апостола состоит в кратком, но сильном изображении
истории еврейского народа со времен патриархов до Давида с целью (как и
у Стефана, гл. VII) указать на бывшие тогда великие благодеяния Божии
(Феофил. и Злат. ), а затем отсюда делается прямой переход к истории
Господа Иисуса Христа и учению о прощении грехов через Него, с сильным
предостережением от неверия в Него.
"Мужи Израильтяне (ср. III:12) и боящиеся Бога..." Первое относится к
природным иудеям, второе - к прозелитам врат, почитателям истинного Бога
из язычников, принимавшим участие в синагогальных богослужениях, где
занимали особо назначенные для них места (ср. ст. 43; XVII:4, 17;
XVI:14; XVIII:7).
17 "Бог народа сего...", т. е. еврейского. Греческий текст: о qeoV tou
laou toutou Israhl... Образ выражения указывает, что речь Павла
обращается собственно к прозелитам, но в то же время косвенно и с не
меньшею силою она метит и в сердце слушателей евреев, к которым прямее
обращается с 26 стиха.
"Отцев наших..." Говоря выше о Боге народа сего, апостол выражением
"отцев наших" причисляет и себя к народу еврейскому, показывая, что этот
народ один пользовался преимуществом особого избрания Божия, в то время
как все остальные народы были предоставлены до времени ходить по путям
своим (XIV:16).
"Избрал" - избранием Авраама и заветом с ним и его потомством.
"Возвысил..." - размножением, крепостью и могуществом, коих боялись сами
египтяне (Исх 1, 7-10).
"Мышцею вознесенною вывел..." Образное выражение, часто употребляемое в
Свящ. Писании при упоминании о выходе евреев из Египта, означает силу
Бога Иеговы, как вождя народа Своего, выведенного Им под защитою Его
крепкой руки, явившей себя в столь многочисленных знамениях и чудесах
Исхода.
18 "Питал их..." - etropoforhsen... - с материнскою заботливостью нося
на руках, как мать младенца (ср. Втор I:31 и 2Мак. VII:29). Эта
заботливость выразилась особенно в питании их хлебом небесным - манною
(ср. Ин VI:30-32).
19 "Истребив семь народов в земле Ханаанской..." - (т. е. Палестине).
(Ср. Втор VII:1). Так как упоминаемые народы были гораздо сильнее и
многочисленнее народа еврейского (Втор VII:1-2), то это истребление и
дальнейшее разделение земли упоминается также для того, чтобы
подчеркнуть заботливость Иеговы о народе Своем, в целях подготовления
его к принятию Обетованного Мессии.
20 "После сего, - т. е. разделения земли Ханаанской между евреями, -
около 450 лет..." Это летосчисление периода Судей несколько несогласно с
указанием 3 кн. Царств (VI:1), где 4-й год царствования Соломонова - год
построения им храма - называется 480-м от исхода евреев из Египта (по
LXX - 440-й), причем на период Судей придется собственно лишь 331 год.
Это разногласие объясняется тем, что апостол употребляет в данном случае
летосчисление предания, а не Писания, что делает и известный историк
иудейский Иосиф Флавий, насчитывающий от выхода евреев из Египта до
построения храма (или 4-го года царствования Соломона) - 592 года. Право
такого предпочтения даты Предания - Писанию не может быть оспариваемо
ввиду того, что для переписчиков рукописей особенно легко было допускать
ошибки в цифрах - буквах, вследствие чего особенно цифровые даты
различных рукописей страдают крайнею неустойчивостью и нуждались в
особой проверке их авторитетным голосом ученого предания.
"Давал им судей..." - особых вождей, воздвигаемых непосредственною Его
силою и указанием, для спасения народа от бедствий и управления им (Суд
III:10). Особая книга Судей описывает их деяния.
"До пророка Самуила...", который был последним Судиею народа.
21 "Сорок лет..." B ветхозаветных книгах нигде прямо не говорится о
времени царствования Саулова. Здесь Павел опять употребляет указание
Предания, которым пользуется также и Флавий, раздельно указывая 18 лет
царствования Саула при жизни Самуила и 22 года еще после его смерти
(Археол. VI:14, 9).
22 "Отринув его..., - как не исполнившего воли и определений Божиих, -
поставил им царем Давида" (1Цар. XIII:13 и д. XV:10 и д. XVI:12 и д. ).
"Сказал свидетельствуя..." Приводимое Павлом изречение Божие о Давиде
есть свободное сочетание того, что действительно сказано от Лица Божия
Самуилом Саулу о его отвержении (1Цар. XIII:14), и того, что псалмопевец
(Ефам) лишь влагает в уста Божии, как сказанное Самуилу ("в видении
Святому Твоему..." Пс LXXXVIII:20 и д. ).
23 От Давида апостол быстро переходит к проповеди о Христе, как цели
всей руководимой Богом истории Израиля и как Таком Потомке Давидовом,
Которого Давид был наилучшим прообразом своими двумя вышеупомянутыми
свойствами (муж по сердцу Божию... исполнит все хотения Мои...) и
Который явился совершеннейшим исполнением данного Давиду обетования.
24 "Пред самым явлением Его, - т. е. выступлением на дело общественного
служения, что было тотчас после Его крещения, - Иоанн проповедовал
крещение покаяния..." См. Мк I:4 и паралл.
25 "При окончании поприща своего...", т. е. при окончании своего
служения в качестве Предтечи Христова, а не при окончании жизни вообще.
Приведенные слова Предтечи сказаны им еще около времени крещения
Христова, которым, собственно, и закончилось служение Предтечи, а не его
смертью, хотя и эта смерть не замедлила.
"За кого почитаете вы меня? - Я не тот...", и т. д. Краткое и свободное
воспроизведение свидетельств Крестителя, изложенных в Евангелиях (Ин
I:20 и д. III:28 и паралл. ). Речь апостола живая, возбужденная и потому
отрывистая.
26 Приступая к изложению самой сущности евангельской проповеди о
страданиях, смерти и воскресении Христовом и спасении всех Христом,
апостол повторяет с усиленною любвеобильностью и убедительностью
воззвание к присутствующим: мужи братия, чада рода Авраамова - т. е.
природные евреи, и боящиеся Бога между вами, т. е. прозелиты (ср. ст.
16).
"Слово спасения сего...", т. е. проповедь сего спасения и самое
спасение. "Вам послано..." - umin... apestalh... - послано через
апостолов, в данном случае Павла и Варнаву.
27 "Ибо..." - здесь в значении не причинном, а объяснительном.
"Исполнили слова пророческие..." - сами того не думая и не сознавая
исполнили то, что предопределено от вечности Богом и предречено через
пророков, т. е. что Христу надлежало пострадать и умереть.
"Читаемые каждую субботу..." Какой тяжкий укор! Какая горькая истина!
Каждую субботу эти пророческие слова читаются в синагогах, и читающие и
толкующие не сознают, что они явились их страшными исполнителями. Но
если в непризнании Мессии несколько могло облегчать их вину неведение,
то дальнейшее - убиение Невинного по признании таковым - уже нисколько
не извиняет их: "это уже не было делом неведения; ибо, положим, что они
не почитали Его за Христа, но почему при том убили Его..." (Злат. )
29 "Сняв с древа, положили Его во гробе..." Хотя это сделали уже не
враги, а друзья Господа (Иосиф с Никодимом), однако апостол усвояет и
это распинателям Христовым, как последствие их страшного дела,
обобщаемого от начала до конца.
30-31 "Но Бог воскресил Его..." (Ср. II:24; III:15 - прим. ).
Несомненность этого воскресения доказывается явлениями Его в продолжение
многих дней, именно 40, Его ученикам, которые все были Галилеяне (Мф
X:4), и которые ныне суть свидетели Его (ср. II:32), т. е. очевидцы
всего бывшего с Ним, которые должны быть достовернейшими возвестителями
всего этого и остальному народу.
Павел не причисляет, по-видимому, себя к этим свидетелям - очевидцам
Господа, являвшегося ученикам по воскресении. Правда, что и он сам видел
Господа (IX:3 и дал. ; 1Кор.XV:8), но видел при совершенно особенных
обстоятельствах, нежели прочие апостолы.
32-33 Доказательства истинности воскресения Христова показаниями
непосредственных свидетелей-очевидцев Павел считает недостаточными для
обыкновенных людей, но зато он не считает их единственными и указывает
сильнейшую поддержу их в самом Свящ. Писании. Воскресение Иисуса
представлялось необходимейшим условием исполнения обетовании о Нем
Божиих, из которых одно гласило: "Сын Мой еси Ты. Аз днесь родих Тя" (Пс
II:7). Это учение о Богосыновстве Мессии как бы логически требовало Его
воскресения, утверждаясь и само на нем, как неопровержимое заключение из
Своих посылок.
34-37 Другое доказательство достоверности исполнения обетовании Божиих
на Иисусе, в Его воскресении, апостол указывает в словах Божиих,
изреченных устами пророков Исаии (LV:3) и псалмопевца Давида. Первый от
Лица Божия обещает непреложное исполнение обетований, данных Давиду,
которые таковы, что исполнение их несовместимо с возможностью для Мессии
обратиться в тление. Совершенно ясно об этом повествует и Давид в Пс
XV:10 (см. прим. к II:25-32),
"Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил..." Греческий
текст, кажется, (и за ним славянский) имеет несколько другую мысль:
Dabid men gar Idia genea uphrethsaV th Qeou boulh, ekoimhqh... - "Давид
по своему роду послужив Божиим советом успе...", то есть: Давид,
послужив своему роду, Божиею волею почил. Послужив своему роду (или
народу) - царским своим служением и всею своею жизнью, так много давшею
не только для его народа, но и для поколений всех времен и народов в
своей псалтыри.
"Почил...", т. е. умер - благоговейно верующее обозначение смерти,
которая есть как бы сон до будущего воскресения мертвых.
"Приложился к отцам своим..." - древнейшее еврейское выражение,
указывающее на судьбу умерших по смерти (Быт XV:15; XXV:8; Суд II:10);
душа умершего отходит в шеол и там присоединяется к прежде умершим
предкам.
"Увидел тление" - телесное, в противоположность чему Христос "не увидел
тления" - потому, что Он воскрес, и должен был жить вечно, чтобы
исполнились все обетования Божии отцам (32 ст. ).
39 "Оправдаться..." - dikaiwqhnai - "оправдитися..." - сделаться
праведными пред Богом. Об этом оправдании и очищении грехов верою
Христовою и о недостаточности для сего закона Моисеева подробнее говорит
апостол в своих посланиях к Римлянам и Галатам.
"Во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым..." Это все
имеет здесь безисключительный смысл, ибо - по учению апостола - закон
Моисеев ни в чем не мог оправдывать человека пред Богом. Таковым
оправданием его является исключительно лишь вера во Христа, соединенная
с делами любви христианской (Рим III:20 и д. 28; Гал III:10 и д. ).
40 "Сказанное у пророков..." Ср. Авв I:5 по перев. LXX.
41 "Презрители..." -т. е. голоса Божия, предостережений Божиих, а отсюда
- и самого Бога.
"Подивитесь и исчезните..." Пророк говорит здесь от Лица Божия о
предстоявшем нашествии на еврейскую землю халдеев в наказание за неверие
и разврат народа еврейского. Это нашествие являлось столь неожиданным и
сопровождалось столь удивительными переворотами для евреев, что они как
бы исчезли от удивления, смирились до ничтожества, до небытия, до
полного поражения всех своих ожиданий и представлений возможного.
Таким же грозным судом и наказанием Божиим за неверие и презрение голоса
Божия угрожает апостол и теперь.
43 "Пребывать в благодати Божией...", т. е. в этом, обнаружившемся в
них, сердечном расположении к вере во Христа, проповеданного Павлом, -
расположении, которое должно было в дальнейшем привести их и к
проповеданному спасению. Это расположение здесь было первым дыханием или
прикосновением спасающей благодати Божией.
44 "Почти весь город...", т. е. и языческое его население, внимание
которого возбуждено было, очевидно, частными беседами апостолов с
жителями в течение недели, между двумя упоминаемыми субботами (42 и 44).
45 Усиленные выражения - противореча и злословя, сопротивлялись -
указывают на страстное, возбужденное враждебное отношение иудеев к
учению Павла.
46 "С дерзновением сказали..." Мысль, высказанная Павлом о
самостоятельной от иудейства проповеди Евангелия язычникам, возбуждала
еще значительные недоумения среди иерусалимских и антиохийских верующих
(XI:2-3; XV:1 и д. ). Могла возбудить она те же недоумения и среди всех
других иудеев рассеяния. Тем не менее Апостолы - Павел и Варнава
приемлют дерзновение высказать ее и применить на деле, имея в виду и
опыт Апостола Петра (X гл. ), и опыт проповедников антиохийских (XI:20),
и особую волю Св. Духа (ст. 1-4), и, наконец, то обстоятельство, что
иудеи, которые прежде всего и здесь оглашены были словом проповеди о
Христе, оказались непокорными и этим как бы сами оправдывали то, что
апостолы обратились с проповедью о Христе к язычникам.
"Вам первым надлежало быть проповедану Слову Божию...", т. е. учению о
Христе Спасителе; надлежало и по ясному повелению самого Господа (I:8;
III:26; Рим I:16), и вообще по Божественным определениям о Мессии,
Который прежде всего посылался к погибшим овцам дома Израилева и уже
потом принадлежал и всем остальным народам.
"Сами себя делаете недостойными вечной жизни...", дарование которой
всему человечеству составляло главную цель пришествия Мессии, при
условии веры в Него.
"Вот, мы обращаемся к язычникам..."
"Эти слова, - говорит св. Златоуст, - исполнены великой кротости. Не
сказал: мы оставляем вас, дабы показать, что можно было опять
возвратиться сюда, и это удаление делается не вследствие вашего
оскорбления, но - так нам заповедано. Язычникам надлежит услышать Слово
Божие, но то не от нас, а от вас зависит, что они должны будут услышать
прежде вас..."
47 В доказательство того, что обращение апостолов с проповедью к
язычникам было не самовольным их действием и вполне сообразовалось с
Божественным планом спасания мира, апостолы ссылаются на изречение
пророка Исаии (XLIX:6), где выражается определение Божие о Мессии, как
свете язычников и спасении всех людей до края земли. В этом определении
Божием апостолы видят для себя как бы заповедь Божию и наибольшее
оправдание своей деятельности в глазах иудеев, для которых ссылка на
заповедь Самого Господа о научении всех языков (Мф XXVIII:19) не могла
иметь такой силы, как указание на слова пророка.
48 "Слыша сие...", т. е. засвидетельствованное апостолами определение
Божие о принятии в Церковь Христову язычников.
"Прославляли Слово Господне...", т. е. новое учение, новую веру, Св.
Евангелие.
"Которые были предоставлены к вечной жизни...", вследствие приведения
Богом их свободно-доброй деятельности (ср. Ин VI:44; Рим VIII:29-30).
49 "Слово Господне...", т. е. проповедь евангельская.
51 "Оттрясши на них прах от ног своих..." (Мф X:14), в знак прекращения
всякого общения.
"Пошли в Иконию..." - на юго-восток от Антиохии Писидийской, плотно
населенный тогда город, причислявшийся то к Писидии, то к Ликаонии, то к
Фригии.
52 "Ученики же, - т. е. христиане писидийские, - исполнялись радости..."
вместо того, чтобы упасть духом от гонений на апостолов.
Такова сила Евангелия! - восклицает Феофилакт (ср. Злат. ). - Учителей
гнали, а ученики радовались... Страдание учителя не отнимает дерзновения
у ученика, но делает его более бодрым..."